Государственные финансы. На основе каких принципов формируются? Конкретные примеры.

Принципы организации государственных финансов представляют собой систему взаимосвязанных и взаимодополняющих правил, обеспечивающих целостность, устойчивость и эффективность всей финансовой системы страны.

Давайте рассмотрим каждый принцип более подробно.

1. Единство законодательной и нормативной базы.

Государственные финансы. На основе каких принципов формируются? Конкретные примеры.

Суть принципа: Все государственные и муниципальные финансы должны функционировать в рамках единой системы правовых норм и правил. Это означает использование общих классификаций, процедур, стандартов бухгалтерского учета и отчетности на всех уровнях власти (федеральном, региональном, местном).

Объяснение: Без единства базы возник бы хаос. Каждый регион или город начал бы вести учет по-своему, собирать разные данные, по-разному формировать бюджеты. Это сделало бы невозможным консолидацию информации, анализ, контроль и справедливое распределение ресурсов по стране.

Примеры:

Государственные финансы. На основе каких принципов формируются? Конкретные примеры.

1. Бюджетный кодекс РФ: Это "конституция" для финансов. Например, статья 28 БК РФ четко определяет перечень и содержание принципов бюджетной системы. Глава 22 БК РФ регламентирует, как именно должен проходить процесс рассмотрения и утверждения федерального закона о бюджете.

2. Налоговый кодекс РФ: Часть 1 устанавливает общие принципы налогообложения, а Часть 2 — конкретные налоги. Например, глава 21 "Налог на добавленную стоимость" определяет ставку, базу, плательщиков для всех субъектов РФ. Муниципалитет не может установить свой собственный НДС.

3. Единая бюджетная классификация (ЕБК): Код бюджетной классификации состоит из 20 цифр, каждая группа которых имеет собственное значение и указывает на место назначения, характер платежа и другие классификации.

Например, КБК 182 1 01 01011 01 1000 110 — это всегда и везде Налог на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет. Благодаря этому Министерство финансов может в режиме реального времени видеть, сколько таких налогов поступило в целом по стране.

2. Открытость и прозрачность (Гласность)

Государственные финансы. На основе каких принципов формируются? Конкретные примеры.

Суть принципа: Доступность информации о состоянии государственных и муниципальных финансов для общества и возможность общественного контроля. Вся финансовая деятельность властей должна быть открыта для изучения, за исключением строго ограниченных статей, связанных с национальной безопасностью (гос. тайной).

Объяснение: Этот принцип — основа доверия граждан к власти. Налогоплательщики имеют право знать, на что и как тратятся их деньги. Прозрачность — ключевой инструмент борьбы с коррупцией, неэффективными тратами и принятием непопулярных решений в тишине кабинетов.

Примеры:

Государственные финансы. На основе каких принципов формируются? Конкретные примеры.

1. Портал «Электронный бюджет» (budget.gov.ru):

- Что там можно увидеть? Не просто общие цифры, а детализированные государственные задания для каждого бюджетного учреждения, плановые и фактические показатели их выполнения, объемы финансирования.

- Пример: Гражданин может зайти на портал, найти свою районную поликлинику и увидеть, что на закупку нового рентген-аппарата было выделено 5 млн рублей, и что аппарат был закуплен по государственному контракту № Х от Y числа.

2. Портал госзакупок (zakupki.gov.ru):

- Как работает прозрачность? Все этапы закупки: от размещения извещения и технического задания до заключения контракта и его исполнения — публикуются в открытом доступе. Любой может увидеть, кто и у кого покупает, по какой цене и на каких условиях.

- Конкретный пример: Если мэрия города закупает услуги по уборке улиц, конкуренты могут увидеть цену победителя и подать жалобу в ФАС, если обнаружат нарушения. Журналисты могут проанализировать, нет ли закупок по завышенным ценам у "своих" фирм.

3. Публичные слушания по бюджету: В большинстве муниципальных образований проект бюджета выносится на обсуждение граждан. Жители могут предложить, например, перенаправить средства с ремонта площади на строительство детской площадки в своем микрорайоне.

3. Научный подход

Государственные финансы. На основе каких принципов формируются? Конкретные примеры.

Суть принципа: При формировании и реализации финансовой политики необходимо опираться на научные методы анализа, прогнозирования и планирования. Решения должны приниматься на основе изучения экономических закономерностей, статистических данных и моделирования возможных последствий.

Объяснение: Финансы огромной страны нельзя вести "на глаз". Неверные решения могут привести к дефолту, гиперинфляции, социальным взрывам. Научный подход позволяет минимизировать риски и выбирать наиболее эффективные пути достижения целей.

Примеры:

Государственные финансы. На основе каких принципов формируются? Конкретные примеры.

1. Бюджетирование, ориентированное на результат: Это и есть воплощение научного подхода.

- Как это работает? Ведомство при планировании бюджета должно не просто запросить деньги, а сформулировать цели, задачи, индикаторы и обосновать ресурсы.

- Пример: Цель (снизить уровень дорожного травматизма на 10%), задачи (отремонтировать 100 км дорог, установить 500 светофоров), индикаторы (количество ДТП, смертность на дорогах), обоснование ресурсов (сколько стоит отремонтировать 1 км дороги, исходя из среднерыночных цен и нормативов).

2. Макроэкономическое прогнозирование: Перед составлением федерального бюджета Минэкономразвития представляет прогноз социально-экономического развития РФ. В нем даются оценки цены на нефть, курса рубля, темпов инфляции, роста ВВП. От этих цифр напрямую зависят доходы бюджета.

- Конкретно: Если в прогнозе заложена цена нефти $60 за баррель, то доходы от НДПИ будут одни. Если цена упадет до $40 — бюджет будет дефицитным, и Минфину придется либо сокращать расходы, либо искать источники финансирования дефицита.

4. Разграничение полномочий и предметов ведения

Государственные финансы. На основе каких принципов формируются? Конкретные примеры.

Суть принципа: Четкое законодательное закрепление за каждым уровнем власти их собственных доходных источников и расходных обязательств. "Свои" доходы должны покрывать "свои" расходы.

Объяснение: Этот принцип предотвращает постоянные споры о том, кто за что должен платить. Если за регионом закреплена обязанность содержать дороги, но не закреплены стабильные источники доходов, это приводит к "нефинансируемым мандатам" — ситуациям, когда обязанность есть, а денег на ее выполнение нет.

Пример:

Государственные финансы. На основе каких принципов формируются? Конкретные примеры.

1. Федеральный закон № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» и ФЗ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" — это основные документы, которые детально расписывают, кто за что отвечает.

1.1.Дорожное хозяйство:

- Федеральный центр: Отвечает за содержание и строительство федеральных трасс

- Субъект РФ: Отвечает за содержание и строительство дорог регионального значения.

- Муниципалитет: Отвечает за содержание улиц внутри населенного пункта.

2. Проблемная ситуация: Допустим, федеральный центр принял закон о новых стандартах безопасности в школах (требуется установить систему видеонаблюдения). Это новое "полномочие". Если он не выделит муниципалитетам субсидию или не предоставит им право вводить целевой налог для выполнения этого требования, возникнет "нефинансируемый мандат". Муниципалитеты обязаны выполнить требование, но денег на это у них нет.

5. Целевая ориентированность

Государственные финансы. На основе каких принципов формируются? Конкретные примеры.

Суть принципа: Бюджетные средства выделяются не просто на "функционирование органа власти", а на достижение конкретных, измеримых общественно значимых целей и результатов.

Объяснение: Это не подход — "мы потратили X рублей на сферу образования", подход, основанный на целях — "мы увеличили долю детей, обеспеченных местами в детских садах, на Y%, выделив X рублей на строительство новых садов". Здесь фокус смещается с затрат на результат.

Пример:

Государственные финансы. На основе каких принципов формируются? Конкретные примеры.

Муниципальная программа «Формирование современной городской среды».

- Ключевые элементы:

1. Цель: Повысить удовлетворенность жителей качеством городской среды.

2. Задачи и индикаторы:

А) Увеличить долю довольных горожан с 40% до 75% (измеряется через опросы).

Б) Снизить количество жалоб на благоустроенные территории.

3. Реализация: Средства выделяются строго на проекты, выбранные жителями на голосовании (например, дизайн-площадки во дворе №1, а не абстрактное «благоустройство»).

4. Оценка: Успех определяется не по освоению бюджета, а по росту удовлетворенности и снижению жалоб. Неудача ведет к изменению подходов, а не к увеличению финансирования.

6. Экономичность и рациональность

Государственные финансы. На основе каких принципов формируются? Конкретные примеры.

Суть принципа: При планировании и использовании государственных и муниципальных средств необходимо достигать заданных результатов с наименьшими затратами (экономичность) и выбирать наилучший из возможных способов достижения цели (рациональность).

Объяснение: Этот принцип призван бороться с расточительностью и неоправданными тратами. Он требует тщательного обоснования каждой бюджетной расходной операции и поиска наиболее выгодных решений.

Примеры:

Государственные финансы. На основе каких принципов формируются? Конкретные примеры.

1. Федеральный закон № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд":

- Как обеспечивает экономичность? Обязательное проведение конкурсов и аукционов, где побеждает участник, предложивший наименьшую цену (в случае стандартных товаров).

- Как обеспечивает рациональность? Для сложных проектов используется конкурс с ограниченным участием или два этапа, где оценивается не только цена, но и качество предлагаемого решения, квалификация исполнителя, сроки. Иногда дорогое, но качественное и долговечное оборудование выгоднее дешевого и недолговечного.

2. Аудит эффективности: Счетная палата РФ проверяет не только законность трат, но и их результативность.

- Конкретный пример: Проверка национального проекта "Здравоохранение". Аудиторы могут прийти к выводу, что закупка дорогостоящего диагностического оборудования для районной больницы была законной, но неэкономной и нерациональной, так как там нет специалистов, способных на нем работать, и оно простаивает. Вывод: деньги были потрачены впустую, цель (улучшение диагностики) не достигнута.

7. Управляемость финансовыми потоками на централизованной основе

Государственные финансы. На основе каких принципов формируются? Конкретные примеры.

Суть принципа: Наличие единого центра, который осуществляет общее регулирование, контроль и стратегическое планирование движения всех значимых государственных финансовых ресурсов. Это не означает, что все деньги хранятся в одном месте, но означает, что есть единая система управления ими.

Объяснение: Государство должно иметь "диспетчерский центр", который видит общую картину: сколько денег поступает, сколько находится в обращении, какие есть риски кассовых разрывов, когда и кому нужно перераспределить средства. Это позволяет оперативно реагировать на изменения и обеспечивать стабильность финансовой системы.

Примеры:

Государственные финансы. На основе каких принципов формируются? Конкретные примеры.

1. Единый счет бюджета (ЕКС): Все налоговые и неналоговые доходы бюджета поступают на единый счет Казначейства. Все выплаты (зарплаты бюджетникам, оплата госзакупок, трансферты регионам) производятся только с этого счета.

- Как это работает? Деньги моментально поступают на счет Казначейства. Ведомство просто подает платежное поручение, а Казначейство его исполняет. Весь оборот происходит внутри одной системы, что ускоряет расчеты и делает их абсолютно прозрачными.

2. Управление ликвидностью: Если у одного региона сегодня кассовый разрыв (нет денег на выплату зарплат), а у другого есть временно свободные остатки, Казначейство может предложить первому бюджетный кредит для покрытия временного дефицита, не прибегая к печатанию денег или займам.

Таким образом, эти принципы образуют комплексную систему, где каждый элемент поддерживает другой. Единство базы обеспечивает прозрачность, научный подход и разграничение полномочий создают основу для целевой ориентированности и рациональности, а централизованное управление потоками является техническим инструментом, который делает выполнение всех принципов возможным на практике.

Если вам понравился данный материал, то рекомендую перейти в мой Телеграмм канал, где ежедневно выходят посты о политике, экономике и жизни.

Начать дискуссию