В какие стартапы и почему вкладываются российские инвесторы в Израиле

На что делают ставку структуры Абрамовича, «Сбербанка», АФК «Система» и другие инвестфонды с российскими корнями.

В какие стартапы и почему вкладываются российские инвесторы в Израиле

Сотни миллионов долларов вкладывают в израильские стартапы инвестиционные фонды с российскими корнями. Наша адвокатская коллегия помогает россиянам инвестировать в хайтек и сопровождает местные стартапы. Мы изучили, во что вкладываются фонды с российскими корнями и капиталами и как они объясняют привлекательность израильских стартапов.

Millhouse Capital и Ervington Investments Романа Абрамовича

Вскоре после того, как Роман Абрамович приземлился, чтобы получить израильское гражданство, он посетил офис StoreDot — одной из компаний, в которую вложился его фонд в Израиле. Стартап разрабатывает быстро заряжающиеся батарейки для мобильных телефонов, планшетов, ноутбуков и электрического транспорта. Всего фонды Абрамовича инвестировали больше чем в 10 израильских компаний.

Одна из самых известных компаний в портфеле — Via, сервис для совместных поездок на такси с израильтянами-основателями. Еще Абрамович вкладывался в медтех-стартап BrainQ, разрабатывающий гаджеты для борьбы с параличом, онлайн-комьюнити для фотографов GuruShots, соцсеть для детей Kidoz и Российско-израильский маркетплейс для медицинских консультаций MedViser.

Роман Абрамович у Стены Плача в Иерусалиме Renegade Tribune
Роман Абрамович у Стены Плача в Иерусалиме Renegade Tribune

Помимо стартапов, Абрамович вложил больше 100 млн шекелей в тель-авивский отель, который он собирается превратить в свой дом, но это уже другая история.

Sistema Venture Capital

Одна из крупнейших частных компаний в России вложилась в израильские стартапы совместно с гигантом китайского онлайн-рынка — корпорацией Alibaba Group. Вместе они инвестировали в компанию SQream, которая разрабатывает решения для анализа данных больших размеров.

SQream использует графические процессоры Nvidia. Разработки компании позволяют анализировать информацию в 100 раз быстрее классических процессоров.

Прорывной характер технологии уже подтвержден в таких отраслях, как телеком, безопасность, реклама на основе данных. Особенно важно, что технология открывает новые возможности в исследовании раковых заболеваний.

Дмитрий Филатов, Президент Sistema VC

Сделка стала одной из крупнейших для фонда. Объем всего раунда составил $26,4 млн, в нем поучаствовали еще пять венчурных фондов. По данным «Ведомостей», Sistema VC вложила несколько миллионов долларов.

AltaIR Capital

В 2013 году фонд Игоря Рябенького начал активно инвестировать в израильские стартапы — уже через два года он инвестировал в 13 местных компаний. Тогда же, в 2015 году, фонд объявил о том, что планирует вложиться еще в 50 израильских стартапов — для этого он собрал в управление $30 млн. $10 млн из них вложил фонд Романа Абрамовича Millhouse.

Финтех, искусственный интеллект, кибербезопасность, мобайл, образовательные технологии — основные сферы интересов фонда, который вкладывается на самых ранних стадиях. 40% инвестиций это вложения в израильские стартапы (столько же фонд вкладывает в американские).

Как только я познакомился с их [израильской] венчурной экосистемой, сразу понял, что она дает возможности совершенно другого уровня: ты можешь делать и инвестировать столько же, сколько и в России, но выхлоп будет принципиально другим.

Игорь Рябенький, Основатель AltaIR Capital

Вместе с израильским партнером Рябенький создал AltaClub — платформу для совместных инвестиций с бизнес-ангелами. Одна из последних сделок фонда — участие в раунде $15 млн в компанию HomeTalk с офисами в Нью-Йорке и Иерусалиме. Платформа объединяет людей, которые придумывают, как улучшить дом своими руками.

LETA Capital

Полгода назад корпоративный фонд группы компаний LETA Group сформировал второй фонд с капиталом $50 млн. Его основная цель — инвестиции в производителей B2B-софта из Израиля и Восточной Европы. Фонд и до этого активно инвестировал в израильские стартапы: например, в спортивное мобильное приложение 365scores или в «израильский Linkedin» Unomy, который в 2017 году купила сеть коворкингов WeWork.

Для русских логистика выхода на израильский рынок удобна. За один день вы можете прилететь в Израиль, посетить несколько встреч и вернуться в Россию. Когда вы в Израиле, все стартапы в стране находятся в радиусе 31 мили от аэропорта Бен-Гурион.

Александр Чачава, Управляющий директор LETA Capital

Maxfield Capital

Три года назад фонд Maxfield Capital открыл представительство в Тель-Авиве: Израиль это его основная сфера интересов вместе со стартапами из США и Европы. Управляющий партнер фонда Александр Туркот, по его выражению, «с той или иной степенью постоянства» живет в Израиле с 1990 года. А в 2016 году даже открыл в Тель-Авиве ресторан Table Talk (совместно с ресторатором Дмитрием Борисовым).

Table Talk
Table Talk

В портфеле фонда – мобильная платформа для изучения английского SpeakingPal, программа защиты профилей в соцсетях и онлайн-сервисах LogDog, платформа для управления и анализа видеоданных viisights. А еще Maxfield Capital удачно вышел из CrowdX, купленного Cellwize, и других стартапов.

Flint Capital

Фонд, основанный Дмитрием Смирновым и Олегом Сейдаком, называет своими главными регионами США, Европу и Израиль. В Израиле Flint Capital в основном инвестирует в кибербезопасность, финансы, мобайл, технологии в образовании.

Мы чувствуем, что можем привнести ценности в израильские и европейские проекты, помогая им выйти в США.

Сергей Грибов, Партнер фонда Flint Capital

Cам Сергей Грибов переехал в Израиль из России в 1990 году. Сейчас он большую часть времени находится в США.

В разное время фонд инвестировал почти в пару десятков израильских компаний. В некоторые даже несколько раз — например, принимал участие в двух раундах AI-разработчика Epistema и киберстартапа CyberX.

Cбербанк CIB, Da Vinci Capital, Inventure Partners

Что объединяет эти фонды? Все они вкладывались в Gett, один из самых успешных израильских стартапов, работающий в Израиле, России, США и Великобритании. Участвовал в раундах и фонд Baring Vostok Capital Partners, главный инвестфонд в России и СНГ.

Последним к числу инвесторов присоединился Da Vinci Capital, выкупив долю у Inventure Partners — 8% сервиса обошлись ему в десятки миллионов долларов. Компанию оценили в $1,4 млрд. В этом году Gett наконец обещает стать операционно прибыльной компанией — одни российские инвесторы дождались, а другие, возможно, рассчитывают, что когда-то их израильские портфельные компании затмят Gett.

55
2 комментария

без комментариев

Ответить

В Израиль вкладываются, потому-что своим хотят помочь.

Ответить