{"id":14290,"url":"\/distributions\/14290\/click?bit=1&hash=bece6ae8cf715298895ba844b6416416882fe02c5d18dab2837319deacd2c478","title":"\u041a\u043e\u0440\u043f\u043e\u0440\u0430\u0446\u0438\u0438 \u043a\u0430\u043a \u043d\u0438\u043a\u043e\u0433\u0434\u0430 \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435 \u0445\u043e\u0442\u044f\u0442 \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u0447\u0430\u0442\u044c \u0441 \u043c\u0430\u043b\u044b\u043c \u0431\u0438\u0437\u043d\u0435\u0441\u043e\u043c","buttonText":"","imageUuid":""}

IPO: что это такое и нужно ли инвесторам в этом участвовать?

Выход на биржу – это важный шаг в развитии компании. Публичное размещение акций позволяет предприятию привлечь капитал, повысить узнаваемость бренда, а также обеспечить ликвидность для учредителей и уже имеющихся инвесторов. Из этой статьи вы узнаете подробнее о процессе выхода компаний на биржу, а также поймете, стоит ли приобретать акции на этапе первичного размещения.

Что такое IPO

IPO (Initial Public Offering) – это процесс, в ходе которого компания впервые предлагает инвесторам приобрести свои акции на бирже. Предприятия могут принимать решение о выходе на биржу по разным причинам, включая потребность в капитале для финансирования проектов, повышение узнаваемости и авторитета, а также предоставление возможности для инвесторов, которые уже вложились в бизнес, обналичить свои инвестиции.

Компании, которая находится на начальном этапе своей деятельности, привлечь деньги не так просто. Оформление кредита или выпуск облигаций – достаточно дорогостоящая процедура, особенно если предприятие пока еще не генерирует прибыль. Размещение акций на фондовой бирже – гораздо более выгодный вариант, который может привлечь в компанию огромные капиталы.

Зачем компаниям становиться публичными

IPO может обеспечить компании целый ряд преимуществ, которые помогут ей достичь своих стратегических целей и задач.

  • Привлечение капитала

Выход на биржу позволяет компаниям привлекать деньги путем продажи акций, которые дают инвесторам право собственности на часть бизнеса. Это может обеспечить приток значительного объема капитала, который будет использован для расширения бизнеса, исследований и разработок, погашения задолженности и других стратегических инициатив.

  • Повышение репутации и узнаваемости бренда

Размещение акций на бирже может повысить известность и узнаваемость бренда компании, поскольку привлекает внимание СМИ и новых потенциальных клиентов, партнеров и сотрудников.

  • Ликвидность

IPO поможет действующим акционерам компании быстрее продать свои акции и, возможно, по более высокой цене.

  • Возможности для роста

Публичные компании могут использовать свои акции для слияния с другими предприятиями, что обеспечивает дальнейший рост.

  • Дополнительный инструмент мотивации сотрудников

Некоторые предприятия поощряют достижения сотрудников, даря им акции. Работники, в свою очередь, вправе выбрать: продать акции на бирже и заработать моментальную прибыль, либо остаться акционерами компании и получать дополнительный доход от ее успешной деятельности.

Этапы IPO

Компания не может просто выпустить акции и разместить их на бирже. Для этого ей нужно пройти несколько этапов и привлечь ряд специалистов, таких как экономисты, юристы и маркетологи. Помимо этого, предприятию необходимо подготовить отчетность о своей деятельности за несколько лет, а также выполнить некоторые другие обязательные действия.

  • Подготовка

Компания готовится к выходу на биржу: проводит комплексную юридическую экспертизу, готовит финансовую отчетность. Уже на этом этапе фирма привлекает андеррайтера, который занимается всей рутинной работой. Андеррайтер дает бизнесу рыночную оценку, на основе которой определяет, сколько акций необходимо выпустить и по какой цене, а также время, когда будет лучше выйти на биржу.

Подготовительный этап – самый длительный: он может занимать от нескольких месяцев до нескольких лет.

  • Регистрация

Компания подает в Центральный банк России проспект эмиссии, в котором содержатся все данные о ней: информация о руководителях, финансовая отчетность, дивидендная политика. В проспекте эмиссии предприятие также объясняет, с какой целью оно решило выйти на биржу и сколько акций планируется к размещению. Дата IPO может быть назначена только после тщательной проверки проспекта эмиссии Банком России.

Вместе с проспектом эмиссии андеррайтер готовит для компании инвестиционный меморандум. Этот документ предназначен для инвесторов и содержит все данные, необходимые для принятия решения о том, стоит ли покупать акции данного предприятия.

  • Маркетинг

Для продвижения предложения на рынке предприятие проводит рекламную кампанию – Road Show. Эта кампания включает в себя встречи с потенциальными инвесторами и аналитиками для обсуждения перспектив развития бизнеса. Обычно Road Show длится 2-3 недели.

На этом этапе проводится сбор предварительных заявок на приобретение акций. Крупные инвесторы могут приобрести ценные бумаги еще до их размещения на бирже. Помимо этого, во время проведения рекламной кампании андеррайтер понимает степень заинтересованности инвесторов в покупке акций, что может повлиять на изменение количества размещаемых ценных бумаг или на их начальную цену.

  • Листинг

На завершающем этапе акции размещаются на Московской бирже и становятся доступными для приобретения широким кругом инвесторов. В момент размещения и в первый день торговли оценивается успех IPO. Если после выпуска акций в свободное обращение их цена соответствует рыночным условиям, эмитент может рассчитывать на формирование хорошей репутации и повышение своей капитализации.

Что происходит с компанией после IPO

После первичного размещения акций на бирже компания приобретает статус публичной, а ее акционерами теперь могут становиться как другие предприятия, так и обычные люди. Одно из главных последствий этого для предприятия – повышение прозрачности. Публичные компании подчиняются строгим требованиям к отчетности и обязаны регулярно раскрывать финансовую и другую информацию для общественности. Такие предприятия должны соблюдать целый ряд нормативных требований, связанных с отчетностью, раскрытием информации и корпоративным управлением. Доли в публичном предприятии принадлежат не строго ограниченному числу лиц, а множеству акционеров, которые смогут участвовать в голосованиях по важным вопросам и с которыми компания будет делиться частью прибыли. Кроме того, фирмы, акции которых торгуются на бирже, подвергаются повышенному контролю со стороны инвесторов, аналитиков и средств массовой информации, что может создать дополнительное давление на руководство.

Однако компания, конечно же, получает большое преимущество от размещения акций на бирже. Помимо того, что предприятие привлекает дополнительные денежные средства непосредственно в момент IPO, выход на фондовый рынок позволяет ему и в дальнейшем увеличивать капитал путем выпуска дополнительных акций. Привлеченные денежные средства могут быть использованы для различных целей, включая расширение бизнеса, исследования и разработки, а также сокращение задолженности.

Стоит ли инвесторам покупать акции в момент IPO

Покупать ли акции в рамках первичного публичного размещения – это решение, которое инвестор должен принимать исходя из собственных финансовых целей, допустимого риска и анализа рынка. Однако есть несколько факторов, которые необходимо учитывать.

  • Оценка стоимости

На IPO цена акций устанавливается андеррайтерами и может не отражать истинную стоимость компании. Прежде чем принять решение об участии в размещении, важно тщательно изучить не только финансовые показатели предприятия, но и текущие рыночные условия. Это поможет определить, является ли оценка обоснованной.

  • Фундаментальные показатели компании

Потенциальному инвестору стоит рассмотреть бизнес-модель компании, перспективы роста, конкурентную среду и любые другие факторы, которые могут повлиять на показатели предприятия в будущем.

  • Отраслевые тенденции

Стоит проанализировать, как обстоят дела у отрасли. Рынок в целом может показывать рост, однако отдельные его сегменты могут чувствовать себя не так хорошо. Этот фактор может повлиять на потенциал роста и прибыльность компании.

  • Lock-up период

Некоторые предприятия для защиты цены акций от манипуляций со стороны держателей крупных пакетов используют lock-up период. Этот фактор следует учитывать тем инвесторам, кто получил акции еще до начала торгов – во время Road Show или еще раньше. Это могут быть топ-менеджеры компании, крупные инвесторы и фонды, владельцы бизнеса и андеррайдеры. Инвесторы, которые приобрели акции таким способом, не могут продать их сразу же после IPO, чтобы не создать для них дополнительную волатильность. Lock-up период обычно длится 90–180 дней.

  • Риск-профиль

Участие в IPO может быть рискованным для инвестора из-за возможной высокой волатильности акций и неопределенности в отношении будущих показателей компании. При принятии инвестиционного решения стоит учитывать не только финансовые цели, но и свою толерантность к риску.

Покупка акций в момент IPO может иметь высокую доходность, которая сочетается с повышенным уровнем риска. Прежде чем принимать решение об участии в размещении, важно проявить должную осмотрительность и тщательно взвесить риски. А приобрести уже торгуемые на бирже бумаги вы можете в инвестиционной компании «НФК-Сбережения».

Не является публичной офертой. Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией.

0
4 комментария
Александр Смирнов

Правильно ли я понимаю, что IPO дает возможность выпустить и продать акции, привлекая деньги кэш-ином (компания продает акции, получает деньги себе на счет, пополняется её капитализация, оборотные средства)? А последующее обращение выпущенных акций - не дает самой компании доп.дохода?

Ответить
Развернуть ветку
Fedy Yanin

Александр, здравствуйте. Да, вы всё верно поняли. Последующее обращение выпущенных акций может приносить доход владельцам этих бумаг. Однако значительный пакет акций компании остаётся под контролем её собственников, которые тоже заинтересованы в росте котировок.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Смирнов

Меня интересовал именно вопрос, в какой момент деньги попадают внутрь компании (а не владельцам)

Ответить
Развернуть ветку
Fedy Yanin

Если брать максимально упрощённую ситуацию – да, средства попадают в компанию за счёт IPO. IPO подразумевает допэмиссию новых акций (уже существующие сосредоточены в руках учредителей и в результате происходящей допэмиссии их доля уменьшается), которые и размещаются на бирже, а средства от размещения попадают компании.

Но есть ряд нюансов. Например, не исключены ситуации, когда в ходе IPO учредители будут продавать именно свои акции (а не проводить допэмиссию), тогда средства получит не компания, а они. Поэтому, когда вы узнаёте о предстоящем IPO необходимо, если это возможно, выяснить какие именно акции будут размещаться. В мировой практике, если акционеры хотят продать свои пакеты акций – они используют SPO (Secondary Public Offering), но иногда может произойти так, как мы описывали выше 🙄

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда