Как правильно оценивать стартап

Как правильно оценивать стартап
Для оценки стартапов существует несколько методов, которыми пользуются у нас и за рубежом. В зависимости от стадии, на которой находится стартап, используют тот или иной метод.


Нулевой этап (посевной)


У стартаперов есть голая, но, по их убеждению, чрезвычайно перспективная идея. И поскольку реальная стоимость компании в данном случае стремится к нулю, а амбиции к бесконечности, оценка происходит исходя из самых субъективных соображений.

Оценивают: возможный потенциал продукта, профессионализм команды и, если есть, то предыдущий опыт фаундеров. Как правило, сумма инвестиций на данном этапе не превысит $5-10 тыс., которые пойдут полностью на разработку прототипа, если его еще нет, и исследование рынка.

Раунд А


Есть продукт, бизнес план, и в целом у стартапа есть шансы занять нишу, «вот только денег бы». Приходит время оценить стартап более конкретно:

1. Cost-to-Recreate (CtR)

Пожалуй, самый «дубовый» и замечательный метод из всех возможных.

Считаем все затраты, необходимые на то, чтобы открыть точно такой же стартап с нуля. Оборудование, зарплата, аренда помещения, цена патентов, интеллектуальная собственность и так далее — все возможные материальные и нематериальные активы, которые нужны будут, чтобы воссоздать стартап с чистого листа.

Метод не учитывает таких вещей, как мотивация, профессионализм команды, ее опыт и прочие более глобальные внешние факторы. Но дает грубое представление о цене. Можно неплохо, кстати, использовать во время переговоров.

2. Market Multiple Model (MMM)

Метод -любимчик венчурных капиталистов, поскольку при адекватном использовании модель даст оценку близкую к реальной.

Метод основан на анализе стартапов, похожих на ваш, которые в недавнее время приобретались или финансировались. Далее цену, в которую стартап оценили инвесторы, разделить на показатель (например) продаж за период, и вы получаете мультипликатор, который можете применить к себе.

Пример: нашли похожий в отрасли стартап, который был продан за 1 млн руб. Его показатель продаж за полгода составил 500 тыс руб. Мультипликатор равен 2 = 1 млн руб/ 500 тыс руб. А в нашем случае за полгода продажи 250 тыс. Соответственно, при грубой оценке стоимость стартапа 250 тыс. руб. x 2 = 500 тыс. руб. Можно взять несколько экономических параметров, помимо результата продаж, а потом привести к среднему.

Недостаток метода в том, что информацию о сделках, как правило, сложно найти. Но почти наверняка можно посоветоваться с экспертами в отрасли, и они смогут подкинуть несколько подходящих примеров.

3. Discounted Cash Flow (DCF) -  привет школьной математике

Метод использует прогнозируемые показатели денежных потоков (cash flow) на несколько лет вперед. И суммирует их с учетом ставки дисконтирования (например, с поправкой на инфляцию):


CF – cash flow за период (денежные средства в распоряжении стартапа после вычета расходов за n-период)

DCF в данном случае показывает сколько будет стоить стартап за n-лет с учетом функции r — инфляции, рисков, альтернативных доходов и всего прочего. Но если вы не гигант экономической мысли, то вместо r можно поставить простую ставку по вкладам в каком-нибудь средненьком банке. Это уже позволит грубо оценить целесообразность инвестиций.

Пример: CF планируется по итогам следующего года 600 тыс руб и 1,2 млн еще через год. Ставка по вкладам продержится на уровне 10%. Таким образом, к концу 2015-го цена стартапа в сегодняшнем выражении будет примерно равна



Метод дает очень конкретный ответ на вопрос «сколько же стоит этот стартап?», но объективность этого числа зависит от очень тщательного прогноза, который не эксперту провести сложно. Но с чем метод точно может помочь, так это оценить, насколько эффективно, скажем, на 2 года вкладывать деньги в этот стартап, а не относить их в тот же средненький банк.

Заключение


По большому счету, от оценки стартапа зависит примерно половина успеха. Потому что окончательный результат будет зависеть от того, насколько вы убедите партнеров за столом переговоров согласиться с вашей оценкой стоимости. В этом случае методы будут равно полезны, если вы бизнес-ангел или фаундер инновационного проекта.




Автор: Влад Кяуне, экономист из Санкт-Петербурга