Обзор № 7
Добрый день, уважаемые читатели!
Перед вами новый выпуск нашего экспертного дайджеста по трансграничным переводам. Вместе разбираем особенности регулирования и специфику подходов банков и платёжных провайдеров, санкционные ограничения и их влияние на процедуры международных переводов: документационное обеспечение, комплаенс, риски и возможности.
Оригинальный источник данного материала находится по ссылке . По вопросам денежных переводов, образования за рубежом в школах, вузах, лагерях, а так же курсах обращайтесь на http://smapse.ru/ или по телефону 8-800-775-47 96
Оставайтесь с нами!
Ситуация со SWIFT-переводами и альтернативными каналами переводов денег при помощи банков
GL 13O продлили: за что можно, а что нельзя платить в РФ
OFAC 29.09.2025 продлил «административный коридор» в рамках Директивы 4: разрешены платежи, «обычно необходимые для повседневной деятельности» — налоги/пошлины, разрешения, регистрации, возвраты. Это точечное послабление действует до 09.01.2026 и не открывает «общих» операций с ЦБ РФ, Минфином РФ и ФНБ.
Что вне рамок: exit tax при выходе из активов. Обновлённый FAQ 1118 подтверждает: GL 13O сюда не включён, для такого платежа нужна индивидуальная лицензия, в противном случае высок риск блокировки транзакции на стороне банков-корреспондентов.
Регулятор подчеркивает, что нужно делать:
1) чётко формулировать назначение платежа («госпошлина за продление разрешения №…», а не «оплата услуг»);
2) сохранять подтверждающие документы;
3) операции, предполагающие вывод средств, переводить в рамках трека specific license;
4) не нужно пытаться «зашить» exit tax в административный платёж — это увеличит сроки обработки и вероятность блокировок.
Канада ужесточила AML-правила: что FINTRAC изменил с 1 октября 2025
15 сентября FINTRAC опубликовал обновлённые руководства и FAQ: ключевые блоки начали действовать с 01.10.2025, остальные будут вводиться поэтапно. Ключевая новация — обязанность сообщать о существенных расхождениях в данных о действительных владельцах: если у поднадзорной организации сведения о бенефициарах клиента расходятся с записями федерального реестра Corporations Canada и есть высокий риск, нужно направить сообщение государству. Это требование закреплено на уровне реестра и AML-гайдов.
Расширена и сама экосистема поднадзорных. С 1 октября титульные страховщики по всей Канаде формально стали «отчитывающимися организациями» по PCMLTFA: на них распространяются KYC/мониторинг и отчётность о подозрительных операциях. Параллельно под AML-режим попали эквайринговые сервисы для частных банкоматов (white-label ATMs): для них FINTRAC ввёл полный набор обязанностей — комплаенс-программы, идентификацию клиентов, бенефициарную прозрачность, мониторинг и ongoing due diligence.
Также обновлен санкционный блок: ввели новый формат отчётности о подсанкционном имуществе — Listed Person or Entity Property Report (LPEPR), который заменяет прежний отчёт и охватывает более широкий круг режимов санкций (включая действующие против РФ SEMA и «закон Магнитского»).
В Британии оштрафовали Colorcon за платежи через санкционные банки
30 сентября 2025 года управление по финансовым санкциям Великобритании (OFSI) опубликовало уведомление о штрафе для Colorcon Limited — £152 750. Основание — нарушение п. 12 правил Russia (Sanctions) (EU Exit) Regulations 2019: компания «сделала доступными средства» в пользу лиц из санкционных списков. Речь о платежах московского подразделения — зарплатах сотрудникам и расчётах с подрядчиками — которые зачислялись на счета в российских банках под заморозкой активов.
Из уведомления следует, что часть выплат пришлась на период после окончания действия «общей лицензии» для сворачивания деятельности в России и без требуемой отчётности. Это OFSI расценило как отягчающее обстоятельство. При этом регулятор учёл добровольное раскрытие информации: итоговая сумма штрафа ниже, чем могла бы быть без этого смягчающего фактора.
Кейс примечателен формулировкой нарушения: даже социальные траты — зарплаты и повседневные расчёты офиса — при перечислении на счета в банках из санкционных списков трактуются как «предоставление средств» и попадают под прямой запрет, если нет конкретного разрешения (лицензии).
ОАЭ × Турция: своп AED–TRY и «смычка» платёжных систем. Что это меняет для расчётов?
2 октября центробанки ОАЭ и Турции подписали три документа: двустороннюю своп-линию на AED 18 млрд/TRY 198 млрд и два MoU — о расширении расчётов в нацвалютах и об интеграции платёжной инфраструктуры. Цель — дать рынку локальную валютную ликвидность и ускорить расчёты в торговле и финансах между странами. Своп призван упростить клиринг сделок напрямую в AED и TRY, без «длинных» корреспондентских цепочек в третьих валютах. Это снизит издержки и риски, связанные с прохождением через каналы с повышенной санкционной чувствительностью.
Дополнительно стороны договорились развивать использование местных валют в трансграничных платежах и «сшивать» платёжные и сообщения системы — фактически выстраивать совместимую инфраструктуру (в турецком сообщении отдельно упомянута связка национальных систем быстрых платежей). Для бизнеса это означает более предсказуемую обработку переводов и расчётов по контрактам в AED/TRY.
Техническая интеграция и доступ к ликвидности в AED и TRY создают условия для коротких прямых расчётов AED–TRY, уменьшая зависимость от маршрутов в долларах и евро и повышая устойчивость двусторонних переводов.
Китай упростил валютное регулирование: SAFE открывает дорогу более свободным расчётам в юанях
15 сентября 2025 года Государственное управление по валютному контролю Китая (SAFE) объявило новый пакет реформ, касающихся внешнеэкономических операций и движения капитала.
В него вошли уведомление SAFE [2025] №43 и набор операционных разъяснений. Основная цель — снизить административную нагрузку на кросс-бординговые операции и упростить использование средств по капитальному счёту.
Среди мер:
· сокращение «негативного списка» для иностранных инвестиций и реинвестирования прибыли,
· разрешение более широкого использования поступлений по капитальному счёту,
· упрощение валютных отчётных процедур для компаний с иностранным участием и стартапов.
SAFE отдельно отмечает «углубление реформы валютного администрирования» и расширение возможностей компаний для привлечения и использования средств в юанях.
Ожидается рост доли расчётов в CNY и ускорение платежей через систему CIPS без использования долларов при проводке операции. Это делает юань более удобным расчётным инструментом для трансграничных операций, но одновременно повышает внимание международных банков к российскому следу в юаневых каналах: снижение доли доллара увеличивает долю прямых связей между банками Китая и третьих стран, что усиливает комплаенс-контроль.
Гонконг и Пекин усилили офшорный юань: трансграничные РЕПО и новый уровень CNH-ликвидности
25–26 сентября 2025 года Народный банк Китая и Валютное управление Гонконга (HKMA) объявили о запуске РЕПО-операций между материковым Китаем и Гонконгом — первой двусторонней схеме репо, где банки из двух юрисдикций могут использовать китайские облигации как залог для получения ликвидности в юанях. Одновременно HKMA представило обновлённый пакет мер для поддержки офшорного рынка CNH. Новая схема позволяет банкам Гонконга напрямую получать фондирование в CNY, минуя долларовые и евровые корреспондентские цепочки, и тем самым ускоряет расчёты в юанях. HKMA назвало этот шаг «ещё одной вехой в развитии Гонконга как глобального центра офшорного юаня».
Вместе с РЕПО-инициативой объявлено расширение RMB Liquidity Facility: лимит увеличен до RMB 100 млрд, снижена ставка и упрощён доступ для банков, работающих с юаневыми торговыми и инвестиционными операциями. Эти изменения вступают в силу 9 октября.
Аргентина ослабила валютный контроль: BCRA упростил жизнь экспортёрам услуг
18 сентября 2025 года Центральный банк Аргентины (BCRA) опубликовал коммуникации A 8330 и A 8331, смягчив валютное регулирование сразу по двум направлениям — экспорт услуг и движение капитала.
· A 8330 отменяет лимит в 36 000$/год для физлиц-экспортёров и позволяет компаниям свободно зачислять валютную выручку на счета в аргентинских банках без обязательной продажи валюты. Это снижает нагрузку на бизнес в сфере IT, консалтинга и других экспортных услуг, где расчёты идут в долларах, евро или реалиях.
· A 8331 касается сделок по слияниям и поглощениям (M&A) и репатриации инвестиций. Теперь банки могут предоставлять доступ к покупке иностранной валюты для расчётов с нерезидентами при выполнении установленных условий, то есть инвесторы получили более понятные процедуры для вывода средств и расчётов при выкупе долей.
Оба документа направлены на то, чтобы сделать валютные операции предсказуемыми и сократить бюрократические задержки, а значит, увеличить скорость обработки любых платежей.
SWIFT усиливает стандартизацию: новая дорожная карта CBPR+ повышает точность скрининга
25 сентября 2025 года SWIFT опубликовал обновлённую дорожную карту CBPR+ — программу перехода на формат ISO 20022 для межбанковских переводов. Осенний релиз уточняет сроки и расширяет набор обязательных структурированных полей в сообщениях MX, включая блоки адреса контрагентов и назначения платежа. Цель — повысить совместимость систем и качество автоматической обработки данных.
Согласно документу, в версии SR 2025 вводятся стандартизированные адресные поля для всех участников платёжной цепочки, с SR 2026 использование неструктурированных адресов будет запрещено. Это означает, что старые форматы, где адрес указывался свободным текстом, перестанут проходить через сеть. Параллельно уточнены требования к кодам назначения платежа, что должно минимизировать «серые зоны» при комплаенс-проверках.
Переходный период, когда действуют форматы MT и MX, завершается 22 ноября 2025 года: после этого сеть SWIFT полностью перейдёт на ISO 20022, а обновлённая дорожная карта CBPR+ станет основной технической базой для всех трансграничных платежей.
Ситуация с альтернативными каналами переводов
SWIFT добавит блокчейн-реестр к своей инфраструктуре: зачем это банкам
SWIFT совместно с 30+ финансовыми организациями разрабатывает shared ledger для 24/7 трансграничных платежей и токенизированных активов; концепт строится с участием ConsenSys. Для банков это снижает стоимость интеграций с разрозненными блокчейн-сетями и поддерживает комплаенс в едином периметре SWIFT.
FT указывает на участие в проекте Bank of America и Citigroup. Роль реестра — не заменить сеть сообщений, а создать «площадку учёта» для токенизированной ликвидности и ускоренных расчётов. На фоне рынка стейблкоинов ~$300 млрд проект позиционируется как ответ TradFi на P2P-переводы без участия банков.
Банк Канады заговорил о федеральных правилах для стейблкоинов
18 сентября 2025 года исполнительный директор Банка Канады по платежным системам и надзору Рон Мэрроу призвал власти «взвесить целесообразность федерального регулирования стейблкоинов». По его словам, Канада должна определить, как цифровые валюты с фиксированной привязкой могут вписаться в обновлённую инфраструктуру платежей и сделать международные переводы дешевле и быстрее.
Речь идёт не о запуске национального стейблкойна, а о создании единых правил на федеральном уровне, сопоставимых с теми, что действуют в ЕС и Великобритании. Сейчас регулирование цифровых активов в Канаде распределено между провинциями и федеральными ведомствами: ценные бумаги и деривативы курируют региональные регуляторы, а обмен криптовалюты контролируется FINTRAC по линии AML. Банк Канады предлагает объединить подход — установить понятие стейблкоина как платёжного инструмента и задать общие стандарты обращения.
Канадские финтех-компании активно используют стейблкоины в сфере трансграничных переводов, но правовая неопределённость мешает банкам включать такие инструменты в официальные платёжные сети. Федеральные нормы должны убрать этот барьер, снизить издержки на комплаенс и сделать рынок переводов более прозрачным.
Банк Италии предупредил о рисках стейблкоинов с несколькими эмитентами
Итальянцы демонстрируют обратный подход. 18 сентября 2025 года заместитель управляющего Банка Италии Кьяра Скотти выступила с докладом о регулировании цифровых активов и платёжных систем, обратила внимание на растущее распространение многоэмитентных стейблкоинов — токенов, выпускаемых одновременно разными компаниями в нескольких странах под единым брендом. По словам Скотти, такие конструкции создают правовую неопределённость и повышают риски для финансовой стабильности.
«Если у токена несколько эмитентов, действующих под разными надзорами, возникает вопрос — кто несёт ответственность за поддержание его стоимости и резервов, а кто отвечает перед пользователем при сбое?» — отметила представитель регулятора. Банк Италии считает, что подобные схемы требуют строгих единых правил раскрытия информации о резервах и согласованных механизмов выкупа активов по номиналу.
Скотти подчеркнула: в рамках европейского регулирования MiCA необходимо уточнить критерии допустимости таких токенов в платёжных системах и ограничить их использование случаями, когда все задействованные юрисдикции обеспечивают сопоставимый надзор и защиту потребителей.
Эта позиция отражает общий курс Банка Италии и ЕЦБ на «качественную токенизацию», то есть на выпуск только тех стейблкоинов, за которыми стоят надёжные резервы и прозрачная отчётность. Для банковского сектора это сигнал к более консервативному подходу к цифровым платёжным инструментам и усилению проверок анонимных или неустойчивых схем, особенно при трансграничных расчётах.
ESMA усилила контроль за криптопровайдерами: MiCA переходит из теории в практику
25 сентября 2025 года Европейское управление по ценным бумагам и рынкам (ESMA) опубликовало Compliance Tables — таблицы соответствия по внедрению Гайдов MiCA. Документы показывают, как национальные регуляторы стран ЕС адаптируют наднациональные стандарты для криптовалютных компаний в двух ключевых областях: оценка пригодности руководства и владельцев (fitness & propriety) и отчётность перед надзорными органами. Фактически это первый публичный обзор хода имплементации MiCA, позволяющий оценить, насколько синхронизированы подходы государств к регулированию крипторынка. В таблицах отражены статусы внедрения (полное, частичное, в процессе) и комментарии национальных регуляторов — от BaFin и AMF до Consob и CNMV. Цель — выровнять надзорную практику и добиться единого понимания требований к криптопровайдерам по всему ЕС.
Согласно плану ЕК и ESMA, с середины 2025 года действуют требования к эмитентам стейблкоинов, а к концу года — к поставщикам услуг с цифровыми активами (CASP). Таблицы подтверждают, что к этому сроку подавляющее большинство стран ЕС уже закрепили в национальных нормах требования к отчётности, корпоративному управлению, внутреннему контролю и процедурам AML/KYC.
Можно констатировать, что европейские криптоплатформы переходят к жёстко формализованным проверкам: идентификация клиентов, происхождение средств и отчётность по операциям становятся стандартом, а пространство для «серых» переводов и обходных схем через стейблкоины сужается.
Саудовская Аравия запустила Google Pay и открывает рынок для Alipay+
15 сентября 2025 года ЦБ Саудовской Аравии (SAMA) официально подтвердил запуск Google Pay в королевстве. Сервис интегрирован с национальной платёжной сетью mada, которая объединяет местные банки и торговые площадки. Теперь держатели карт mada могут оплачивать покупки с помощью Google Pay в магазинах, онлайн и в приложениях — как внутри страны, так и за рубежом.
В тот же день SAMA подписала соглашение с Ant International, оператором платформы Alipay+, о внедрении в королевстве приёма зарубежных электронных кошельков. Это позволит пользователям из Китая и других стран Азии оплачивать товары и услуги в Саудовской Аравии напрямую со своих e-wallets — через совместимую инфраструктуру mada.
Турция усиливает контроль за финансами: MASAK получит право блокировать счета
29 сентября 2025 года турецкое правительство представило законопроект, который расширяет полномочия MASAK — управления по расследованию финансовых преступлений. Документ предусматривает, что регулятор сможет оперативно замораживать банковские и криптосчета при выявлении признаков отмывания денег или финансирования терроризма, без отдельного судебного решения.
По данным Bloomberg и Bloomberg Law, план направлен на обновление системы противодействия финансовым злоупотреблениям (AML/CFT) и выравнивание национального регулирования с рекомендациями FATF. Расширенные полномочия коснутся не только банков, но и платёжных сервисов, операторов электронных денег и криптоплатформ. MASAK сможет приостанавливать операции, ограничивать доступ к мобильным банкам и формировать «чёрные списки» адресов в блокчейне.
Контекст реформы — борьба с арендой счетов и анонимными транзакциями в обход банковского и финансового контроля: турецкие власти стремятся закрыть уязвимости на пересечении фиатных и криптоканалов, особенно при международных переводах.
Для бизнеса и финтеха это сигнал о переходе Турции к жёсткой модели комплаенса, где даже технические посредники обязаны немедленно реагировать на запросы MASAK. Для международных переводов отчетливо просматриваются такие риски, как рост превентивных блокировок и заморозок, если операция проходит через турецкую инфраструктуру и вдобавок анонимна.
Китай установил рамки для токенизации активов: CSRC ограничила амбиции рынка RWA
23 сентября 2025 года Китайская комиссия по регулированию ценных бумаг (CSRC) опубликовала руководство по проектам токенизации реальных активов (RWA) — недвижимости, сырья, облигаций и других инструментов, переведённых в цифровую форму. Документ призван «обеспечить упорядоченное развитие» сектора и подчеркнуть, что такие активы остаются частью традиционной финансовой системы, а не крипторынка.
CSRC отдельно указала, что токенизация не должна рассматриваться как создание новой формы платёжной или клиринговой инфраструктуры. Иными словами, токены, даже если они обеспечены реальными активами, не могут использоваться для обхода валютного контроля или трансграничных ограничений. Регулятор также предупредил об усилении требований к идентификации участников и отчётности платформ, занимающихся цифровизацией активов.
Сигнал регулятора ясен: Китай намерен развивать токенизацию исключительно под надзором банков, депозитариев и лицензированных операторов. На фоне всплеска интереса к RWA на внутреннем рынке (особенно в сфере недвижимости и корпоративных облигаций) CSRC фактически обозначила верхний предел для «экспериментов» с публичными блокчейнами. Для трансграничных расчётов это означает, что КНР не допустит использования RWA-проектов как альтернативных каналов перевода средств, особенно в обход валютных и санкционных ограничений. В краткосрочной перспективе это охлаждает энтузиазм вокруг криптоинтеграции и делает рынок токенизированных активов более институциональным и закрытым.
В Казахстане заблокировали криптообменник RAKS Exchange, связанный с даркнетом: его оборот составил $224 млн
Агентство по финмониторингу Казахстана выявило криптообменник RAKS Exchange, который, по данным следствия, предоставлял услуги по обналичиванию и отмыванию криптовалюты через даркнет. Сервис обслуживал пользователей из Казахстана, России, Молдовы и Украины, а его совокупный оборот превысил $224 млн.
Расследование показало связи RAKS Exchange с более чем 20 маркетами даркнета. В ходе операции заблокировали 67 криптокошельков, где находилось 9,7 млн USDT. Агентство объявило о массовых проверках криптообменников, чтобы пресечь незаконные схемы и усилить контроль за AML-процедурами.
Сведения о новых ограничениях на переводы за рубеж и обратно
ЕС анонсировал 19-й пакет санкций: удар по банкам, корреспондентским расчётам и платёжным системам в обход санкций
Еврокомиссия 19 сентября вынесла на обсуждение 19-й пакет санкций против РФ. Банковский блок — самый жёсткий за последние месяцы. В проекте: полный транзакционный запрет для дополнительного списка российских банков, а также для кредитных организаций в третьих странах, если они помогают обходить режим. Параллельно ЕС намерен ограничить доступ к альтернативным платёжным системам, включая иностранные банки, задействованные в российских схемах и сервисах вроде MIR/СБП, и сузить «корреспондентские окна» для расчётов с участием резидентов РФ.
Источник в Брюсселе указывает, что пакет также нацелен на криптосервисы и финпосредников, что дополняет банковские меры и закрывает каналы транзита через третьи страны. Это усиливает давление на корреспондентские цепочки: европейские и международные банки будут чаще отказывать по платежам с российским риском и расширят проверки происхождения средств и назначения операций.
ЕС продлил режим по «гибридным угрозам»: у банков будет больше правовых оснований для отказа
Совет ЕС 3 октября 2025 года продлил на год санкционный режим, направленный против «гибридных угроз» со стороны России (включая Foreign Information Manipulation and Interference — FIMI). Меры теперь действуют до 9 октября 2026 года и позволяют принимать меры против лиц и структуры, причастные к дезинформации, кибератакам, саботажу и иным дестабилизирующим действиям. Для финсектора это означает более чёткую юридическую опору при блокировке транзакций, если проявятся признаки обхода санкций или участия в гибридных операциях.
Этот режим — отдельный фрейм в рамках общей архитектуры санкций ЕС против РФ, созданный в октябре 2024 года и расширенный в 2025-м (в том числе по охвату активов и составу действий, подлежащих ограничительным мерам). Он дополняет «украинские» пакеты и позволяет точечно вводить запреты вне классических торгово-финансовых ограничений: заморозка активов, запрет на предоставление средств и запрет на въезд в ЕС. Для банков и платёжных компаний это формирует нормативную «подпорку» для отказов по корреспондентским расчётам и платежам с рисками FIMI/обхода, даже если формально операция не нарушает другие регламенты.
Совет подчёркивает, что продление связано с продолжающимися «гибридными активностями» РФ против ЕС и партнёров. Практический эффект уже отразился в и отраслевых обзорах: комплаенс-порог по операциям с «российским риском» становится выше.
ЕС обсуждает «репарационный займ» Украине за счёт замороженных активов РФ: ключевые риски и последствия
1–6 октября 2025 года в ЕС и G7 возобновилась дискуссия об использовании замороженных суверенных активов России для формирования «репарационного займа» Украине на ~€140 млрд. Большая часть активов находится в Euroclear (Бельгия). Главные узлы спора — юридические риски (защита суверенных активов по международному праву) и гарантии для Бельгии как юрисдикции размещения.
По сообщениям, Еврокомиссия и страны G7 прорабатывают схему, при которой средства останутся «иммобилизованными», а их денежные остатки/доходы послужат обеспечением займа; обсуждаются государственные гарантии для распределения возможной ответственности между странами. Бельгия настаивает на письменном разделении рисков, а ЕЦБ подчёркивает необходимость строгого соблюдения права, чтобы не подорвать доверие к евро и европейским рынкам.
Даже на стадии обсуждения осторожность европейских банков и других структур вырастет в разы: любое, даже эфемерное упоминание российского следа заставит фискальные органы «сделать стойку». Ожидаем усиления проверок маршрутов платежей, источников средств и бенефициаров, вероятны задержки/отказы в операциях и дополнительные запросы документов.
ЦБ продлил валютные ограничения: лимиты на переводы сохранят минимум до марта 2026 года
Банк России продлил до 31 марта 2026 года временные ограничения на трансграничные переводы. Ключевые условия остаются прежними:
· физлица могут переводить не более 1 млн долларов в месяц на свои зарубежные счета,
· через международные платёжные системы — не более 10 тыс. долларов в месяц.
Иностранцам, работающим в России, сохранят возможность выводить за рубеж зарплату, а вот неработающим гражданам и юрлицам из недружественных стран запрещено и это (за вычетом операций через счета типа «Ин» и структур, контролируемых российскими лицами).
ЦБ продлил до конца марта запрет на вывод средств «недружественных» нерезидентов со счетов у брокеров/ДУ
Банк России продлил ещё на полгода (с 01.10.2025 по 31.03.2026) запрет на переводы за рубеж со счетов «недружественных» нерезидентов у российских брокеров и доверительных управляющих. Исключение сохраняется для возврата денег со счетов «Ин»; также действуют специальные режимы для структур под контролем российских лиц.
Репатриация капитала нерезидентов из «недружественных» стран по брокерскому контуру по-прежнему запрещена, что оказывает сдерживающий эффект на трансграничные операции по рынку ценных бумаг и поддерживает статус-кво в расчётах.
Налогообложение переводов
IRS включает в приоритет на 2025–2026 годы налог на международные переводы и отчётность по ЦФА
Налоговая служба США (IRS) опубликовала приоритетный план разъяснений на 2025–2026 годы. В нём обозначены два направления, способных заметно изменить регулирование трансграничных платежей и операций с криптоактивами: акциз на международные переводы (§ 4475) и новые требования к отчётности брокеров по цифровым активам (§ 6045).
· § 4475 закреплён в федеральном законе Public Law 119-21 и предусматривает акциз 1% на трансграничные переводы, инициированные из США. Налог будет удерживаться посредниками — банками и финтех-операторами, если они участвуют в переводе средств за границу. При вступлении нормы в силу это может затронуть и транзакции, связанные с Россией, если в цепочке задействованы американские сервисы.
· § 6045, в свою очередь, усиливает требования к учёту и отчётности по цифровым активам. Новые правила увязаны со стандартом OECD CARF, который унифицирует обмен данными между странами и делает транзакции нерезидентов более прозрачными.
Для бизнеса и платёжных компаний всё просто: нагрузка вырастет, комплаенс станет сложнее, а услуги по переводам вновь подорожают. IRS обещает опубликовать финальные инструкции в 2026 году, однако участники рынка уже начали подготовку к переходу.
Швейцария уточнила порядок обмена налоговой информацией по FATCA: теперь с жёсткими сроками
24 сентября 2025 года Федеральная налоговая администрация Швейцарии (FTA) обновила раздел на своём сайте, посвящённый административной помощи США в рамках соглашения FATCA. Главное изменение — конкретизация срока (8 месяцев) для передачи информации американским налоговым органам (IRS) и ужесточение ответственности за задержки. Если банк или иное финансовое учреждение не успевает передать данные в срок, у него возникает обязанность удерживать налог у источника по соответствующим клиентам до момента исправления ситуации. Внутренние сроки для ответа FTA и банков тоже сокращены — в отдельных случаях до 10 дней.
Такие меры направлены на повышение дисциплины раскрытия информации по счетам, связанным с США. Для клиентов и компаний, совершающих переводы между Швейцарией и США, это означает усиленный контроль за своевременным обменом данными, риски временных удержаний или блокировок при нарушении процедур.
Обновлённые разъяснения уточняют формат передаваемых файлов (PDF, SEI XML, FATCA XML) и порядок уведомления клиентов.
Россия ратифицировала соглашение об избежании двойного налогообложения с ОАЭ и предложила Бахрейну начать переговоры
24 сентября 2025 года на сайте Кремля опубликовано сообщение о ратификации соглашения между Россией и Объединёнными Арабскими Эмиратами об устранении двойного налогообложения по доходам и приросту капитала. Документ закрепляет правила распределения налоговых прав между странами и создаёт единые подходы к налогообложению дивидендов, процентов и роялти.
Договор начнёт действовать с 2026 года — после обмена ратификационными грамотами. Для компаний и частных лиц это означает снижение налоговой неопределённости при переводах и выплатах между Россией и Эмиратами, более понятные критерии определения налогового резидентства.
Ранее, 18 сентября, Минфин России сообщил о предложении Бахрейну начать переговоры о новом соглашении об избежании двойного налогообложения. Если инициатива будет реализована, сеть налоговых договоров России в регионе Персидского залива расширится, а налоговые риски по трансграничным операциям сократятся.
Читайте и подписывайтесь на наш канал