Импакт-инвестирование: зебры и единороги и где они обитают

Венчурное финансирование направлено на поиск компаний-единорогов, при этом на практике оно не подходит 99%* стартапов и МСП.

Сегодня основной вопрос для венчурных инвесторов в России — возможности для «выхода» из инвестиций в ближайшие годы. Для компаний это означает сложности с поднятием новых раундов. Особенно остро вопрос стоит для проектов, развивающихся при планово-убыточных бизнес-моделях. С другой стороны, инвесторы продолжают инвестировать на российском рынке.

Какие проекты могут быть им интересны? Какие варианты финансирования оптимальны для инвестора и фаундера в ближайшее время, особенно если есть интерес к импакт-инвестированию?

Зебры, в отличие от единорогов, вполне реальны

Единорог — мифическое существо, вероятность встречи с которым стремится к нулю: по статистике, только 3 из 5 000 000 стартапов дорастают до компании-единорога.

Единорог — это технологичная компания стоимостью более 1 млрд долл.

Единорогами становятся компании, ежегодно демонстрирующие экспоненциальный рост (оптимально 3х и более), чаще без существенных материальных активов (asset-light). Такие темпы роста требуют регулярных значительных финансовых вливаний от инвесторов, которые ожидают получить сверхдоходность на свои инвестиции. И часто подобные компании планово-убыточные, то есть все их доходы плюс инвестиции инвесторов идут на активный рост.

Наиболее наглядный пример компании-единорога, работающего по планово-убыточной модели в России — Ozon. Компания делает акцент на росте, а не прибыльности — с 2018 года выручка компании выросла почти в 5 раз — до 178 млрд руб., а чистый убыток достиг 57 млрд руб., увеличившись в 9,5 раз за тот же период. Сервисом пользуется около 25 млн человек.

Далеко не все фаундеры хотят и/или могут идти по пути «единорога» — экспоненциальный рост не всегда является оптимальным вариантом развития бизнеса, особенно если у него есть значимая импакт-компонента.

К зебрам относят компании, которые не растут и не планируют расти кратно от года к году. Зебры стремятся создать устойчивый бизнес (как минимум, самоокупаемый) и масштабировать свой импакт. В отличии от единорогов цель таких проектов — стать лидером в своей нише, а не совершить «прорыв» или нарастить капитализацию компании.

Чёрно-белые полосы зебр символизируют баланс между финансовой устойчивостью и импактом бизнеса.

Пример компании-зебры в России — Ярмарка Мастеров. Самая крупная площадка в России по работе с независимыми мастерами. Компания является устойчиво прибыльной и за 15 лет своего существования доросла до 188 млн руб. ежегодной выручки и 44 млн руб. чистой прибыли. При этом Ярмарка мастеров растет умеренными темпами — с 2018 года выручка выросла на 11%.** Сервисом пользуются более 100 000 продавцов, а посещаемость составляет 8,5 млн пользователей в месяц.

Кстати, импакт-единороги тоже существуют! По оценкам Dealroom на 1 кв. 2022 года число импакт-единорогов в мире достигло 179, что составляет почти 17% от всего количества единорогов.

Вырастить Зебру проще, если мыслить нестандартно

Чтобы дорастить стартап до единорога требуется в среднем более 160 млн долл. и это не считая финального раунда по оценке 1+ млрд. долл., средний размер которого составляет 150 млн долл. Подобный объем инвестиций в России практически невозможно найти без участия иностранных инвесторов.

Зебры же, чаще всего, не нуждаются в столь значительных объемах финансирования — 75% зебр ищут <1 млн долл. При этом им сложнее привлечь капитал, так как они зачастую не вписываются в общепринятые венчурные критерии.

Какие есть варианты финансирования вне традиционной стратегии наращивания капитализации компании?

Возможным решением являются более гибкие альтернативные условия финансирования, например, венчурный долг, revenue-based financing и другие.

В таблице ниже мы собрали большинство существующих вариантов финансирования для венчурных и импакт-проектов.

Из нашего опыта, 99% импакт-проектов в России рассматривают для себя только традиционное финансирование, не до конца понимая его ограничения и возможности альтернативных вариантов.

В следующих статьях расскажем подробнее о преимуществах и недостатках альтернативного финансирования.

Мы хотим, чтобы будущий материал получился максимально полезным и актуальным, поэтому просим вас ответить на несколько вопросов об импакт-инвестировании по ссылке. В конце опроса можно оставить почту, и мы поделимся его результатами.

Опрос займет не больше трех минут.

Если вы импакт-проект и ищете инвестирование (в том числе альтернативное!) присылайте на [email protected] питч-презентацию.

Дополнительные ресурсы

Adventure Finance — онлайн материалы к классной книге об альтернативном финансировании с подробным описанием кейсов.

*Adventure Finance, Aunnie Patton Power

** Согласно данным Spark

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда