Урегулирование конфликтов учредителей без суда
В России не принято создавать новый бизнес и подробно в письменной форме оговаривать условия партнёрства и его завершения. На старте учредители направляют максимум усилий на увеличение продаж и развитие, не теряя время на «болтовню, формальности и планирование».
Отсутствие изначально письменно согласованного разделения функций, обязанностей, полномочий и взаимных ограничений образуют фундамент будущих конфликтов учредителей.
Причины корпоративных бизнес-конфликтов
Типовыми причинами конфликтов и споров учредителей по нашему опыту являются:
- Утрата первоначально ценных личных качеств учредителей по мере масштабирования бизнеса. Раннее незаменимый партнёр при росте численности компании успешно заменяется множеством наемных сотрудников;
- Удовлетворение первичных материальных потребностей премиальным уровнем потребления и последующие снижение личностной мотивации учредителей, снижающей вовлеченность в операционное управление;
- Привлечение родственников в бизнес со стороны партнёров фрагментирует коллектив, создает условия неравной оплаты и ответственности за меньший труд;
- Кредитная, дивидендная и инвестиционная политика образуют краеугольный камень финансовых противоречий между личным потреблением партнеров и общими корпоративными интересами бизнеса (например, один партнер готов брать кредит и давать личное поручительство для роста бизнеса, другой партнер – не готов);
- Личностное выгорание и усталость одного из основателей.
Этапы корпоративного конфликта
Все конфликты развиваются в определённой последовательности:
- Предконфликтная ситуация - выражается в противоречии взглядов партнёров на одинаковые обстоятельства, отмечается скрытая раздражительность и эмоциональная сдержанность.
- Эскалация - развитие неудовлетворённости, рост эмоциональных реакций, активное внешнее выражение несогласия, возражения и препятствия действиям оппонента;
- Инцидент - максимальное проявление возражений и усилий по перелому ситуации (овладение контролем или объектом) с нейтрализацией возможностей оппонента. Поведение сторон становится иррациональным, границы конфликта захватывают новые области и участников.
Расширение границ конфликта - типовая точка вовлечения третьих лиц в его разрешение.
Урегулирование корпоративных конфликтов без суда
Как и любая война, спор между учредителями начинается с эмоциональной фазы, которая может разрешаться дипломатическими способами медиации, фасилитации, переговорами. При наличии минимального доверия между участниками возможно управление бизнес-конфликтом.
При утрате доверия и исчерпании психо-эмоциональных аргументов в ход пускают силовые способы решения конфликта. Подключаются службы безопасности, друзья и знакомые из правоохранительных органов, адвокаты и авторитетные бизнесмены.
Апогеем конфликта становится судебный способ разрешения спора. Он разрушает остатки договороспособности и доверия. Открывает дверь долгому и затратному противостоянию между учредителями. Обогащает адвокатов и «знакомых» помощников. В финале приводит к существенным убыткам или полной потере бизнеса (уходят сотрудники и клиенты).
Наиболее разрушительным для бизнеса является привлечение в начальное фазе противостояния юристов каждой из сторон. Спор моментально переводится конфликта в судебную плоскость из-за применяемых юристами инструментов. Правовые механизмы фокусируют партнёров на лично-эгоистических интересах, наносят репутационный ущерб общему бизнесу в публичной плоскости.
Судебный способ решения конфликта приводит к разрушению клиентской базы, целостности бизнес-процессов, материально-технической основе бизнеса. Обеспечительные меры парализует финансово-хозяйственную деятельность, противопоставляют сотрудников друг другу по принципу «ты с кем».
Наш опыт досудебного урегулирования споров демонстрирует наивысшую результативность при переговорах в следующей последовательности:
- Восстановлении личного доверия между партнёрами
- Формировании договорной позиции с приоритетом сохранения бизнеса
- Взаимовыгодности (и избежания взаимных убытков)
- Пропорциональности разделения прав и обязанностей
- Не нарушению уголовного законодательства в крайних точках спора.
Мирная деэскалация конфликта учредителей ограничена узкими временными рамками, зависящими от: количества вовлеченных лиц, ранее нанесённого взаимного ущерба, глубины и публичности личных оскорблений, неравенств финансовых размеров партнеров.
Спор между учредителями ООО
Участнику спора учредителей, находящемуся в эпицентре событий, сложно объективно оценить происходящее. Эмоциональное давление, агрессивная и не конструктивная коммуникация, разрушение привычного ритма жизни в совокупности с рисками материальных потерь в сумме - фундамент дорогостоящих ошибок.
В отношениях с бизнес-партнёрами конфликты отягощаются множеством невольных соучастников: сотрудников, клиентов, деловых партнёров, членов семьи.
Привлечение третьей стороны-консультанта («дипломата») - действенный шаг досудебного решения конфликта.
Консультант не находится под давлением внутренних обстоятельств конфликта, имеет опыт решения аналогичных задач, мотивирован достижением компромисса, обладает юридическими знаниями для оценки правовых рисков и судебных перспектив.
Когда оптимально урегулировать конфликт
Оптимальное время для медиации конфликта – период накапливающей скрытой неудовлетворённости сторон, при сохранении минимального уровня взаимоуважения и доверия. Усугубляясь, конфликт переходит в разрушительную правовую стадию, разрешающуюся судом по признакам формальной и финансовой силы с игнорированием ценностей сохранения бизнеса.
Урегулирование конфликта всегда начинается с восстановления взаимного доверия, достаточного для нахождения финального компромисса. Восстановление доверия происходит путем его трансфера от посредников, друзей, переговорщиков и консультантов. Доверие восстанавливается исключительно с помощью третьей стороны, гарантирующей исполнение достигаемых договоренностей.
Судебная стадия конфликта уничтожает доверие и возлагает надежды сторон на силу закона, а не на рациональность.
N.B. Увеличение судебных пошлин в сотни раз в 2024 году стало дополнительным аргументом в спорах между учредителями обходится без помощи суда и урегулировать бизнес-конфликты путем фасилитации и медиации. Не каждый конфликт может быть взаимовыгодно урегулирован, так как «у сильного всегда бессильный виноват».
Помощь в урегулировании конфликта можно получить по ссылке 4М ГРУПП: https://4mspb.ru/services/mediatsiya-konfliktov/mediatsiya-konfliktov-biznes-partnerov