«Человек беззащитнее»: глава ЦБ призвала банки возмещать клиентам украденные средства и ускорить блокировки мошенников

А ещё заявила о продлении ограничений на снятие валюты.

«Человек беззащитнее»: глава ЦБ призвала банки возмещать клиентам украденные средства и ускорить блокировки мошенников
  • Глава ЦБ Эльвира Набиуллина вместе представителями «Сбера», ВТБ и платёжной системы «Мир» выступила на форуме «Кибербезопасность в финансах». Трансляция велась на YouTube-канале ЦБ.
  • Набиуллина заявила, что пока «перелома» в борьбе с мошенниками в России не произошло: в 2022 году объём операций без согласия клиентов вырос по сравнению с 2021-м на 4,29%. При этом сохраняется высокий уровень мошенничества при помощи социальной инженерии — но с этим нужно бороться и добиться того, чтобы люди не боялись отвечать на звонки, подозревая, что звонят мошенники.

Про возврат средств клиентам

  • Она также отметила, что банки должны нести ответственность перед своими клиентами и возвращать им средства, которые те потеряли в результате мошенничества. По мнению Набиуллиной, человек может быть финансово грамотен (в том числе — работать в банке), но в некоторые моменты жизни всё равно становится уязвим к психологическому влиянию — поэтому знания не всегда спасают.

Банки у нас такие продвинутые, с моделями, системами антифрод-защиты, они должны это делать. Человек более беззащитен перед мошенниками, чем финансовая организация. <...> Системы защиты могут создать только финансовые институты, которые эти услуги предоставляют.

Безусловно, нужно принимать этот закон: то есть, если переводятся деньги на счёт мошенника (а у ЦБ есть база данных, по ней видно, что это счёт мошенника), во-первых, этот счёт мошенника нужно быстрее блокировать, а во-вторых, туда деньги человек не должен переводить хотя бы в течение двух дней.

Эльвира Набиуллина
  • Кроме того, Набиуллина отметила, что банкам нужно продумать систему принудительной блокировки переводов, если известно, что средства уходят мошенникам. А «перелома» можно добиться, если получится достигнуть «перелома в вопросе возмещения ущерба» — это вынудит банки активнее заниматься антифродом.
  • ЦБ предложил возвращать украденные мошенниками деньги ещё в 2021 году, а в 2022 — установить сроки возврата до 30 дней в зависимости от суммы. Зампредседателя правления «Сбера» Станислав Кузнецов во время форума отметил, что банк планирует запустить подобный проект уже в мае 2023 года.

Обмен информацией между банками

  • Кроме того, на форуме обсудили вопрос об обмене данными о мошенниках между банками — для этого нужно создать единый подход к этому. В «Сбере» отметили, что готовы делиться информацией и уже обсудили с другими банками предложения, как это можно сделать. В ЦБ эту идею поддержали — по мнению Набиуллиной, это ускорит борьбу с мошенниками.

Продление ограничений на снятие валюты и работа банков в мессенджерах

  • ЦБ планирует продлить ограничения на снятие наличной валюты: их ввели в марте 2022 года, а затем продлили до 9 марта 2023-го. Глава ЦБ уточнила, что пока регулятор не видит возможности для системной либерализации валютных ограничений: большую часть из них сняли, остались лишь те, что «важны для финансовой стабильности».
  • Также она отметила, что ЦБ не видит дополнительных технологических рисков для банков от использования Telegram-каналов. 15 февраля Минцифры призвало банки не оказывать услуги через мессенджеры — так как если приучить к этому россиян, этим могут воспользоваться мошенники.
  • На форуме директор департамента обеспечения кибербезопасности Минцифры Владимир Бенгин уточнил, что банки могут взаимодействовать с клиентами через мессенджеры. Но это взаимодействие должно быть безопасным.

Видим ли мы возможность взаимодействия с клиентами через мессенджеры? Однозначно да. Задача и банков, и регуляторов, и сообщества в том, чтобы эти каналы были доверенными. Мы не должны придумать некую концепцию, в которой дальше мы найдем слабое место, где это доверие будет нарушено и им начнут пользоваться все остальные.

Владимир Бенгин (цитата по «РИА Новости»)
2929
137 комментариев

«перелома» в борьбе с мошенниками в России не произошлоДа и с чего бы ему произойти? Ведь:
ЦБ не видит дополнительных технологических рисков для банков от использования Telegram-каналовИ «подсластила» пилюлю:
заявила о продлении ограничений на снятие валюты

15

Ты хоть спишь, кушаешь?

61

Ну да, не иначе бальзаковские тетки через телеги миллионы несут мошенникам, о чем новости буквально каждый день

Так а в чем ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РИСК ДЛЯ БАНКА (подчеркиваю, ДЛЯ БАНКА) от использования TG канала оным? Через телеграм канал можно взломать банк? Хотя бы в теории?

Вы как связали то одно с другим?)

А ограничение снятия валюты тут причем?

Что это за каша

Все это говорит об убогости системы банковской защиты транзакций в России. Вангую, что с уходом международных карточек ушли и технологии, которые осуществляли защиту транзакций между ними. Теперь Наебулина будет рассказывать как условно "прикладывать подорожник к оторванной конечности".

8

вы слишком высокого мнения об уровне автоматизации на условном западе) уверяю вас, наши банки гораздо более продвинутые в этой части, включая межбанковский обмен и защиту транзакций. банковская автоматизации в США застряла в начале 2000-х. UI/UX примерно там же

54

Зря вы так, у нас неплохой финтех по сравнению даже с западными странами, по крайней мере был до войны

8