Снижаем расходы компании, чтобы пережить кризис

2020 год отразился на каждой компании - для кого-то в лучшую, для кого-то в худшую сторону. Кто-то оседлал новые ниши, которые стали сейчас актуальны, или удачно перешел в онлайн, и дела у них вполне себе ничего, а для кого-то кризис обернулся катастрофой. Однако и те, и те стараются максимально оптимизировать свои затраты. Как это сделать - постараемся разобраться в статье.

Снижаем расходы компании, чтобы пережить кризис

Чего лучше не делать

Посовещавшись, мы решили сперва рассказать, как сокращать расходы не стоит, поскольку это может обернуться еще большими убытками, потерей имиджа или клиентов.

Во-первых, если у вас не какой-нибудь ритейл с низкой квалификацией и быстрой заменимостью сотрудников - не стоит на них экономить. Особенно это касается сферы услуг. Можно подумать, что сокращение штата, снижение зарплат и отпускных освободят вам кэш (что, в целом, так), но они также могут обернуться крайне негативно в перспективе.

Мало того, что компания потеряет квалифицированных специалистов, от которых ни за что бы не отказалась в обычное время, так еще и оставшиеся скорее всего начнут искать дополнительный заработок, что приведет к падению продуктивности на основном месте. А значит, к падению и ваших доходов.

Гораздо лучше не жадничать и наоборот, вкладываться в их обучение, корпоративный отдых. Чем выше квалификация и уровень счастья, тем больше денег сотрудники вам заработают. Кроме того, такие обученные кадры сами смогут заниматься выстраиванием процессов внутри организации, что приведет к сокращению расходов на различных консультантов и бизнес-тренеров.

Во-вторых, не режьте под корень бюджеты на маркетинг. Маркетинг - то, что приносит вам прибыль, поэтому, урезая затраты на рекламу - вы урезаете и прибыль. А потом снова урезаете затраты на рекламу, и так в периоде.

Гораздо лучше сосредоточиться на повторном исследовании изменившегося за кризис рынка, чтобы понять новые запросы своих клиентов. А уже потом отследить наиболее неэффективные рекламные каналы, сократить бюджет только на них и направить его на те, что приносят прибыль. И сэкономите, и увеличите эффективность.

В-третьих, никогда, повторяю, никогда не экономьте на качестве своих товаров или услуг. Это не останется незамеченным, и вы довольно быстро потеряете лицо в глазах клиентов. А это значит, что даже если переживете кризис - потом это лицо придется восстанавливать заново. Всегда думайте о своем имидже.

Снижаем расходы компании, чтобы пережить кризис

А теперь, что делать все таки стоит

1. Проведите исследование всех ваших расходов

Перво-наперво надо понять, что вообще будем оптимизировать. Это значит, что самое время начать вести учет. Регулярно отслеживая свои расходы, вы почти наверняка будете заранее знать, чем можно пожертвовать в краткосрочной перспективе. Плюс сможете найти какие-то неочевидные статьи, которые не нужны вашей компании в принципе, будь то мелкие затраты на канцелярию, проезд или пончики в офис ген. директору.

2. По возможности переведите работу на удаленку

Как мы говорили выше, сокращать квалифицированный персонал - не выход, а вот перевод его на удаленную работу вполне себе решение. Если сотрудники работают из дома, то компания экономит много денег на оплате коммунальных услуг, уборке офиса и покупке расходников. Кроме того, удаленные сотрудники реже берут внеплановые выходные и больничные, что тоже ведет к повышению эффективности вливаний в работников.

3. Привяжите мотивацию к выполнению плана

Снова возвращаемся к сотрудникам. Да, перевод на удаленку помогает экономить много денег на содержании офиса, но при этом становится меньше возможности контролировать результат их работы. Поэтому (да и не только на удаленке) стоит внедрять систему KPI на каждого работника. Тогда четко будете видеть, кто филонит, и выстраивать из этого денежную мотивацию.

4. Избавьтесь от дорогих радостей

В обычное время вы можете использовать какие-то недешевые сервисы, упрощающие работу или отдых (подписки на справочные, игровые сервисы и тд). В осадном положении от них лучше временно отказаться и искать альтернативы, предварительно объяснив такую необходимость сотрудникам.

5. Ведите переговоры с поставщиками и партнерами

Сейчас все сидят в одной лодке, поэтому лучше уметь договариваться. Поговорите с поставщиками насчет отсрочек или рассрочек - им лучше получать хотя бы какие-то деньги. То же касается и арендодателей - всегда можно постараться выбить временные условия получше. Ну а если не получится - не стоит сильно волноваться, поскольку рынок недвижимости упадет и найти новое помещение будет проще.

6. Бартер

Назад к поставщикам и партнерам - со кем-то из них вы можете договориться на работу по бартеру и экономить на долгосроке. Особенно если вы оказываете услуги.

7. Продавайте ненужные активы и оборудование

Тем самым вы снижаете затраты на их содержание и получаете дополнительную прибыль от продажи. Периодически проводите инвентаризации, чтобы понимать, от чего можно избавиться.

Снижаем расходы компании, чтобы пережить кризис

Итоги

Мы рассказали несколько идей того, как можно оптимизировать расходы, и как делать не стоит. Конечно, все это сильно зависит от ниши, в которой работает компания, и от ее специфики.

Но вот что мы можем сказать точно - так это то, что невозможно оптимизировать что-либо, не имея возможности отслеживать результат. Поэтому мы и начали с пункта про учет. Только грамотное ведение управленческого учета позволит вам видеть свои доходы и расходы в режиме онлайн, а также иметь возможность на них влиять. Не говоря уже об избежании или хотя бы предсказании проблемы кассового разрыва.

Ведите учет.

Ваша EBITDA.

4343 показа
123123 открытия
Начать дискуссию