Финтех: технический ангел для стартапа

Наша компания FinMV одна из тех, которая продаёт лопаты во времена золотой лихорадки. Сейчас такой «золотой лихорадкой» является финтех, а также всё что с ним связано.

Как разработчику программного обеспечения нам выгодно, чтобы запускалось всё больше новых и успешных платформ по краудфандингу, краудинвестингу, банкингу, инвестированию в недвижимость, разные криптобиржи и NFT-маркетплейсы. Даже очень крупные игроки этого рынка используют уже готовый софт и платформы, а не собственные разработки.

Каждый фаундер, который отказался от своей мечты запустить свой финтех, для нас это «зло», а вернее упущенная выгода. Мы стартовали в прошлом году и через нас прошли уже сотни лидов. Мы видели множество воодушевленных основателей проектов, которые мечтали, планировали, но так и не запустили свой проект.

Наша команда относительно небольшая, и мы чисто физически не могли поддержать все проекты. Поэтому мы отказывали всем клиентам, у которых было недостаточно денег для старта. Но каждый раз меня не оставляла мысль: "А вдруг сейчас был фаундер, которому мы отказали, а он потом запустит свой будущий крутой проект масштаба PayPal, Revolut, N26, PaySend или Mintos?"

Количество финтех-стартапов по всему миру с 2018 г. по ноябрь 2021 г.

Регионы: Americas - Северная и Южная Америка, EMEA - Европа, Ближний восток, Африка, APAC - азатско-тихоокеанский регион

Источник: https://www.statista.com/statistics/893954/number-fintech-startups-by-region/
Источник: https://www.statista.com/statistics/893954/number-fintech-startups-by-region/

Бизнес-проекты только на бумаге

Я провёл исследование, и обнаружил, что из сотен лидов не ставших нашими клиентами, спустя полгода никто так и не запустил свой проект в production. Что случилось? Ведь каждый хотел, каждый верил в свою задумку, а реально посмотреть нечего.

Если в первый год погибает 9 из 10 бизнесов, то в лучшем случае только одна идея из миллиона становится реальной попыткой начать бизнес. Все остальные проекты погибают даже не начавшись. Сколько у вас было замечательных идей, которые вы так и не смогли попробовать? Нет денег, нет команды, нет продукта, все косячат, ИТ-команда всё тянет со стартом, проходят месяцы и вот уже становится ничего не надо…

Приходят другие идеи, за ними новые и так за жизнь хорошо, если хотя бы одну-две удаётся попробовать реализовать. Это всё безумно несправедливо.

Рассмотрим на примере

Давайте вернемся и поговорим о самом близком вам человеке - о вас. Допустим, Вы хотите запустить какой-то финтех-стартап. Ну к примеру, NFT-маркетплейс. Сейчас это популярно.

Если пообщаетесь с другими фаундерами, то, скорее всего, услышите совет о том, что вам стоит сделать лендинг и направить туда трафик для проверки своей бизнес-гипотезы. И это, чаще всего, правильный совет.

Вот только Google реклама и реклама в социальных сетях многих направлений бизнеса, в том числе криптовалют и NFT, запрещены. Вы можете обратиться к сообществам, пригласить людей на свой сайт-визитку и собрать лиды. Но что вы узнаете? Вы узнаете только, работает ли ваше рекламное обещание или нет, а также посчитаете CAC (Customer Acquisition Cost - расходы на привлечение клиента).

Это всё прекрасно, когда даёте рекламные обещания именно вы, но поддержат ли вас владельцы сообществ и инфлюенсеры? Зачем им вести трафик на лендинг? Только ради того, чтобы вы проверили гипотезу?

Да и потом, что делать с лидами с этого лендинга? Всем написать, что спасибо, ваш звонок важен для нас, все свободны? Не знаю, как вам, но, по моему мнению, это токсично для рынка и нетактично к заинтересовавшимся людям. Люди один-два раза потратят своё время на подобные псевдо-предложения, а в третий раз уже проигнорируют. Например, часто вижу, что сайт является просто формой захвата персональных данных или бесплатно сделан на каком-то конструкторе сайтов (виден логотип конструктора сайтов). Лично я сразу ухожу с таких сайтов и считаю подобную практику проверки бизнес-гипотез пагубной.

Лучше целить в совершенство и промахнуться, чем целить в несовершенство и попасть.

Генри Фаулер Уотсон

Делать стартап, так делать стартап

Не надо полумер. На мой взгляд, лучше запуститься, вложить какое-то время, понять рынок. Если “лошадь сдохла”, то сразу закрыть проект и перейти к следующему. Но если вдруг проект попал в волну, то нужно сразу быть готовым быстро-быстро грести, т.к. волна не будет вечной, а окно удачной возможности рано или поздно закроется.

Сделав лендинг, основатель проекта не столкнётся с рынком и потребителями. Люди не глупы: они видят когда сайт является “пустышкой”.

Другое дело, если фаундер сделает готовый продукт, пусть и без дорогих интеграций, а потом полноценно проверит его на рынке.

Подобное решение не стыдно показать миру. В этом случае фаундер не просто обладатель лендинга. Он - владелец своего проекта. Будь-то краудфандинговая платформа, интернет-банк или NFT-маркетплейс.

В этом проекте полноценные кабинеты клиента, бэк-офис, техническая поддержка, обеспечение информационной безопасности и защиты персональных данных, работоспособность при высокой нагрузке - всё, как у крупных компаний. Ну и что, что пока проект не полноценный бизнес. Но именно на бизнес фаундер может привлечь pre-seed и seed-инвестиции. Такой проект не стыдно показывать потенциальным клиентам и инвесторам.

В отличии от лендинга, демо-проект - это не фейк

Он реален, он способен интегрироваться с другими сервис-провайдерами. Люди могут регистрироваться, могут смотреть соглашения и документацию, выбирать из ваших проектов и продуктов.

Сразу же аккумулируется статистика вовлеченности, появляется больше метрик. Учитываются не просто роботы, которые нажали “Купить” на лендинге. Фаундер видит списки реальных пользователей, которые предоставили всю информацию о себе и прошли процедуру KYC (Know Your Customer - знай своего клиента). Основатели стартапа знают каждого человека, могут с ними пообщаться не об абстрактных понятиях, а о конкретных анонсированных опциях, которые сейчас просто в процессе подготовки к продаже.

Это похоже на киноиндустрию. Какой бы фильм вас скорее заинтересовал? Который вы видели только на афише или трейлер которого вы посмотрели?

Также и в бизнесе. Лендинг - это только афиша с кратким описанием и непонятной картинкой. Ваша платформа, пусть и в режиме “демо” - это трейлер. Клиенты и инвесторы видят, что они получат, и как это будет выглядеть. Это уже реальный MSP (Minimal Sellable Product - минимальный продаваемый продукт) в финтехе, а не MVP (Minimum Viable Product - минимально жизнеспособный продукт) и, уж тем более, не простой лендинг

Почему продолжают делать MVP в виде лендингов?

Проблема в IT. Специалистов не хватает, программисты делают долго и дорого.

Готовые SaaS-сервисы знают, что 9 из 10 стартапов закрываются в первый год. Поэтому они хотят заработать денег сразу. Инвестировать в вас - это не их бизнес.

Многие говорят, что нужно найти инвестора для pre-seed стадии. Первое что он спросит, а где команда? CTO, разработка, всё превращается в кошмар и затягивается. Очень тяжело видеть, когда команды делают что-то годами, а в production так и не выходят. И вот на смену первой команде приходит вторая, и уже вторая команда делает тот же проект ещё год, и снова не выходят в production. Скорее всего, чувства основателя и разработчиков подобных проектов очень сильно отличаются.

Финтех: технический ангел для стартапа

Главное в стартапе - скорость

Любой реальный бизнес инертен. Согласование договоров, технических заданий, бесконечные митинги и созвоны, и вот прошло полгода. А никто не начинал пока реально делать проект.

Жизнь одна, количество дней в ней ограничено. Неправильно тратить месяцы и годы на бесконечные согласования и митинги. Но бывают и другие крайности, когда хотят запустить финтех-платформу за день-два или неделю. Всё это идёт от отсутствия практического опыта в IT.

Всё просто. Если вы хотите запустить свой стартап, у вас не закрыты технические компетенции, есть начальные ресурсы, но их недостаточно, то вам нужен - технический ангел.

Технический ангел

Наша команда решила специализироваться как технический ангел на финтехе в западных странах, поэтому речь дальше только о финансовых платформах (краудфандинг, банкинг, инвестинг, кредитование). Подобные платформы являются сложными и дорогостоящими решениями. Далеко не каждый основатель финансовой платформы на начальном этапе может позволить себе их, но и обойтись без них тоже не может.

Мы упростили подход к старту. Берём наше коробочное решение. Убираем всё, что не нужно для проекта клиента, меняем заголовки и тексты, переименовываем кнопки и колонки данных, оставляем стандартный дизайн. Всё это ставится на адрес домена клиента. При необходимости делаем интеграцию с сервис-провайдерами KYC и TFA (Two-Factor Authentication - двухфакторная аутентификация). На сам сайт клиента одеваем какой-то шаблонный дизайн из каталога дизайнов. Занимает это всё порядка месяца.

Наши ангельские инвестиции в этом случае мы вносим IT-решением, а не деньгами. Размер подобных инвестиций может достигать до 80% от setup fee и monthly fee (за первый год). Что мы просим взамен? И на это у нас есть формулы, которые позволяют выбрать один из вариантов. Прекрасно понимаем трудности фаундеров, и наша цель поддержать, а не мешать.

С уважением,
Михаил Пискунов
CEO в FinMV.com

77
8 комментариев

Михаил много чего не написал в статье-мы можем помочь как технические ангелы и многим другим стартапам. Про наши направления можно почитать на Finmv.com . Так же с учетом реалий на венчурном рынке-мы открыты для сотрудничества с венчурными фондами. Ведь благодаря нам- они смогут быстро проверить гипотезу своих стартапов.

1
Ответить

Интересная модель, удачи!

1
Ответить

Годная статья, понятно что это часть вашей воронки лидогенерации, но это и правильно: понятно какую пользу приносите. Отправил картинку и ссылку знакомому, у которого на прошлой неделе перед релизом ушел web3.0 разработчик.

Если говорить про идею в целом, то хотелось бы несколько слов о том, видите ли вы такой подход в рамках product-led или все же market-led направления запуска стартапа. Например, в рамках market-led скорость изменения лэндинга по результатам качественных исследований (интервью) несравнимо выше, чем изменение любого демо продукта, а проникания ЦА и потребности такие исследования дают на этом этапе существенно больше, чем метрики из продукта. Вообще вопросы остались тут)

Плюс несколько слов о реальных альтернативах вам, знакомый говорил про то, что сейчас думает сесть на один из крупных сервисов, предоставляющих API к блокчеину (я сам не из fintech/web3.0 индустрии, извиняйте, если коряво донес мысль). Может быть есть ещё какие-то другие варианты, не знаю, но может есть Nocode решения в этой области?

1
Ответить

Nocode не годится для финтеха. С KYC, AML, кучей интеграций, регулированием... это непросто CRM. Один GPDR чего стоит в ЕС.
А API стандарт отрасли. Мы как раз на нашей микросвервисной архитектуре делаем интеграции с разными сервис-провайдерами по KYC, AML, платежам, выпуск банковских карт, блокчейн и пр. В результате получается бесшовный рабочий продукт для клиента.

По поводу product-led и market-led поясните, пожалуйста. Не совсем понял в чём вопрос и почему нельзя совмещать.

Ответить

А где кейсы? У вас сложный продукт с кучей интеграций, и экспертиза, чтобы адаптировать и запустить его под любого заказчика - это как-то подтверждается? Инхаус команды - плохие, ваш продукт - хороший. Но мы его не покажем и никого еще не запустили :) Ну ок, звучит убедительно.

1
Ответить

Кейсы, отзывы, описания интеграций, документация, обзоры разных стран, статьи - всё представлено на 36 языках на нашем сайте https://FinMV.com

Ответить

Коллега написал в личном сообщении :)

Ответить