Топ-25 акселераторов в creator economy: обзор рынка и новых возможностей

Привет, это команда Reca Ventures. Мы изучили и собрали базу всех актуальных акселераторов для представителей креативной индустрии: фаундеров, художников, креаторов, артистов. В этом материале мы расскажем вам о самых интересных.

<i>Карту мира в формате PDF можно скачать <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fdrive.google.com%2Ffile%2Fd%2F1xy1BlmvexWAubrJdfF6bBK8puDD5Z4oQ%2Fview%3Fusp%3Dsharing&postId=552339" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">по ссылке</a></i>
Карту мира в формате PDF можно скачать по ссылке

Мы в Reca Ventures фокусируемся на инвестициях в стартапы из сферы экономики креаторов. Отслеживая опыт наших коллег из других стран, нам стало любопытно, сколько в мире акселераторов, которые работают со стартапами и проектами из нашей индустрии.

Нам были интересны не столько акселераторы, которые в целом открыты для сотрудничества с креативными проектами, а именно те, что сформировали отдельную команду экспертов, аналитиков, менторов с фокусом на creator economy.

Мы проанализировали 5630 акселераторов и хабов со всего мира, и отобрали 25 наиболее интересных, попадающих под наши критерии. В этой статье мы хотим поделиться нашими наблюдениями из исследования и рассказать о нескольких примерах акселераторов и инкубаторов, которые могут быть интересны не только предпринимателям, но и креаторам, художникам, артистам. Таблицу с перечнем всех акселераторов вы найдете в конце статьи.

Итак, среди отобранных акселераторов, мы выделили четыре основные категории, в которых обнаружили наибольшее количество тех, что можно отнести к креативной экономике:

  • Музыка
  • Медиа
  • Арт
  • Общая категория creative

Что мы обнаружили

No.1. Сразу несколько из найденных нами акселераторов работают в онлайн-формате, что само по себе необычно для венчурной индустрии – такой подход стал набирать обороты в ковидную эпоху. Тут важно понимать, что некоторые акселераторы, заявляющие онлайн-формат основным, все же проводят одну или две установочные встречи с обязательным присутствием в в оффлайне.

No.2. Если ваш стартап из музыкальной сферы — у вас самый большой выбор акселераторов, причем как в онлайн формате, так и офлайн. В одной лишь Западной Европе сосредоточена половина акселераторов из нашего списка.

Топ-25 акселераторов в creator economy: обзор рынка и новых возможностей

No.3. Существуют также акселераторы при музейных и культурных институциях, которые занимаются обучением и поддержкой артистов и художников, желающих прокачать предпринимательские скиллы. То есть объектом их акселерации является не компания, а сам человек, что тоже довольно необычно.

No.4. Аналогичным образом устроены и онлайн-школы, обучающие артистов маркетингу и основам предпринимательства: технически они не являются акселераторами, но тем не менее, выполняют важную роль в подготовке артистов и креаторов к развитию карьеры или запуску собственного бизнеса на базе их творчества.

No.5. Еще одна редкость для нашей индустрии – множество креативных хабов, которые мы обнаружили на европейском рынке. Хабы, в отличие от большинства акселераторов, дотируются государством и представляют собой такие пространства, где предприниматели или представители креативной индустрии могут получить базовую поддержку, начиная от выделенного рабочего места в офисе или мастерской и заканчивая юридическими консультациями. Вокруг таких хабов, как правило, есть собственные комьюнити, в том числе русскоязычные, что, опять же, может оказаться полезным для тех, кто планирует релокацию.

No.6. Несмотря на интерес к теме AR/VR, мы смогли выделить всего пару интересных акселераторов, работающих с проектами из этой сферы. Например, Yellow от Snap Inc. и NEW INC из США.

Топ-25 акселераторов в creator economy: обзор рынка и новых возможностей

No.7. Среди тех, кто работает с категорией NFT/crypto нам удалось найти лишь art-tech акселератор FuelArts и онлайновый Niftorian.

No.8. У корпоративных акселераторов все довольно прозаично: это крупные медиакорпорации и известные коллекционные дома, которые скорее отслеживают происходящее в индустрии и скринят актуальные проекты.

Теперь давайте рассмотрим несколько самых ярких акселераторов, инкубаторов и хабов, которые, на наш взгляд, лучше всего отражают все разнообразие на рынке creator economy.

Abbey Road Red позиционирует себя как инкубатор и фокусируется на стартапах на ранней стадии, предлагающих решения в сфере распознавания голоса и инфраструктуры для написания музыки. Среди менторов Abbey Road Red — лидеры Spotify и Google, действующие музыканты и продюсеры, которые взаимодействуют с фаундерами на протяжении всей шестимесячной программы.

Немецкий Music WorX от Kreativ Gesellschaft — это еще один инкубатор для проектов из музыкальной сферы, на который стоит обратить внимание. Программа длится три месяца, в течение которых пять команд получают единоразовую финансовую поддержку в размере €5000 плюс €1500 бонуса на жилищные расходы, и коучинг от профессионалов индустрии, прежде всего из Гамбурга, где и проходит программа инкубации.

Professional Artist Accelerator мы решили выделить прежде всего по причине того, что он направлен на поддержку отдельных художников и креаторов, а не команд. 6-месячная онлайн-программа заключается в коучинге тет-а-тет от кураторов, галеристов и лидеров мнений художественной индустрии с целью обучения креаторов навыкам построения карьеры и стабильных источников дохода, благодаря своему творчеству.

Один из примеров креативного нон-профит хаба, которые мы упоминали выше — это Transit при департаменте культуры Стокгольма. Его цель — помочь музыкантам, кинематографистам, художникам и дизайнерам найти свой фокус, прокачать скиллы в сообществе таких же креативных людей и сделать карьеру из своего творчества. Transit предоставляет рабочее пространство сроком на два года, проводит воркшопы и коучинговые сессии по лидерству, навыкам переговоров, бухгалтерии и бизнес-процессам для творческих предпринимателей.

И наконец, The Kennedys — акселератор от креативного агентства Wieden+Kennedy, адресованный, прежде всего, представителям рекламной индустрии: дизайнерам, разработчикам, копирайтерам, иллюстраторам, фотографам. На протяжении 6-8 месяцев обеспечивают жильем и минимальным окладом, при этом вы работаете над реальными проектами, получая менторинг от команды Wieden+Kennedy в нескольких городах на выбор: Лондон, Амстердам, Нью-Йорк, Портленд. Старт ближайшей программы акселерации — летом 2023 года в Амстердаме.

Полный список акселераторов creator economy вы найдете по ссылке.

Несмотря на относительно малое количество акселераторов в креативной индустрии (к примеру, из изученных нами 5630 акселераторов, их доля составила лишь 0,4%), среди них можно найти по-настоящему необычные. Причем не только для фаундеров или команд, создающих стартап, но и для креаторов и представителей арт-индустрии, которые хотели бы превратить свое творчество в бизнес.

Наибольшее сосредоточение акселераторов и хабов ожидаемо находится в США и Западной Европе — самых развитых и регионах для creator economy.

Основной фокус нашей инвестиционной деятельности сосредоточен на развивающихся рынках (MENA, Southeast Asia, LatAm), но мы рассматриваем проекты со всего мира, и всегда открыты к общению с предпринимателями из нашей индустрии.

Свяжитесь с нами, чтобы рассказать о своем продукте: hello@reca.ventures.

2121
5 комментариев

А в России типа не одного?

1
Ответить

В России были идеи и попытки сделать полноценный акселератор для креативных индустрий, но, на сколько нам известно, они не были реализованы. Большая часть таких активностей заканчивается небольшим конкурсом, например, "Новое железо" — конкурс стартапов в сфере creator economy в рамках фестиваля "Лето на заводе", проходившего в августе (http://летоназаводе.рф/newiron).

2
Ответить

Почему всего 25 штук выделили?

Ответить

Мы отобрали наиболее релевантные и известные акселераторы, которые создают ценность для участников. В нашем финальном листе было 49 компаний, но часть из них по разным критериям не попали в short list (недостаточная активность в последнее время, отсутствие трекрекорда, нерабочий сайт, непрозрачные цели и т.д).

Ответить