Фонд Национального Благосостояния и Бюджетное правило. Что это?

Что вообще такое ФНБ? Зачем он нам нужен?

Мы часто слышим про Фонд национального благосостояния (ФНБ) как про "подушку безопасности" России. И это правда – его стабилизационная и сберегательная функции важны. Но сегодня я хочу рассказать о его менее очевидной, но не менее значимой роли: ФНБ как инструмент денежно-кредитной политики (ДКП) государства. Как же обычный фонд влияет на инфляцию и курс рубля?

Объясняю. Стабилизация + Стерилизация = Контроль над инфляцией.

Главная связка ФНБ и ДКП работает через механизм стерилизации избыточной ликвидности.

Представьте: цены на нефть взлетают выше определенной "отсечки". В бюджет поступают сверхдоходы. Так, хорошо. Что делает государство? По Бюджетному правилу, эти сверхдоходы не тратятся внутри страны сразу. Они направляются в ФНБ. Но ключевой момент, чтобы пополнить ФНБ, Минфин покупает иностранную валюту (сейчас в основном юани и золото) на внутреннем рынке за рубли. Магия стерилизации: Центральный Банк (ЦБ РФ), продавая валюту Минфину, фактически изымает эти рубли из экономики. Представьте: рубли ушли из оборота в резервы Фонда.

Почему это важно для ДКП?

1) Борьба с инфляцией: если бы эти нефтедоллары просто хлынули в экономику через госрасходы, денежная масса резко выросла бы. Больше денег гоняется за тем же количеством товаров/услуг = цены растут (инфляция). Стерилизация через ФНБ предотвращает этот перегрев, помогая ЦБ РФ держать инфляцию под контролем.

2) Сглаживание курсовых колебаний: покупка валюты Минфином для ФНБ создает дополнительный спрос на иностранную валюту. Это оказывает давление на ослабление рубля. Однако сама стерилизация (изъятие рублей) частично компенсирует этот эффект, делая колебания курса менее резкими.

А если нефть дешевеет?Когда нефтяные доходы падают ниже "отсечки", ФНБ может использоваться для покрытия дефицита бюджета. Минфин продает валюту из Фонда за рубли. Это:

1) Увеличивает рублевую ликвидность (рубли поступают в экономику) – инфляционный риск, который ЦБ должен нивелировать другими инструментами ДКП (например, операциями на открытом российском рынке).

2) Увеличивает предложение валюты на рынке, что может способствовать укреплению рубля.ФНБ – это не пассивное хранилище. Через операции по покупке/продаже валюты для его пополнения или использования он становится мощным каналом взаимодействия фискальной (бюджетной) и денежно-кредитной политики. Его управление напрямую влияет на ключевые макроэкономические показатели: инфляцию и валютный курс, выступая важным дополнением к ставке ЦБ и другим инструментам ДКП.

Что такое Бюджетное правило?

Бюджетное правило (БП) – это законодательно закрепленный финансовый индикатор для российского бюджета. Его главная цель – отвязать госрасходы и экономику от капризов нефтяных цен. Правило жестко регламентирует, сколько можно потратить и куда направить "нефтяные излишки".

Основные задачи БП:

1. Долгосрочная сбалансированность бюджета: не позволять тратить больше, чем страна может устойчиво заработать в среднесрочной перспективе, особенно при падении нефтяных цен.

2. Снижение зависимости от нефтегазовой иглы: диверсификация доходов, защита от сырьевой волатильности.

3. Сдерживание инфляции: через стерилизацию сверхдоходов.

4. Накопление резервов: систематическое пополнение Фонда национального благосостояния (ФНБ).

5. Сглаживание курса рубля.

Как работает Бюджетное Правило? Пошагово:

1. "Отсечная" цена: Правительство устанавливает долгосрочную базовую цену на нефть Urals (напр., $60/барр. в 2024, +2% индексации в год). Это – наш "финансовый ориентир".

2. "Допустимые" нефтегазовые доходы: рассчитывается, сколько бы бюджет получил от нефти и газа, если бы цена ВСЕГДА была равна этой "отсечной".

3. Ловим "Сверхдоходы": сравниваем фактические нефтегазовые доходы бюджета с "допустимыми". Разница – это сверхдоходы.

4. Золотое правило: все сверхдоходы – в ФНБ. Эти деньги НЕЛЬЗЯ тратить на текущие нужды. Они обязательно направляются на пополнение Фонда национального благосостояния через покупку разрешенных активов (валюта, золото).

5. Потолок расходов: максимальный объем расходов бюджета на следующий год рассчитывается ТОЛЬКО из: - Прогнозируемых не нефтегазовых доходов. - "Допустимых" нефтегазовых доходов (по "отсечной" цене). - Допустимого предела дефицита (небольшой % от ВВП). Сверхдоходы текущего года в расчет не берутся.

Неразрывная связь: БП → ФНБ → ДКП.

Здесь кроется главная точка взаимодействия:

1) Высокие цены на нефть (сверхдоходы):

- БП: требует направить сверхдоходы → в ФНБ.

- ФНБ/Минфин: покупают валюту/золото за рубли на внутреннем рынке.

- ЦБ РФ: стерилизует рубли (изымает их из экономики, продавая валюту Минфину) → Сдерживает инфляцию (главная цель ДКП). Покупка валюты → Давление на ослабление рубля.

2) Низкие цены на нефть (дефицит):

- БП: разрешает использовать → средства ФНБ.

- ФНБ/Минфин: продают валюту/золото из фонда за рубли на рынке → Пополняют бюджет.

- ЦБ РФ/Рынок: рублевая ликвидность растет (инфляционный риск). Предложение валюты растет → Давление на укрепление рубля.

Почему это важно? Бюджетное правило – это "мозг", который определяет, когда и сколько аккумулировать в ФНБ (создавая резерв и борясь с инфляцией), а когда его использовать (поддерживая бюджет в кризис). ФНБ – "инструмент" выполнения этой задачи, напрямую влияющий через валютные операции на денежную массу и курс. ЦБ РФ координирует этот процесс, обеспечивая стерилизацию или управляя последствиями ликвидности.

В рамках закрепления темы давайте проанализируем высказывание Игоря Юшкова по пунктам, основываясь на нашем предыдущем разборе ФНБ и Бюджетного правила (БП).

Основные тезисы Игоря Юшкова:

1. Корректировка прогноза ≠ Корректировка бюджета: Минфин уточнил свой прогноз на 2025 год (вероятно, в сторону снижения ожидаемых цен на нефть и доходов), но это НЕ означает официального изменения утвержденных параметров самого федерального бюджета на 2025 год. Бюджет пока остается в силе в первоначальном виде.

2. Предложение снизить "цену отсечки" Бюджетного правила: появилась информация, что Минфин может инициировать снижение "отсечной" цены в БП с текущих $60 до, предположительно, $50 за баррель Urals.

3. Проблема текущего механизма при низких ценах ("Замкнутая проблема"): - По нынешнему правилу ($60), если цена Urals ниже $60, Минфин обязан продавать валюту из ФНБ для пополнения бюджета (чтобы компенсировать недополученные нефтегазовые доходы). - Эффект: продажа валюты = увеличение предложения валюты на рынке = укрепление рубля. - Проблема: крепкий рубль снижает рублевую выручку нефтяных компаний и, соответственно, налоги в бюджет (поскольку нефть продается за доллары, а налоги платятся в рублях). Получается порочный круг: низкая цена нефти → продажа валюты → крепкий рубль → еще меньше рублевых доходов бюджета от нефти.

4. Логика предложения снизить "отсечку" до $50:

- Если снизить порог до $50, то при текущей цене нефти (которая, предположительно, находится между $50 и $60) Минфин НЕ будет обязан продавать валюту из ФНБ.

- Эффект: отсутствие массированных продаж валюты Минфином позволит рублю ослабеть (вероятно, до уровня ~90 руб/$).

- Выгода: более слабый рубль увеличит рублевые доходы бюджета от экспорта нефти и газа (при тех же долларовых ценах), так как нефтяные компании будут получать больше рублей за каждый проданный доллар. Это улучшит наполняемость бюджета без траты резервов ФНБ.

Ключевые выводы из пояснения Игоря Юшкова:

1. Главная инициатива: Минфин рассматривает снижение "отсечной" цены в Бюджетном правиле ($60 → $50) как инструмент борьбы с "замкнутой проблемой" (низкие нефтяные цены → обязательная продажа валюты → укрепление рубля → падение рублевых нефтегазовых доходов).

2. Цель изменения БП: избежать продажи валюты из ФНБ в текущих условиях, позволить рублю ослабнуть и тем самым поддержать рублевую выручку бюджета от нефтегаза.

3. Разделение понятий. Он четко разделяет:

- Уточнение прогнозов (уже сделано).

- Предложение изменить параметр БП ("отсечку") (в стадии обсуждения).

- Плановое снижение прогнозных цен в проекте бюджета на 2026-2027 (уже заложено).

- Фактическую корректировку утвержденного закона о бюджете на 2025-2027 (пока НЕТ, и кардинально на все три года не планируется).

4. Взгляд в будущее: Минфин сохраняет умеренный оптимизм по поводу восстановления нефтяных цен в среднесрочной перспективе (2026-2027), считая текущее давление временным. Поэтому радикальных мер по всему бюджетному периоду не требуется.

5. Гибкость: возможны точечные корректировки бюджета на 2025 год позже, но это не главный фокус сейчас.Еще раз. Суть "замкнутой проблемы" в контексте БП и ДКП.Текущее БП ($60) при цене нефти ниже отсечки вынуждает Минфин продавать валюту (ФНБ → Бюджет). Это:

- По ДКП: Увеличивает предложение валюты → укрепляет рубль.

- Для бюджета: крепкий рубль → Меньше рублей за проданную нефть (при той же $ цене) → Падают рублевые нефтегазовые доходы бюджета → Увеличивается потребность в покрытии дефицита → ...что снова может вести к необходимости продажи валюты. Это и есть порочный круг, который Минфин хочет разорвать, снизив "отсечку" и избежав продажи валюты при текущих ценах.

Если вам понравился данный материал, то можете перейти в мой телеграмм канал и ознакомиться с еще одним интересным постом на тему: "Почему ситуация с укреплением рубля является не благом, а создает серьезные проблемы для российской экономики, и особенно для государственного бюджета?"

Начать дискуссию