Экономика чат-ботов: как на них зарабатывают малые бизнесы и фрилансеры в 2025 году
Бизнес любит чат-ботов. Они помогают клиентам, экономят деньги и позволяют зарабатывать больше. Для запуска специальной акции торговая площадка выложит от 300 тысяч рублей до миллиона и больше (с лендингом, инфлюенсерами, цыганами, медведями и так далее), либо 1–2 тысячи на бота. Ловко? Не то слово. Здесь говорим о том, как зарабатывать с ботами в 2025.
Также можно послушать YouTube-подкаст про это с ребятами из Qtim.
С чат-ботами проще
Итак, для чего сегодня применяют виртуальных помощников? Для самых разных случаев. Но главный смысл - подружить клиентов с продуктом или услугой, сократив расстояние между ними. Вот основные задачи:
- Автоматизация заказов (помогают выбрать нужный товар или услугу по наводящим вопросам и собрать данные - маркетплейсы)
- Поддержка и FAQ (отвечают на различные вопросы, помогают разобраться с проблемами - сервисы билетов, почтовые службы и т.д.)
- Прогрев и продажи (рассылают спецпредложения, скидки, подсказывают, как выгодно купить - магазины косметики)
- Мини-CRM и напоминалки (сбор заявок, напоминалки, менеджер заказов - продажа и установка оборудования, окон и т.п.)
- Подписочные продукты (регулярные напоминания, поддержка целей - фитнес и др.)
Модели монетизации ботов: как на них зарабатывать
Для того, чтобы зарабатывать на виртуальных помощниках, также есть разные варианты. Мы рассмотрим основные из них:
1. Подписка на контент / доступ
Что это: пользователь платит за регулярный доступ к закрытому контенту или функции бота
Пример: бот для изучения английского языка Wordich. Первый урок - бесплатный, а далее необходимо внести деньги для доступа к полному функционалу - тестам, рекомендациям, словарю, плану обучения и т.д.
Почему работает: подписки легко оформляются через Telegram Payments / Stripe / ЮKassa, а привычка к подпискам — уже норма.
2. Боты как мини-продукты с разовой оплатой
Что это: пользователь платит один раз за решение проблемы - рассчитать, сгенерировать, подобрать, отправить и т.д.
Пример:MazAI — бот для генерации изображений, кода, текстов и т.д. Оплата происходит посредством токенов. Стоимость одного качественного изображения - около 8р. Для старта предоставляется бонус 10000 токенов, чтобы попробовать возможности.
Почему работает: ценность понятна с ходу, пополнять счет можно по потребностям.
3. Платные заявки / лиды
Что это: бот собирает заявки или контакты и передаёт их бизнесу за деньги
Пример: Чат-бот для сбора заявок на участие в мероприятии от спонсоров и платных участников. Можно сделать с помощью конструктора, такого, как ChatPlace, например. Бот будет собирать лиды и отправлять их менеджеру. Бизнес платит за лид от 200₽ до 800₽ (и больше), в зависимости от ниши.
Почему работает: простой способ масштабировать офлайн-бизнес в мессенджерах без сайта и CRM.
4. SaaS-модель (бот как сервис)
Что это: бот выполняет регулярную автоматизированную задачу для клиента: напоминания, управление расписанием, рассылки и т.п.
Пример: QtimHR — бот для быстрого и эффективного поиска кандидатов на вакансии IT-команды. Оплата может быть организована по подписке ($5–20/мес в зависимости от команды).
Почему работает: удобный способ решать маленькие рабочие задачи без отдельного приложения.
5. Платный доступ к AI или API через бота
Что это: бот даёт доступ к GPT, AI-картинкам, обработке документов, переводу и т.п. — но за плату.
Пример: Syntx AI — платный доступ к различным версиям Gemini, ChatGPT, Claude, а также Kling, RunWay и LUMA для генерации видео и изображений с помощью Midjourney, Ideogram, DALL-E, SD.
Почему работает: людям удобнее платить в боте, чем регистрироваться на внешних сервисах.
6. Партнёрская модель / CPA
Что это: бот продвигает продукты, пользователей, получает бонусы за привлечение новых людей.
Пример: бот для конференции Edtech.Black. Генерировал персональную реферальную ссылку для каждого пользователя, чтобы можно было позвать знакомых и друзей. Переходы по ней учитывались в личном кабинете. Вознаграждения включали интеллект-карту, 5000 рублей на онлайн-покупки и стратегическую сессию стоимостью 25 000 рублей.
Почему работает: простая и понятная механика для пользователей, с возможностью получения вознаграждения, повешение трафика для владельца бота.
7. Продажа шаблонов и кастомных ботов
Что это: разработчик продаёт шаблоны чат-ботов или предлагает их кастомизацию за деньги.
Почему работает: многие бизнесы хотят “сразу готовое” решение.
Сколько бизнес может заработать на ботах
Вопрос из серии: “Сколько я буду зарабатывать, если пройду курсы разработки без кода”, - нужно учитывать сразу очень много вводных.
Да и в целом, нередко бывает так, что компании с помощью ботов экономят, а не зарабатывают - сокращают расходы на поддержку, на обработку обращений и другие ручные операции. Но случается и приятное комбо.
Итак, попробуем прикинуть цифры для разных бизнесов, взяв небольшие по размеру компании (от 5 до 30 сотрудников). Разброс получился большой, но данная таблица является, скорее, ориентиром, чем какой-то четкой аналитикой.
Таким образом, несмотря на ориентировочный характер приведенных расчетов, можно видеть, что при умелой организации работы виртуальные помощники помогают бизнесу разного масштаба зарабатывать. Как и фрилансерам - в сферы строительство, красота, финансы (бухгалтерия), плюс юридические услуги, разработка и много что еще - легко укладывается схема с ботом, взаимодействующим с клиентами.
Если коротко, то вот почему чат-боты работают:
Они дешевле сайта и приложения, но закрывают те же задачи
Работают 24/7, не болеют, не увольняются
Дают быстрый старт для продаж — особенно в Telegram
Можно запускать MVP за 1–3 дня
Экономика чат-ботов: цифры, о которых важно знать
Запуск чат-бота — это уже не эксперимент, а понятная и окупаемая инвестиция. Ниже приводим ориентиры по стоимости, срокам окупаемости и бизнес-эффекту от внедрения.
Чтобы лучше сориентироваться по стоимости, важно учитывать:
- особенности платформы (Telegram, WhatsApp, ВКонтакте),
- на каком конструкторе (BotHelp, Tilda, Botpress),
- наличие интеграций (CRM, платёжки, базы знаний),
и уровень кастомизации.
Сколько можно брать за разработку (для фрилансеров/студий)
Здесь также разбор стоимости большой, но исходя из нашего опыта общения на рынке, выглядит примерно так:
Фикс-прайс за проект — от 10 000 до 150 000 ₽ в зависимости от сложности
Подписка на поддержку и аналитику — 3 000–10 000 ₽/мес
Модель с оплатой за результат / лиды — 200–5000 ₽ за обращение (актуально для заявочных ниш)
Даже с простым ботом можно быстренько отбить расходы, если его задача — генерация заявок или автоматизация продаж.
Заключение: что делать с ботами сейчас и что будет дальше
А дальше что?
Итак, реальность такова, что чат-боты окончательно перестали быть «игрушкой для лендингов» — и стали реальными digital-продуктами. Вот основные тренды, которые хотелось бы выделить в 2025 году в этой сфере:
- Telegram превращается в экосистему мини-приложений, где можно строить бизнес без сайта и приложения. Каждому, у кого есть рабочая идея, доступно ее тестирование и запуск в работу. Времени занимает немного, стоит копейки.
- AI и no-code делают запуск бота возможным за 1–2 дня, даже без разработчиков. На рынке говорят о том, что скоро ИИ продвинется настолько, что будет выдавать готовые идеи для бизнеса и полностью автоматизировать процесс запуска. Таким образом, будет решена проблема “белого листа” (сложности с развитием).
- Малый и средний бизнес всё чаще будут отказываться отказываться от подрядчиков и строить внутренние сценарии самостоятельно. Это уже сейчас происходит. А когда low-code платформы за счет AI станут доступными массам, будут решены вопросы кастомизации.
Таким образом, все, что нужно сделать малому бизнесу или фрилансеру, это выбрать направление, где будет использоваться бот, и начать его запуск. Важно помнить, что это недорогой способ протестировать гипотезу, настроить поток заявок, построить прогрев или запустить MVP. С чего начать? Пошаговый план может быть таким:
- Выберите узкую задачу: заявки, запись, подбор, квиз, напоминание, FAQ
- Запустите MVP на Telegram: без сайта, на конструкторе (BotHelp, Tilda, Chatbase)
- Проверьте спрос за неделю: подключите простую рекламу, посмотрите конверсию
- Добавьте монетизацию / интеграции: CRM, оплаты, подписка
Фрилансерам также можем рекомендовать сосредоточится на одной нише (например, фитнес, салоны, онлайн-курсы) и создавать шаблоны для продажи.
Кому боты точно не подойдут
- Тем, кто не готов тестировать гипотезы быстро и хочет «идеальное приложение с первого раза»
- Бизнесам, где каждый клиент требует много ручной работы и индивидуального подхода (например, премиум-консалтинг)
- Тем, кто не собирается заниматься маркетингом — бот сам по себе не привлечёт клиентов
Хотите знать больше о разработке без кода? Присоединяйтесь к сообществу nocode в нашем канале Nocodecircle в Телеграм.