Разбор управленческого баланса
Где же, где же спрятаны деньги бизнеса?
Что расскажет нам баланс…
Итак, разберем баланс на примере.
Входящие данные:
- Компания занимается продажей женской одежды.
- Выручка: январь - 30 млн. руб., февраль - 27 млн. руб.
- Себестоимость: январь - 10,5 млн. руб., февраль - 9,45 млн. руб.
- Кредит краткосрочный (остаток долга): январь - 5,04 млн. руб., февраль - 4,8 млн. руб.
- Накопленная прибыль за все года на конец периода - 12,3 млн. руб.
- Основные средства - на 5 млн. руб.
Анализ показателей
Ликвидность (не менее 1) - Способность компании быстро погашать свои текущие обязательства за счет реализации оборотного капитала (дебиторки, готовой продукции, запасов). Оптимальное значение от 2 и выше, слишком высокое значение говорит о низкой эффективности оборачиваемости готовой продукции на складе и излишнем остатке денежных средств.
Финансовая устойчивость ( ближе к 1) - Способность компании погашать обязательства за счет собственных средств. Соотношение суммы собственного капитала и обязательств, рекомендуемое значение 0,8-0,9.
Оборачиваемость товарных запасов (оборот) - Для разных товаров существуют свои рекомендуемые показатели: например, для скоропортящихся продуктов (продукты питания) — от 12-20 раз в год, для одежды — 3-6 раз, для техники — 2-4 раза в год.
Оборачиваемость товарных запасов в днях - это показатель, отражающий, сколько раз за определённый период (месяц, квартал, год) товарный запас был продан и обновлён. Он показывает скорость продажи товаров и эффективность управления запасами: чем она выше, тем быстрее товар превращается в деньги, а вложенные средства возвращаются в оборот. Низкая оборачиваемость указывает на залежавшиеся запасы и неэффективное использование капитала.
Оборачиваемость дебиторской задолженности - Чем выше оборачиваемость (или чем меньше период погашения), тем эффективнее компания работает с покупателями и тем лучше ее денежный поток. Например, для производства этот показатель может быть в диапазоне 6–10, а для строительства — 3–6, для одежды - 15-20.
Оборачиваемость кредиторской задолженности - Коэффициент показывает, сколько раз за период компания оплатила свои долги, а также может быть выражен в виде среднего количества дней на оплату счетов. Для розничной торговли нормальный диапазон оборачиваемости кредиторской задолженности составляет примерно 7,5–9,0, что соответствует периоду оборота в 40–49 дней. Высокий коэффициент может указывать на эффективное использование оборотных средств, а низкий — на потенциальные проблемы с платежеспособностью, если кредиторская задолженность превышает дебиторскую. Для оптовой торговли нормативной нормой оборачиваемости кредиторской задолженности считается диапазон 6,0–7,5 оборотов в год, что соответствует периоду оборота в 49–61 день.
Заключение (конец второго месяца):
Ликвидность - соотношение возможности быстро погасить текущие долги за счет быстрых денег.
Активы (будущие деньги от продаж + текущие деньги на счетах)
VS
Пассивы (долги + кредиты на короткий срок)
Показатель - 1,5 , то есть можно погасить полностью один раз и половину долгов за счет своих средств. Желательно, выйти на показатель в 2 раза. Понимаем, что собственных оборотных средств должно быть больше, чем долгов. Держим на контроле каждый месяц.
Финансовая устойчивость - запас прочности - показатель - 0,4 , сравниваем за счет чего банкет: за счет прибыли или долгов. В нашем случае нет долгих кредитов, поэтому все спонсируется за счет прибыли компании. Некритично, но прибыли недостаточно для развития компании. То, что останется у бизнеса после вычета расходов на возобновление товарного запаса, покупку основных средств, реализации продаж и т.д. Вот на всю эту кухню у компании 40% денег от хотелок.
Анализ прибыли, которую накопили за все года + долгие долги
VS
Итого активы - будущие и текущие деньги.
Оборачиваемость товарных запасов в днях - как быстро реализуется товар в днях - 164 дня необходимо для продажи товара. Для одежды норматив 60-90 дней. Работаем над продажами.
Оборачиваемость дебиторской задолженности - как быстро долги перед нами превращаются в деньги или перед нами выполняются обязательства. Показатель - 26 раз за месяц (период). Если анализировать долг от покупателей, то более 100 раз за месяц. Хороший показатель, свидетельствует о том, что компания работает в основном без постоплат.
Оборачиваемость кредиторской задолженности - способность погашать текущие долги по обязательствам. Показатель - 0,9. В нашем случае, большую долю занимают авансы полученные (см. таблицу). Это норма для бизнеса. Если деньги выводятся без контроля, на этот случай сделайте себе финансовую подушку.
Итак, где же спрятаны деньги?
Деньги числятся на расчетных счетах за счет авансов полученных от покупателей и прибыли компании. Авансы полученные - это наш долг до момента исполнения обязательств. Формируем финансовую подушку, открываем копилку на фонды по затратам.
Деньги закопаны в товаре, так как показатель оборачиваемости товаров не соответствует запасу товаров и продажам. Закупили впрок, лучше б открыли депозит. Анализируем план продаж более детально по номенклатуре и прорабатываем каналы сбыта.
Деньги не зависают в дебиторской задолженности, так как показатель эффективный.
Еще больше статей в канале