Третий пост - пару слов об инвестиционной культуре

Третий пост - пару слов об инвестиционной культуре

В заключительной части трилогии-знакомства хочу затронуть еще одну особенность отечественного экономического уклада, которая тормозит развитие сферы государственной грантово-субсидинарной поддержки. Давайте поговорим о нашей инвестиционной культуре.
Если совсем коротко - у нас её нет.

Третий пост - пару слов об инвестиционной культуре

Как ни грустно, но периферийное место инвестиций в общей структуре бизнеса уготовано им с самого начала - если в любом, даже ещё гаражном американском стартапе на продуктолога-Джона и разработчика-Майка обязательно найдется свой Стив, чья изначальная задача - привлекать деньги, то в наших широтах в 99% бизнесов даже речи не идет, чтобы строить системную работу в данном направлении.

Почему? Возможно, считается, будто "успешный" бизнес привлечет деньги сам по себе. Или непременный успех бизнес-проекта кажется настолько головокружительным (а на старте почти всегда так и бывает), что даже двузначные годовые проценты от банка не видятся серьезной финансовой нагрузкой. Ну и, само собой, всегда есть более важные задачи, процессы, форс-мажоры и прочая операционка, которая в данный момент времени куда важнее. Нет, привлечение инвестиций - это, безусловно, очень важно и нужно, но займемся мы этим когда-нибудь потом.

Третий пост - пару слов об инвестиционной культуре

Это самое "потом", как правило, наступает в самый неподходящий момент, когда бизнес начинает назойливо кусать за пятки призрак масштабирования или перезревает безумно перспективный проект по внедрению инновационной разработки, сопровождаемый недостачей свободной ликвидности. Владелец бизнеса начинает судорожно искать деньги, и в условиях жесткого цейтнота поиск почти всегда приводит в отделение банка.

Думаете, данная ситуация больше характерна для "зрелых" бизнесов, а стартапы, будучи более подвижными, креативными и современными, а также имея все возможности для изучения глобального опыта, научились системно и успешно ставить работу по привлечению денег? Тут ситуация, если и лучше, то ненамного - проблемы, сопутствующие привлечению инвестиций в бизнес, мы довольно часто разбираем в нашем телеграм-канале, например, здесь вы можете узнать, что такое "русская болезнь" стартапов:

Кстати, а знаете, что такое "русская болезнь" стартапа?

Об этом термине мы впервые услышали от Алекса, партнёра компании Грантоскоп по иностранным инвестиционным проектам.

Получив питч российского стартапа, пытающегося привлечь инвестиции в Кремниевой долине, Алекс минуту-другую похмурил брови и выдал безаппеляционное: "Русская болезнь!"

- Русская болезнь? - изумленно переспросили мы.

- Да, русская болезнь.

- А что это?

- Ну вот смотрите - говорит Алекс, - как выглядит типичный западный инвестинг питч. Титульник, слайд команды, максимум пару-тройку листов о технологии, а остальные двадцать - о том, как это г...но продавать! А чуть ли не каждый питч из постсоветской зоны устроен ровно наоборот - погружение в технологические глубины на 20 страниц и в конце 2-3 хиленьких слайда про сейлз и маркетинг!

Посмотрели. Реально всё так. Тяжко выдохнули, но, выпестованные технократами из Фонда Бортника, смахнули скупую стартаперскую слезу гордости за нашу отечественную фундаменталочку)

Кстати, дверь в мир иностранных инвестиций сейчас прикрыта, но не захлопнута окончательно, поэтому пишите в личку @a_pudeyan, что-нибудь придумаем😉

И отдельно хочется сказать пару слов про частные инвестиции. Есть ощущение, что инвестор воспринимается не то как Дед Мороз, не то как Волшебник в голубом вертолёте, который появится в строго обозначенное время и непременно даст денег на перспективный проект. Но даст ли? Обязательно даст, ведь мы ему расскажем, какую крутую и финансово выгодную штуку придумали, и он нам обязательно поверит и ни разу не усомнится в нашей искренности и компетентности - на то он и Волшебник, чтобы видеть нас насквозь.

Третий пост - пару слов об инвестиционной культуре

На деле же проблема до смешного проста, но от этого не менее актуальна - к инвестору зачастую банально не с чем пойти ввиду отсутствия инвестиционного контента и навыка его производства. Вот, положа руку на сердце - когда вы последний раз формировали полноценный бизнес-план? Когда собирали оцифрованные элементы вашего бизнеса в финансовую модель? Готовили ли когда-нибудь питч под инвестора? По какой методике просчитывали риски? Насколько углублялись в расходную часть? Изучали ли спрос и формулировали маркетинговую стратегию? Надо ли оно вам - вопрос дискуссионный, но квалифицированному инвестору надо точно.

Третий пост - пару слов об инвестиционной культуре

А теперь вопрос - где взять её, эту системную основу для работы по привлечению инвестиций, когда раньше её и близко не было? Как за короткое время изучить ту же экосистему государственной поддержки и сформировать инвестиционный контент, с которым не стыдно пойти к более-менее серьезному инвестору? И главное - как всё это осуществить в условиях уймы текущих задач и довлеющей операционки?

Тут есть три пути:

  1. "Наградить" какого-либо текущего сотрудника дополнительным функционалом. Улыбнулись, когда это читаете?) Ладно, даже не буду продолжать.
  2. Нанять специалиста с рынка под задачу привлечения денег. Но тут надо понимать, что и рынок в данном случае не резиновый, и специалисты дорогие (а те, которых сейчас пытаются активно хантить у меня, еще дороже), да и работа это скорее проектная и не требует постоянной занятости.
  3. Обратиться к специалистам, которые смогут проработать для вас инвестиционную траекторию и помочь по ней пройти. Например, таких, как мы.
Третий пост - пару слов об инвестиционной культуре

Более предметно о работе по привлечению тех или иных инвестиций мы поговорим еще не раз, а если хотите поговорить об этом тет-а-тет, пишите мне в телеграм:

88
7 комментариев

Комментарий недоступен

1

Уважаемый Эльдар! Для начала, спасибо за оценку и за время, потраченное на комментарий. Теперь по сути.
1). "На очень скорую руку", к сожалению, писать не получается - для меня формат блога пока ещё новый, мы как-то больше по телеграму. Но будем стараться.
2). Реклама - двигатель прогресса. Тем не менее, обидно, что в данном посте Вы обнаружили только рекламу. О конверсии, цифрах, портфолио и т.д. я еще обязательно расскажу, когда речь пойдёт непосредственно о моём бизнесе, но статья-то о другом.

И отдельно подсвечу реплику "Не думаете же вы, что мы руководители почитав статью на пол листа будем кидать ссылки на наши стартапы с просьбой найти инвестора.".
Во-первых, извините, но говорить от имени какой-либо общности, не имея на то полномочий, не очень хороший тон.
Во-вторых, статья-то как раз о том, что "ссылки на стартапы" не очень-то и нужны - ни мне, ни инвестору.

Мне интересно. Ну хорошо, я горящий глазами стартапер. У меня на мой взгляд стоящий стартап, который должен стать единорогом. Я хочу бабло, готов делиться долями. О нашел эту статью. Дальше что? Я как выразились вверху кидаю стартап, мы заключаем соглпшаем, а вы разрабатываете стратегию и за процент от привлеченных средств работаете? Или все банальное в классическом консалтинге - бабло = услуга. И если все по классике, то как мне стартаперу с горящими глазами найти бабло на ваши услуги, если их нет на моего единорога.

Павел, согласен, мир устроен несправедливо, особенно к стартаперам с горящими глазами. И если с тем, что в магазине приходится платить за продукты, а в метро - за проезд, еще можно как-то смириться, то консалтеров, требующих деньги за свои услуги, терпеть решительно нельзя. Вот из-за таких единороги и вымерли. И динозавры тоже.

А если денег нет, то Вы держитесь там, Вам всего доброго, хорошего настроения и здоровья!

1