Искусственный интеллект: какие барьеры на пути внедрения в РФ

Искусственный интеллект: какие барьеры на пути внедрения в РФ

Согласно совместному исследованию аналитического агентства TAdviser, Huawei и технологической компании «Техносерв», 68% крупнейших российских компаний используют ИИ-технологии. Однако, если брать рынок в целом, то, по данным НИУ ВШЭ, технологии ИИ в своей деятельности применяют лишь 5,4% российских организаций.

Очевидно, что малые и средние предприятия отстают от общего тренда по внедрению ИИ. Как помочь СМП разрабатывать и внедрять ИИ-решения в условиях господства на рынке IT-гигантов? Какие есть препятствия на пути широкого применения ИИ в российской экономике? (Например, правовое регулирование, финансирование НИОКР, повышение конкуренции, низкая производительность рабочей силы?). Какие наиболее востребованные технологии ИИ уже используются компаниями в решении бизнес-задач?

По словам русского учёного Михаила Донского, одного из разработчиков «Каиссы», чемпиона мира по шахматам среди компьютерных программ (1974), «шахматы перестали быть сферой ИИ, как только компьютер обыграл чемпиона мира».

К сожалению, действенно помочь СМП эффективно внедрять системы ИИ на государственном уровне проблематично. Начнем с того что крупный бизнес, который и обладает ресурсами на НИОКР и, как следствие, развитием и внедрением систем ИИ, концентрирует у себя наиболее талантливых разработчиков, и имеет возможности установить максимально тесный контакт с академическими ВУЗами, как в плане соответствующих профильных кафедр в ВУЗах, так и собственных академических программ. Это первое.

Второе, идет непрерывный отток успешных стартапов и отнюдь не в самостоятельный бизнес и последующий самостоятельный рост на рынке как независимая компания, а под четкую прямую продажу крупному бизнесу, и дальнейшей работой над собственным проектом под его брендом и в составе его бизнес-инкубатора. Если на Западе стартап развивается, чтобы заработать и стать новым Фейсбуком или Револютом, то в России, успешные стартаперы опасаются копирования их начинаний крупными игроками (что не раз бывало – идея не в счет!).

Модерируя профильные конференции, часто сталкивался с тем, что идея и ее первичная реализация финансовым стартапом это всего-лишь заявка, на то, чтобы коллектив был принят в бизнес-инкубатор каким-нибудь крупным игроком, не более. Всего-лишь демонстрация уровня подготовки, запись о качественном уровне знаний и умений в CV.

И третье, меры господдержки СМП, ВУЗов или самих стартапов. Проходили. В первую очередь, этим воспользуется крупный бизнес, который легко усилит позиции своего бизнес-инкубатора. Ведь стартапы у него там есть. С ВУЗами он работает напрямую. К тому же у него масса дочерних СМП в холдинговых структурах, да и тех же собственных сотрудников-стартаперов можно легко оформит как ИП, чтобы воспользоваться новыми льготами!

Общий объём инвестиций в технологии ИИ с 2019 года увеличился на 40% и составил 67,9 миллиарда долларов (Artificial Intelligence Index Report 2021). Доля частных инвестиций в ИИ выросла на 9,3% до 40+ миллиардов долларов. Большая часть этих средств ушла в медицину и фармацевтику (13,8 миллиарда), там рост инвестиций составил по сравнению с 2019 годом 4,5 раза.

Что же делать? Пока СМП лишь повторяют решения крупного бизнеса, особенно в финансах и ритейле. Это в первую очередь касается например тех же систем машинного зрения, которые в торговых залах, ищут мелких воришек, фиксируют заполненность полок, анализируют движение постоянных покупателей и их покупки. Шансы у СМП здесь неплохие, но на этом примере видно, что только по тем направлениям где уже работает крупный бизнес или только начинает работать.

Всегда есть возможность воспользоваться не столько его наработками, сколько не сделать те ошибки, на которые крупный бизнес уже потратил ресурсы. Хоть как—то сэкономить. Тем более на ВУЗах и студентах не первого, а второго эшелона, на менее активных, но стремящихся что-то сделать в приоритетных направлениях ИИ студентах. Пусть и труба пониже и дым пожиже, но меньше бюрократии и больше возможностей самореализации, пусть и на время. А еще СМП менее бюрократизированы и зарегулированы, что для подобных начинаний стартаперов немаловажно. И не надо забывать, что это все Москва и Питер, а есть еще и регионы, где студенты так и смотрят как им перебраться в Москву. Бизнес не такой крупный, ВУЗы неплохие. И все друг-друга знают, так что на 5-6 СМП, которые готовы принять студентов под разработку уже есть несколько ВУЗов с еще не отъехавшими в центр студентами и выпускниками. Пожалуй, к такому подходу в работе вторым темпом сейчас и склоняется СМП в ИИ, ведь он только что был отработан на более общей задаче поиска специалистов в ИТ.

Мы все прекрасно помним как в пандемию лучшие российские ИТшники убегали на Запад, остальных высокими зарплатами привлекал крупный бизнес Москвы и Питера, Но регионы работая вторым темпом все-таки выжили! Остается все это повторить, но только тем, кто действительно научился внедрять подобный подход. Пожелаем им удачи!

Алексей Гусев
кэн, доцент программа Цифровая экономика ИМЭБ РУДН
77
Начать дискуссию