Вашему бизнесу должны - что делать?

Плохо, когда ты должен сам. Не лучше, когда должны тебе, хотя бы потому что недостаток средств может легко превратить в должника самого невольного кредитора. Для бизнеса это весьма острый вопрос, поэтому давайте разбираться, что делать, если так вышло. Как вернуть средства с наибольшей эффективностью.

Вашему бизнесу должны - что делать?

Для начала определимся, что такое дебиторская задолженность.
Дебиторская задолженность – это все, что должны вашей компании ваши партнеры, государство и клиенты, которые могут быть юридическим лицом, а могут быть физическим. Сама по себе она еще не долг, несмотря на название, а обязательство по выплате оговоренной суммы в определенные сроки. А вот просроченная дебиторская задолженность – это долги вашему бизнесу.

Тут есть не очень приятная реальность делового мира. Просроченная дебиторская задолженность в нем – настолько же рядовая ситуация, как и пересдача в российском вузе. И примерно настолько же неприятная – ещё ничего не потеряно, но попотеть придётся.

Когда паниковать

Давайте на примере. У вас договор с контрагентом на реализацию чего-либо (услуг, оборудования и пр.), согласно которому вы поставляете товар 20-го мая, а оплата – 25 мая.

Вопрос знатокам: когда надо переживать?

26-го мая? Или, может быть, 1-го июня? Или 12-го июня? Может, 31-го декабря?

Ну, в последнюю из этих дат точно уже переживать не стоит. Лучше просто опрокинуть рюмку шампанского и списать утекшую ДЗ под куранты. А вот с остальными будем разбираться.

Первые 3-5 дней после указанной даты – точно не повод для беспокойства, так как даже коллекторы ждут в этот период молча и неспроста: в жизни всякое бывает, и пускай это немного признак дурного тона, но в целом соответствует реалиям любого бизнеса, особенно мелкого и среднего.

С остальными датами сложнее – в случае, если у вас есть контакт с контрагентом, он не избегает вас, отвечает на письма/звонки и поясняет ситуацию, то рекомендуем быть умеренно спокойными 45 дней с момента просрочки. Это соответствует мировой практике, что отражено в МСФО-9 «Финансовые инструменты».

Разумеется, о таких сроках не может идти и речи, если контрагент не общается с вами или ведёт себя крайне неадекватно. В такой ситуации нужно принимать меры. О них ниже.

Вашему бизнесу должны - что делать?

Взаимозачёт

Если у вас двусторонние отношения с контрагентом, и имеется кредиторская задолженность по отношению к нему, то вполне допустимым является вариант взаимозачёта потоков.

Этот вариант удобен обеим сторонам, контрагент даже сам может его предложить, однако в нём есть один подводный камень: в таком случае никаких денег вам не поступает, что может быть критичным обстоятельством.

Например, исходя из всё того же примера выше, вы могли договориться на оплату с клиентом 25 мая. При этом вы учитывались, что 5 июня вам надо платить по кредиту или займу или своему поставщику, и таким образом взаимозачёт не оставляет вам средств для решения этой проблемы.

А решать её как-то нужно, спору нет.

Реструктуризация

Контрагент может хотеть заплатить вам, однако не иметь на это физической возможности, то есть у него просто-напросто может не быть нужной вам суммы. Однако, это не значит, что у него нет половины данной суммы, трети или хотя бы пятой её части. А значит, можно предложить погашать долг частично.

В таком случае мы настоятельно рекомендуем оформить это документально с обязательным указанием графика платежей. Во-первых, любой документ – ваша защита в случае судебных разбирательств. Во-вторых, график платежей способствует тому, чтобы контрагент был в тонусе и старался всё выплатить в срок.

Даже если контрагент не выплатит полную необходимую сумму, то хотя бы часть, что упростит вам проблему собственных платежей. У вас на них будут деньги. Тот самый случай, когда лучше поздно, чем никогда, и хоть что-то, чем ничего.

Коммуникация

Однако, вы не можете заставить контрагента платить долг по частям, если он этого не хочет. А полной суммы у него тоже нет, что делать?

Договаривайтесь о новом дедлайне и обязательно на бумаге – см. предыдущий пункт, почему. Юридически это проще всего сделать через заключение доп. соглашения к основному договору.

Коммуникацию лучше строить в вежливом, позитивном ключе, пояснять клиенту, что вы всё понимаете, сами в бизнесе и бывает всякое, но средства вам необходимы для дальнейшего оборота. Дружелюбный тон позволит даже в случае такой затруднительной ситуации не сжигать мосты для дальнейшего сотрудничества, если вы решите продолжить работать с этим клиентом.

Если же вам данный контрагент не принципиален, то можно строить коммуникацию на более жёстких аргументах, таких как суд. Это всегда немного повышает вероятность получения оплаты, но почти наверняка перекрывает дальнейшее сотрудничество.

Вашему бизнесу должны - что делать?

Финальные действия

Если же в итоге оплату получить не удалось и предпосылок к её получению нет, то остаётся только следующее:

- Суд (опционально);

- Списать задолженность;

- Внести контрагента в собственный чёрный список;

- Устроить контрагенту негативный сарафан в вашей сфере бизнеса.

Вывод

Есть множество путей решения проблемы просроченной задолженности, но, к сожалению, все они хлопотны и весьма энергозатратны. Поэтому лучший способ избегать подобных ситуаций - заранее проверять контрагента на платежеспособность и договариваться на берегу.

Желаем как можно меньше попадать в ситуации, когда заработать деньги удается проще, чем их получить.

Автор - Даниил Лабанович
Редактор - Наталья Воденникова

7171 показ
132132 открытия
Начать дискуссию