«Талибан» будет поставлять гранаты и кока-колу, новая транспортная линия в Африку и изменения в параллельном импорте. Недельный дайджест ВЭД
«Талибан» собирается поставлять в Россию афганские ковры, гранаты и даже кока-колу. Узбекистан уверенно занимает позиции, став одним из основных экспортеров детских товаров в нашу страну. Россия запускает новую транспортную линию в Африку, открывая новые горизонты для торговли. В то же время Минпромторг готовится сократить список товаров, которые можно ввозить по «параллельному импорту». А между тем, Россия и Индонезия активно укрепляют свои деловые связи. Всё самое важное и интересное из мира ВЭД — в этой статье.
14.04 - 20.04
«Талибан» намерен поставлять в Россию афганские гранаты и кока-колу
После исключения движения «Талибан» из списка террористических организаций, российско-афганские экономические отношения переживают период бурного роста. Товарооборот между двумя странами, по прогнозам, в ближайшее время может превысить $3 млрд.
Что же Россия получит от этого внезапного экономического сотрудничества? Помимо стратегически важного политического влияния в регионе, эксперты выделяют несколько ключевых товарных категорий:
▪Афганские гранаты: Нет, речь не о взрывных устройствах. Афганистан славится своими гранатовыми садами, и экспорт этих сочных плодов в Россию может стать прибыльным бизнесом.
▪Изюм и сухофрукты: Афганский изюм традиционно считается одним из лучших в мире, и его поставки могут заполнить нишу на российском рынке.
▪Кока-Кола (афганского производства): Да, в Афганистане функционируют заводы по производству этого популярного напитка, и Россия, возможно, будет импортировать его из этой страны.
▪Ковры ручной работы: Афганские ковры – это произведения искусства, известные своим качеством и уникальным дизайном. Их экспорт в Россию может привлечь ценителей и коллекционеров.
▪Хлопок: Афганистан является одним из крупнейших производителей хлопка в мире, и Россия может использовать афганский хлопок для производства текстильной продукции.
Однако, помимо экономических выгод, у этого сотрудничества есть и свои риски. Вопрос о том, насколько надежным и предсказуемым партнером окажется «Талибан», остается открытым. Кроме того, существуют опасения, связанные с возможным проникновением в Россию радикальных идей и нелегальных товаров под видом легальной торговли.
Узбекистан стал одним из основных экспортеров детских товаров в Россию
Узбекистан вместе с КНР и Турцией стал основным экспортером детских товаров в Россию.
Импорт детских товаров в Россию за 2024 год составил 315 тыс. тонн общей стоимостью почти $3 млрд.
«Так, Китай (в том числе Гонконг) в 2024 экспортировал 251,4 тысячи тонн детских товаров (79,8% от общего объема) стоимостью 1,896 миллиарда долларов США. Следом идет Узбекистан — 12,9 тысячи тонн (4,1%) на 207,3 миллиона долларов США. Эти две страны были лидерами и в 2023 году. На третьем месте в 2024 году — Турция (2,9% от общего веса), на четвертом — ОАЭ (1,9%), а Бангладеш — на пятом (1,8%). Общий итог этих стран-экспортеров составил 285,3 тысячи тонн».
При этом в прошлом году в общем объеме ввоза детских товаров в Россию наибольшую долю (30%) традиционно составили игрушки. 26% — детские пеленки и подгузники, 24% — детская одежда, 11% — обувь и 4% — детские коляски.
Россия запускает новую африканскую транспортную линию
Анонсирован запуск линейного сервиса «African Cargo Lines», который соединит Россию, Африку и Южную Америку.
Три новых маршрута позволят сократить срок доставки и откроют новые пути для экспорта:
1. Новороссийск → Лагос → Дакар → Новороссийск (круговой рейс);
2. Новороссийск → Танжер → Оран → Новороссийск;
3. Новороссийск → Гавана → Каракас → Оран → Новороссийск.
Старт рейсов
Первый рейс отправится 15 мая 2025 года из порта АО «НЛЭ» (Новороссийск). Доставка грузов в Нигерию займёт 21 день, а полный цикл кругового рейса — 45 дней.
Африка: стратегический фокус
Несмотря на скромный объём текущей торговли с африканскими странами, регион остаётся перспективным. Африка богата сырьём, а её потребности в оборудовании и продовольствии создают основу для взаимовыгодного сотрудничества.
Планы
В будущем планируется построить терминал в нигерийской особой экономической зоне Лекки. Развитие этого направления рассматривается как новый узел для укрепления экономических связей, обеспечивая стабильность поставок сырья и экспорта продукции.
Минпромторг уменьшит список товаров, ввозимых по «параллельному импорту»
Минпромторг в очередной раз готовится обновить свой приказ о параллельном импорте, который позволяет ввозить иностранную продукцию в страну без разрешения правообладателя. Этой весной министерство планирует урезать объем товаров, которые можно ввозить в страну по параллельным каналам.
Так, на старте, в 2022 году, министерство допускало ввоз в страну целых категорий товаров — одежды, косметики, обуви, алкоголя, фармацевтической продукции и так далее. В этих группах были некоторые исключения, их делали для отдельных брендов, которые по-прежнему работали в России или поставляли продукцию по прямому импорту. Теперь логика приказа меняется: к параллельному импорту допустят ограниченный список марок, а не товарную категорию полностью.
Новый подход позволит таможне лучше контролировать потоки продукции прямо на границе, а значит, противостоять контрафакту.
В Минпромторге «Известиям» подтвердили, что сокращают поток параллельного импорта, ведомство подготовило очередные изменения в необходимый приказ, он уже находится на регистрации в Минюсте. В нем есть информация о кодах товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), часть из которых ограничена конкретными брендами, отметили в ведомстве.
Сейчас каждый отдельный бренд из списка параллельного импорта проходит общественную экспертизу, сказал «Известиям» президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов. То есть при принятии решения о его исключении или включении в перечень власти учитывают много факторов: уход компании с нашего рынка, наличие локального производства и сохранение рабочих мест в РФ, востребованность продукции у потребителей и наличие равноценной альтернативы среди отечественных брендов.
Россия и Индонезия укрепляют деловые связи
В столице Индонезии Джакарте завершил свою работу бизнес-форум Россия — Индонезия, который состоялся «на полях» 13-го заседания российско-индонезийской совместной комиссии по торгово-экономическому и техническому сотрудничеству.
Министр-координатор по вопросам экономики Республики Индонезии Аирлангга Хартарто обозначил перспективы в отношениях между Россией и Индонезией. «Я считаю, что сегодня у нас есть благоприятный момент на фоне глобальной неопределенности. Этот момент наступил, и особенно он ощущается на сегодняшнем бизнес-форуме и в ходе обсуждений. Следующий шаг — это усиление нашей торговли. Да, объем торговли между нашими странами вырос на 30%, но этого недостаточно, нам нужно больше. И, как поручил мне президент Прабово, необходимо завершить работу над соглашением о свободной торговле с ЕАЭС, чтобы с его помощью облегчить торговлю, в которой нуждаются как Индонезия, так и Россия», — заявил Аирлангга Хартарто.
О будущем взаимоотношений бизнес-сообществ России и Индонезии говорила генеральный директор Российского экспортного центра Вероника Никишина. «За десятилетия между Россией и Индонезией сложились крепкая дружба и плодотворное сотрудничество. Видим, что российский бизнес заинтересован в рынке Индонезии и его потребительском потенциале, и этот интерес взаимен. Большую ценность здесь представляют наш опыт, оборудование и технологии в горнодобывающей и нефтегазовой промышленности, гидроэнергетике, ИТ и многих других отраслях. Сегодня бизнес готов к кооперации в совместных проектах, стремится усиливать стратегическое партнерство наших стран», — отметила она.
Председатель совета директоров группы компаний «Дело» Сергей Шишкарев в свою очередь отметил колоссальный объем продовольственного рынка Индонезии. Он напомнил, что Индонезия — четвертая по населению страна мира, и предложил нарастить поставки российских зерна и удобрений в рамках обеспечения продовольственной безопасности. «Мы призваны обеспечивать товаропотоки, логистику и будем следовать в фарватере тех торгово-экономических отношений, которые складываются между нашими странами. Мы экспортируем сюда уголь, удобрения, продукцию машиностроительного комплекса, зерно, что очень важно, а импортируем товары сельского хозяйства, прежде всего пальмовое масло и другую продукцию. Хотелось бы договориться об увеличении продукции экспорта, которую можно осуществлять через наш терминал в порту Новороссийска», — сказал Сергей Шишкарев.
Что ещё?
- Китайские автомобили уходят из России: перенасыщение рынка и низкий спрос угрожают десяткам брендов.
- «Yandex» запустил в Турции новую функцию в приложении Yandex Maps, предназначенную специально для водителей грузовиков.
- В апреле 2025 года «Транспортно-логистический центр Туркменистана» (TULM), выступающий оператором контейнерных перевозок по железным дорогам страны, организовал первую тестовую мультимодальную контейнерную перевозку по маршруту Россия — Афганистан с транзитом через территорию Туркменистана.
- Французская компания Danone не сможет вернуться на российский рынок, так как утратила контроль над своим бизнесом в стране.
- ЦРПТ зарегистрировал в системе «Честный знак» 2,3 тысячи импортёров косметики и бытовой химии - вдвое больше, чем ожидалось на старте маркировки этой продукции.
Чтобы быть всегда в курсе актуальных новостей, подписывайся на мой Телеграмм-канал.