Интуитивное инвестирование: работает ли «чуйка»?

Наше представление об интуиции настолько смутное, что вроде и неприлично затрагивать подобные темы, особенно в таких сферах, как инвестиции. Говорить — неприлично, а вот самые успешные инвесторы не скрывают, что полагаются на «шестое чувство». Поэтому есть смысл отбросить условности, и разобраться, что такое интуиция на самом деле, и что она может дать инвестиционному процессу.

Определение

Предрассудки по поводу интуиции часто вызваны неправильным употреблением этого слова.

Простой пример. Когда мы водим машину, почти всё делается на интуитивном уровне. Никто не водит машину со списком шагов на лобовом стекле. Ещё ярче это проявляется в аварийных ситуациях. Мы реагируем, а потом поражаемся, как это руки сами повернули руль в сторону. На примере вождения видно, как интуиция нами движет в самых обычных занятиях, и в этом нет ничего эзотерического.

«Я определяю интуицию как способ преобразования нашего опыта в действия. Наш опыт позволяет нам понять, что происходит (оценка ситуации) и как реагировать (принятие решения).»

Гэри Кляйн, автор книги «Сила интуиции»

Хорошей отправной точкой для этого эссе будет определение Дэни Канемана. С помощью своих исследований он обнаружил, что есть два вида мыслительных процессов, которые он назвал (не особо выдумывая) «система №1» и «система №2». Мышление системы №1 действует быстро, без сознательного контроля, находясь под управлением амигдалы. А мышление системы №2 наоборот — медленное, оно занимается скурпулёзным анализом, который происходит в префронтальной коре мозга. Похоже на разделение между интуицией и рациональностью.

Только вот в чём дело: интуиция не является «системой №1». То, что Канеман называет «системой №1», больше похоже на инстинктивное мышление. Интуиция — это нечто большее. Она обобщает интеллектуальные и инстинктивные способности человека. Интуиция — надрациональна.

«Интуиция — это инструмент для непредсказуемого мира. Это не прихоть. Это не шестое чувство или голос Бога. Она основана на большом опыте, бессознательной форме интеллекта.»

Герд Гигеренцер, психолог

Рациональность против интуиции

«Внутри людей есть мудрость, которая глубже простой рациональности, потому что с эволюционной точки зрения мы намного старше простой рациональности.»

Джордан Питерсон

Интуицию часто противопоставляют рациональности, но, как уже было сказано, они существуют в разных плоскостях ума.

У рациональности есть предел. Логическими методами невозможно обработать все доступные данные, и вывести единственно верное решение.

Например, в магазине. Что вы чувствуете, когда, зайдя после работы в супермаркет, вспомнили, что надо бы купить молока, и видите целые полки, набитые самыми разными видами такого простого продукта? Теряешься не только от количества брендов. Есть же ещё жирное и обезжиренное, без лактозы, миндальное, соевое, овсяное и т.д. и т. д. Чем больше у товара разновидностей, тем сильнее свобода выбора нас парализует — происходит так называемый «парадокс выбора». С ним увеличивается то, что экономисты называют «цена утраченных возможностей» (opportunity cost). «А может надо было взять пастеризованное, дольше бы хранилось?». «А может полезнее пить соевое?». Этот диктат сомнения постигнет каждого, кто захочет аналитическими методами найти «самое лучшее молоко» в супермаркете или «самый лучший ETF» на финансовом рынке.

«Интуитивный ум — это священный дар, а рациональный ум — верный слуга. Мы создали общество, которое чтит слугу и забыло о даре.»

Альберт Эйнштейн

Вообще разница между рациональностью и интуицией не означает, что они не могут сосуществовать. Рациональность может подменять интуицию, когда она недостаточно развита. Может задним числом обосновывать то, что было ясно на интуитивном уровне. Но лучше всего, когда есть сочетание строгих правил логики и развитых предчувствий.

«[Интуиция]... очень важна. И это, кстати, то, что компьютер не может делать хорошо. Другими словами, это подсознание. Как вы знаете, хотя современному человеку всего 200 тыс. лет, мозг намного старше. И мы развились запрограммированными со многими из этих вещей в нашем мозгу — интуицией и тому подобным. И они находятся в нашем подсознании. И поэтому, открывая своё подсознание своему сознанию, они возникают... вы знаете, воображение приходит не из-за работы над ним, это возникает... за счёт расслабления. Трансцендентальная медитация была бесценна для меня, потому что она помогает в этом. Но эта интуиция, это воображение, человек по-прежнему уникален тем, что может делать эти вещи. Итак, вы позволяете этому всплывать, но вы должны совместить это со своей логикой. Поэтому, когда подсознательное воображение и интуиция проявляются и воспроизводятся с вашей логикой, — это потрясающе.» Рэй Далио

Рэй Далио

Условия

С определениями и отличиями — разобрались. Теперь перейдём к вопросу «как развивается интуиция?».

Наш умственный ресурс съедается требованиями современной жизни. Гаджеты, налоговые декларации, выбор молока — всё это отвлекает нас от чтения хорошей литературы, размышлений о вечных философский вопросах, или обучения музыке с рисованием (как подметил Алексей Марков в «Жлобологии», мы почему-то оставили такие занятия детям, а сами развлекаемся куда более тривиальными вещами). В общем, гуманитарным дисциплинам мы уделяем остаточное внимание. Но, как говорил выдающийся филолог Дмитрий Лихачёв, именно они развивают интуицию, нужную как для прикладных целей в научном методе (или инвестиционном процессе), так и для широты кругозора.

Из-за повседневной суеты и нехватки времени, для наработки интуиции даже при желании этим заниматься, нужны годы упорной практики. Наивно ожидать интуитивности, являясь молодым, но амбициозным специалистом. Для этого нужны другие составляющие: время, интенсивность опыта, сфокусированность.

Интуиция — это мастерство, доведённое до высшей степени. Когда после десятилетий ежедневной практики и пристальных наблюдений, отдельные знания сливаются в интуитивное восприятие практикующего.

Человек, достигший таких высот в своём ремесле, не обладает чисто техническим навыком в узкой специализации. Само собой он в совершенстве владеет нужными техниками, но они являются только способом достижения цели — глубинного понимания, как что-либо работает. И неважно, что это будет — валютный рынок для Сороса, или космос для Эйнштейна. Дойдя до такого понимания, степень проницательности мастеров переходит за узкие пределы их дисциплин, так как они начинают охватывать происходящее самым широким взглядом, и уже на подсознательном уровне составлять причинно-следственные связи.

«Познав что-то одно, вы познаёте десять тысяч вещей.» Миямото Мусаси

Миямото Мусаси

Интуиция в инвестициях

Становится нормой объяснять успех в инвестициях дуализмом везения и мастерства. А может ли третьим фактором быть интуиция? Чем-то вроде мастерства управляемого везения.

Тот же Канеман с рядом оговорок, но допускает «квалифицированные предчувствия». Для этого нужно постоянство среды, очень большой опыт, и получение быстрой ответной реакции на решения.

По идее, финансовые рынки не проходят по первому же условию. Но чем тогда объясняются успехи того же Джорджа Сороса, который не скрывает, что полагается на интуицию в принятии торговых решений?

Вот в чём секрет «человека, который разорил Банк Англии».

Сорос объединяет интуицию с системным анализом, который очень похож на научный метод. Сперва он формулирует гипотезу: в каком состоянии будет экономика; что будет с валютой; насколько прибыльна будет компания? Далее, в соответствии с гипотезой, расставляет небольшие позиции. И берёт паузу. Наблюдает. Как развиваются события. Верна ли его гипотеза. В этот момент он и обращается к интуиции. К примеру, когда что-то не так, его начинают мучать боли в спине. Эти ощущения возникают в ответ на неправильность выдвинутой гипотезы.

«Я ищу состояния неравновесий. Они посылают определённые сигналы, которые меня активируют. Так что мои решения действительно принимаются с учётом комбинации теории и инстинкта. Если хотите, можете называть это интуицией.»

Джордж Сорос

Объяснение этому вот какое. При том, что финансовый рынок является сложной адаптивной системой, он не хаотичен. У него есть незыблемые законы. Взять хотя бы самую обычную цикличность. Если в чём-то на рынках и можно быть уверенным, так это что никакая из рыночных стадий не бесконечна.

Пройдя через многие кризисы и пузыри, такие инвесторы, как Сорос, впитывают это постоянство непостоянства в своё восприятие рынка. И как только подворачивается шанс сыграть на переменах, он за него хватается без формализации решения аналитическими методами.

«Опыт не интересен, пока он не начинает повторяться — более того, пока он этого не делает, это едва ли опыт».

Элизабет Боуэн

С учётом сложности финансового рынка с его огромными оборотами капитала, информации, самых разных участников, построение ресурсозатратных логических обоснований своим действиям повышает риск в лучшем случае упущенной возможности, а в худшем — большими убытками. Интуиция интеллектуализацией не скованна. Это делает её тотальной и резкой, как включение света в темнотой комнате.

«В реальной жизни интуитивное осознание приходит не постепенно, не шаг за шагом, как в случае логического построения, — оно как бы охватывает всё сразу одним взглядом.»

Ральф Сю, «Дао науки»

К примеру, Баффету хватает краем глаза пробежаться по финансовой отчётности, чтобы в уме прикинуть расчёт окупаемости по дисконтированным денежным потокам (DCF-анализ) и решить, стоит ли дальше рассматривать предложение. А Тони Дидену, который управляет поколенческим капиталом состоятельных семей, достаточно услышать одну подозрительную фразу от СЕО компании, чтобы сразу же сбросить свою долю, какой бы большой она не была. Баффету с Диденом не надо проходиться по списку аналитических шагов, чтобы принимать такие решения. Это сидит в них так глубоко, что стало их второй природой. Это и есть интуитивное инвестирование.

«[инвестиционный менеджер] сверяет быстро и бессознательно каждый новый стимул с «неосознаваемой массой» своей собственной интуиции, причём его интуиция включает в данном случае все «познанные восприятия» за годы его жизни. Главное отличие данного типа инвестора — молниеносная реакция на информацию. По сравнению с мелким инвестором, который, заполучив «конфиденциальную информацию», бежит и покупает акции, его реакция иная. Быстрая реакция мелкого инвестора — это реакция без знания. За этой реакцией не стоит «неосознаваемая масса» интуиции. Иными словами, инвестиционный менеджер держит в памяти уровень прибыли сотен компаний, знает, как акции реагируют на самые разные ситуации, и знает, какое место занимает он сам в широком спектре себе подобных. А если он все это знает, то может оказаться даже вдали от биржи и все-таки чувствовать, где ритм биржи сплетается с его собственным. Короче говоря, если вы действительно знаете, что происходит, то вы не обязаны знать, что происходит, чтобы все-таки знать, что происходит.»

«Адам Смит», «Игра на деньги»

Практические шаги

Сначала, когда доверия интуиции ещё нет, и не всегда получается отличить её от инстинктов — вот что можно делать:

  • спросить, был ли у меня похожий опыт?;
  • записывать все страхи, связанные с решением или ситуацией. Постоянная практика в отслеживании рисков, поможет отличать их от интуитивных озарений;
  • стремиться к получению как можно большего опыта; задавать вопросы бывалым людям из окружения;
  • можно разделять: когда задачи относительно простые, с чёткими ответами, то искать решение логикой; в сложных задачах с большими объёмами данных, решения надо упрощать и по возможности доверяться опыту.

Заключение

Мы не доверяем интуиции. По разным причинам. В любом случае привилегию доверяться ей надо заслужить. Опытом, наблюдениями, вниманием. Это — ключи к раскрытию интуитивного потенциала. И логические методы — один из шагов в этом направлении. А весь путь целиком требует терпения и старания. Но сколько бы на это не ушло времени, наградой, как и с обычным вождением, станет квантовый скачок в непринуждённости, с которой мы сможем выполнять любые дела.

Если вам понравился материал или оказался хоть как-то полезен, то подписывайтесь на Телеграм-канал «The Mismatch» и читайте мой блог.

22
Начать дискуссию