Ваш бизнес особенный?!
Специфика сфер деятельности накладывает отпечаток в том числе на управленческий учет. Отчетность помогает выявить узкие места и просадку с учетом особенностей конкретной ниши.
Разберем особенности бизнеса на примере Производства одежды
Первоначальные вложения: от 2 млн рублей.
Окупаемость - от 10 месяцев.
Рентабельность: опт - 7-15%, ателье - от 20%, маркетплейсы - 5-7%.
Оборачиваемость товара - 45-90 дней.
Доля рекламного бюджета - 30% от выручки.
Кассовые разрывы при подготовке и пошиве коллекций.
Боли и Возможности
Можно рекламировать как бренд так и флагманское изделие, по которому будут узнавать бренд. У перекупов с этим сложнее, так как они зависят от поставок изготовителей.
Высокая конкуренция. Обратная сторона бренд производителя является престижем и формирует более эффективный имидж.
Мода, сезонность могут открывать возможность для быстрых продаж и в то же время складировать ткани и изделия, которые вышли из моды.
Поиск качественных тканей. Контроль качества. Маркировка.
Поиск кадров: технологи, конструкторы, швеи, дизайнеры.
Большие вложения на разработку коллекции, пошив, утверждение образца, рекламные кампании и далее только продажа. Длинный цикл оборачиваемости товара без предоплат. Сфера бесконечных кассовых разрывов. Риски колоссальны, в случае, если коллекция не выстрелит.
Расход ткани на пошив изделия - списание всего полотна, так как из обрезков сложно пошить что-то годное. Отсюда возникает вопрос калькуляции изделия. Существуют различные способы формирования:
- позаказный, попроцессный, нормативный, попередельный, поштучный.
Рекомендации
Тренды лучше выпускать с дефицитом.
Придумать особенность бренда. Фишку, которая будет характерной особенностью марки.
Колготки с начесом и только колготки с начесом будут выигрышнее, чем продажа всего подряд до определенного пика роста бизнеса, когда можно выделить полноценное направление линейки одежды.
В отношении управленческого учета
Калькуляция:
ателье - позаказный, поштучный методы учета себестоимости,
поточное производство - попроцессный, попередельный методы учета,
массовое производство - нормативный, попроцессный.
Архитектура отчетности “Доходы-Расходы = Прибыль”
Доходы - продажа готовых изделий.
Прямые переменные расходы - ткань, фурнитура, транспорт до клиента, упаковка, этикетки, эквайринг.
Маржинальная прибыль. Торговая наценка на прямые переменные расходы.
Аналитика показывает эффективность цены, закупка сырья у поставщиков.
Прямые постоянные расходы - зарплата технолога, дизайнера, швеи, аренда склада, транспорт сырья до склада, инструмент, брак, инвентаризация. Возможна, реклама зависит от канала сбыта и объемов рекламных бюджетов.
Аналитика показывает узкие места производства и хранения изделий: состав себестоимости. Возможность оптимизировать калькуляцию изделий, сократить расходы, изменить технологию. Например, фасон изделия не соответствует характеристикам и поведению ткани на человеке - усадка, жесткость.
Причины брака изделий: на этапе проектирования, раскроя, пошива. Недостачи на складе выявляются посредством проведения ежемесячной инвентаризации.
Норматив рентабельности производства одежды - 7-15%. Ателье - от 20%.
Движение денежных средств (ддс)
Анализ финансового цикла : период от момента оплаты поставщику за сырье и материалы до получения денег от покупателя за готовую продукцию, который показывает, сколько дней бизнес живет в режиме ожидания возврата вложенных средств. Норма 30-40 дней.
Отсрочка платежей у поставщиков, либо скидки за объемы. Возможность закупить ткани совместно с конкурентами для оптимизации затрат. Например, отбить модные тенденции.
Скорее всего, если это не массовое производство, то будет привлечение кредитных средств и займов для разработки и пошива коллекций. Обязательно разделить ДДС на виды деятельности: операционная, инвестиционная, финансовая. Добавить признак “коллекция №n” в платежи для контроля трат за счет заемных средств.
Определение цикла производства изделий одежды. Сопоставить срок производства и объем продаж с учетом сезонности. Разделить объемы производства изделий на товар, который будет поддерживать текущую платежеспособность высокими продажами и товар, который имеет большую маржу. Срок пошива куртки и юбки имеют разные значения.
Анализ артикулов одежды. АВС- анализ. Выявление флагманской продукции, которая будет перекрывать затраты по операционной/ текущей деятельности.
Контроль вывода средств собственнику.
Управленческий баланс (долги и остатки)
Анализ готовой продукции - не зашлаковываем неликвидным товаром склад, лучше распродать его.
Оборачиваемость товарных запасов - 45-90 дней.
Оборачиваемость дебиторки - 60-70 дней.
Оборачиваемость кредиторки - 30-60 дней.
Анализ каналов продаж
Оценка возможностей бизнес-модели реализовывать изделия через магазин, онлайн-магазин, маркетплейсы, дилеров, дистрибьюторов. Анализ эффективности с учетом появления затрат по конкретному каналу сбыта, рекламных кампаний.
Требуется добавить признак Склад и внутреннее перемещение товара между складами для определения товарооборота по каналам продаж. Выявить результативный артикул, размер, цвет по критериям.