Как за два года мы вошли в тройку лидеров среди мобильных банков России

Айгуль Абзалова, product owner Ак Барс Цифровые Технологии

В конце ноября 2018 года аналитическое агентство Markswebb Rank & Report представило ежегодный рейтинг мобильных банковских приложений России. Мы с командой присутствовали на оглашении результатов и буквально не верили своим глазам – наше мобильное банковское приложение Ак Барс Онлайн 3.0 заняло топовые места сразу по нескольким номинациям.

В категории Daily Banking мобильный банк занял 2-е место среди приложений на базе Android и 3-е место среди iOS, в категории Digital office – 5-е место среди Android и iOS, по удобству мобильного чата – 4 место среди 31-го банка. Коллеги из других банков назвали наш успех «Прыжком барса», потому что еще в прошлом году мы были за пределами двадцатки лидеров.

Если проводить аналогию со спортом, то к прыжку мы готовились заранее. Проводили долгие тренировки, соблюдали правильный режим питания и настраивались на победу.

Команда

Планов всегда больше, чем ресурсов. Но нам удалось защитить идею внедрения продуктовых команд для достижения цели – дать клиентам банка один из лучших мобильных интерфейсов.

В команду стали приходить специалисты из разных городов России, каждый из которых принес новые знания и идеи. Свою роль я видела в выстраивании комфортной коммуникации со стейкхолдерами и командой, на старте посвящая этому не менее 50% времени. Наша команда на этом этапе – это 60 специалистов – продуктологи, разработчики, аналитики, тестировщики, дизайнеры, маркетолог, юрист и финансовый аналитик.

Процесс

Процесс разработки новых мобильных приложений начали параллельно с внедрением фреймворка Scrum, который со временем масштабировали до SAFe. Мы объединили команды в один поток создания ценностей и назвали его «Цифровой банк для людей». Так мы сократили все операционные и производственные издержки, свойственные другим методикам разработки. И это дало нам преимущества в гибкости и скорости поставки продукта на рынок.

Мы стали разговаривать с клиентами cамыми доступными способами. Использовали выборку и простой обзвон “Алло, а почему вы не пользуетесь новой версией приложения?” Сделали email-рассылку с Google формами. Обратная связь помогала нам двигаться дальше.

Мы внимательно следили за результатами и сформировали не только культуру разработки, а еще и культуру работы с метриками, что тоже очень важно. Аналитика заменила нам соцсети. Опыт и продуктовая чуйка дают хороший результат, но иногда можно побаловать себя и принять решение на основе данных.

Пивот

Новое мобильное приложение появилось в банке не в качестве нового проекта. Оно стало естественным развитием идентифицированной зоны мобильного кошелька bankOK, в котором выпускались предоплаченные виртуальные карты банка. При этом для полной идентификации использовались регистрационные данные личного кабинета предыдущей версии. Релиз за релизом мы добавляли в кошелек дебетовые карты для удобного пополнения счета виртуальной карты, затем платежи и P2P переводы, подписки на различные начисления. Постепенно клиенты уже не видели причин возвращаться в старое приложение. Так мы приняли решение построить новый мобильный банк на собственной платформе.

Около 20 тысяч клиентов уже использовали наш кошелек. Нам было страшно закрывать старую версию личного кабинета и приглашать клиентов в абсолютно новое приложение, но опыт работы с настоящими пользователями хорошо подготовил команды к “большому релизу”.

Я понимала, что для достижения результата нужно соблюсти грань между ожиданиями стейкхолдеров и видением команды. В свою очередь, стейкхолдеры нашу работу всячески поддерживали. Они дали нам свободу действий, необходимые ресурсы, подсказки, понимание, праздники и хорошее настроение. Без этого уже сложно представить рабочие будни.

Как внедрялись фичи

За два года работы над мобильным банком мы «вшили» в него больше 600 пользовательских историй. Даже страшно оборачиваться назад. Добавили панель избранного – комплексное решение для оплаты по шаблонам в пару нажатий, уведомления пользователя о начислениях, информирование об изменениях в самом приложении.

Панель Stories – это быстрый доступ к шаблонам, начислениям и новым функциям приложения
Панель Stories – это быстрый доступ к шаблонам, начислениям и новым функциям приложения

Затем мы создали витрину – возможность заказывать банковские продукты внутри приложения. В начале продуктов было немного и мы внедрили плавающую кнопку с выпадающим списком. Когда список вырос, сделали отдельный экран.

А/Б тестирование показало, что расширенный вариант плавающей кнопки работает на 70% лучше кнопки в конце списка.
А/Б тестирование показало, что расширенный вариант плавающей кнопки работает на 70% лучше кнопки в конце списка.

Множество изменений претерпел экран деталей карты. Люди не замечали три точки с разворачивающимся функционалом. Мы применили методологию RITE – тестировали функционал на группе приглашенных пользователей.

После всех правок экран поделился на три вкладки: «карта», «настройки» и «выписка».
После всех правок экран поделился на три вкладки: «карта», «настройки» и «выписка».

Приложение поддерживает функции управления жестами, индивидуальные и групповые чаты для совершения денежных операций и сбора средств, чат с брокером и идентификацию на основе биометрических данных.

Чат в приложении работает в формате conversational banking на основе искусственного интеллекта. Система дает операторам подсказки и сама распределяет чаты между операторами.

Чаты с операторами используют виджеты и возможность в режиме реального времени сформировать претензионное заявление с фотоотчетом.
Чаты с операторами используют виджеты и возможность в режиме реального времени сформировать претензионное заявление с фотоотчетом.

Платформа в основе приложения удобна не только пользователям, но и сотрудникам бизнес-подразделений банка. Они могут управлять Feature toggle – включением и отключением функционала в промышленной среде, а также создавать индивидуальные предложения для клиента.

За короткое время нам удалось совершить настоящий прорыв. Но мы понимаем, что дорога к вершине – это половина пути. Самое сложное – поддерживать высокий уровень. На 2019 год большие планы. Переводим точки контакта в digital и готовимся обслуживать клиентов полностью без необходимости оффлайн визита в банк.

1212
9 комментариев

Вы лет на 6 опоздали, все Ваши "инновации" сейчас есть даже у самого задрипанного банка, кандидата на отзыв лицензии.

2
Ответить

судя по оценке марксвеба - далеко не у всех

2
Ответить

В тексте нет слов об инновациях.

1
Ответить

Вдохновившись статьей, решила оформить вашу карту. И все бы хорошо, но как можно выдавать карту так небезопасно? Кассир, который выдавал карту, видел все данные карты и кодовое слово, это вообще нормально? В итоге заблокировала, нет уже гарантий, что вдруг деньги с карты не пропадут.
Но мобильный банк классный.

2
Ответить

Пардоньте, но это же списано с СберОнлайна. Почти один в один. Честно, не вижу отличий.
Ну и лучше бы снизили комиссии за перевод между картами.

1
Ответить

Добрый день! Это же и здорово, что вы нас сравниваете с крупнейшим банком, с огромными ресурсами)

1
Ответить

Молодцы! Вот что значит дружная команда!

1
Ответить