Маржа против наценки: в чем разница и как считать

Мы постоянно сталкиваемся с предпринимателями и руководителями, говорящими немного на разных языках. И чуть ли не в первую очередь это касается "маржи" и "наценки". Понятия ведь очень близкие и многие не видят разницы. Вот сегодня как раз и разберемся, что такое маржа, что такое наценка, и что из этого лучше считать у вас в бизнесе.

Маржа против наценки: в чем разница и как считать

Начать стоит с того, что оперировать мы будем понятием не "маржа", а "маржинальность". Первое - абсолютный показатель в деньгах, а второе - относительный, в процентах. Как и наценка.

Маржинальность

Маржинальность - показатель рентабельности выручки. Т.е. он показывает, сколько каждый рубль выручки приносит маржинального дохода (той самой маржи).

Считается по формуле:

Маржинальность = маржинальный доход / выручка * 100%

Ок, тогда что такое маржинальный доход?

Маржинальный доход = выручка - переменные расходы

Переменные расходы - те, которые напрямую зависят от объема продаж. Например, если вы продали много стульев, то придется закупить больше материалов.

Компания "СтулЭкспо" производит и продает стулья. При этом стоимость самого ходового экземпляра (выручка) - 10.000 руб, а затраты на производство (переменные расходы) - 3.000 руб.
Маржинальный доход = 10.000 - 3.000 = 7.000 руб

Теперь попробуем посчитать сразу и маржинальность для "СтулЭкспо".

Маржинальность = 7.000 / 10.000 * 100% = 70%
Это значит, что из выручки 30% пошли на покрытие переменных расходов, а 70% остались в качестве маржинального дохода.

Какие нюансы есть у маржинальности?

- Маржинальность может быть отрицательной. Представим, что вам заплатили за стул 10.000 руб, но ваш основной поставщик разорился, а других нет во всей стране, пришлось вести материалы из Африки и вся себестоимость вышла в 12.000 руб.

Маржинальный доход в таком случае = 10.000 - 12.000 = -2.000 руб

Маржинальность = -2.000 / 10.000 = -20%

- Маржинальность не может быть больше 100%. Как бы вы ни старались, но 100% - это максимально возможная эффективность вашей работы. Представим, что у вас все так же заказали стул за 10.000 руб, а материалы вы совершенно случайно нашли у дороги, бесплатно. Нереалистично, но пусть будет так :)

Маржинальный доход = 10.000 - 0 = 10.000

Маржинальность = 10.000 / 10.000 * 100% = 100%

Наценка

Наценка показывает, сколько маржинального дохода внес каждый рубль, вложенный в себестоимость.

Иными словами, это маржинальность наоборот.

Формула:

Наценка = маржинальный доход / переменные расходы * 100%

Проверим на примере "СтулЭкспо":
Чек все так же 10.000 руб, переменные расходы 3.000 руб, маржинальный доход 7.000 руб.

Наценка = 7.000 / 3.000 * 100% = 233%

Это значит, что маржинальный доход в 2,3 раза больше себестоимости.

Особенности для наценки:

- Наценка может быть отрицательной. Возьмем все тот же случай с разорившимся поставщиком, где себестоимость стала 12.000 руб и маржинальный доход в -2.000 руб.

Наценка = -2.000/12.000 * 100% = -16%

И по факту в этом никакой логики. Как будто мы специально сделали наценку такой, чтобы уйти в минус.

- У наценки нет "крыши". Наценка не имеет верхнего предела. Она может быть как 1%, так и 1.000.000%, в отличие от маржинальности, которая физически не может быть выше 100%. И это представляет большую сложность.

Так а в чем разница?

Маржинальность и наценка - это две стороны одной медали. Разница лишь в подходе - маржинальность считается по отношению к цене продажи, а наценка - к переменным расходам.

Наценку можно вывести из маржинальности, а маржинальность — из наценки. Их пропорции всегда будут одинаковыми. А это значит, что определенному уровню наценки всегда будет соответствовать один и тот же уровень маржинальности. Вуаля.

Как в примере со стульями - при маржинальности в 70% наценка всегда будет 233%.

Маржа против наценки: в чем разница и как считать

И что тогда считать?

Мы советуем считать маржинальность. На это есть несколько причин, которые исходят из особенностей каждого показателя.

1. Наценкой не посчитать эффективность компании целиком. Она подходит только для оценки одного товара. А маржинальность - как раз про эффективность, и эффективность можно оценить на все сразу.

2. При убытках наценка малоинформативна. Про это писали выше - наценка корректна, только когда показывает плюс.

3. С маржинальностью проще работать. Что проще воспринимается - показатель, который считается от 0 до 100%, или показатель, который считается от 0 до бесконечности?

Наценка может приобретать совершенно невероятные значения, в то время как маржинальность всегда понятна.

Вот и все.

По традиции дарим вам подарок. На этот раз - шаблон ОПиУ, где как раз и можно отслеживать маржинальность. Лови!

Ну а если хочется найти себе специалиста-волшебника, который придет, все посчитает и скажет, что надо делать - записывайтесь к нам на консультацию. Она бесплатна и полезна. Успехов!

Ваш Финвед

88
5 комментариев

Комментарий недоступен

1
Ответить

Учимся называть вещи своими именами ;)

Ответить

А я вот всё равно ничерта не понял

1
Ответить

я тоже!!!

Ответить