{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Зачем ИТ-компании идти на биржу?

Как и где российским ИТ-компаниям привлекать сегодня внешнее финансирование, от какого порога выручки можно думать о выходе на биржу (спойлер - он меньше, чем вы думаете), плюсы и минусы публичности бизнеса и не лучше ли развиваться в такое сложное время «на свои»?

Как Midjourney представляет себе рынки и акции сегодня

Обо всем этом я поговорила с Геннадием Марголитом, экспертом по рынкам капиталов для технологических компаний, управляющим партнером компании RBM Tech. Встреча проходила в рамках проекта "ИТ-гость", который ведет комммуникационное агентство iTrend.

Геннадий Марголит - один из ведущих экспертов в России в сегменте инвестиций для компаний средней и малой капитализации в технологическом секторе. Соруководитель Совета при АП КИТ и РУССОФТ по инвестициям и биржам. Представляет команду специалистов по финансовому консалтингу для ИТ-бизнеса в области привлечения инвестиций, выхода на биржу, слияний и поглощений. Имеет более 25 лет опыта работы на рынке капитала, в том числе на Московской бирже - крупнейшем российском биржевом холдинге России.

Вот несколько основных наблюдений эксперта касательно текущей ситуации на рынке публичных инвестиций для ИТ-компаний.

IPO для ИТ-сектора в России – версия 2.0

Глобальный рынок публичного размещения для российских игроков (не только из ИТ-отрасли) закрылся. Но важно понимать, что вообще во всем мире сегодня количество IPO сократилось в десятки раз – играет роль экономический спад и общая негативная макроэкономическая ситуация.

Справка:

Первичное публичное предложение или первичное публичное размещение, IPO (Initial Public Offering) — первая публичная продажа акций компании неограниченному кругу лиц. В процессе подготовки к IPO компания обычно становится публичной — в частности, меняет отчётность в сторону открытости и прозрачности для внешнего рынка. После проведения IPO акции компании начинают торговаться на бирже.

Процедура позволяет диверсифицировать источники инвестиций в развитие компании, стать более привлекательным бизнесом в глазах банков в перспективе кредитования, расширить спектр инструментов стимулирования сотрудников.

На этом фоне ИТ-рынок РФ выглядит скорее многообещающим в среднесрочной перспективе. Нашим компаниям можно выходить в такие неочевидные регионы, как ЮАР или Иран, которые активно развиваются, несмотря на свою закрытость.

Поэтому IPO как институт у нас не столько «умер», сколько переживает перерождение в новом качестве. Несмотря на перерывы в бизнес-активности и опасения полного прекращения деятельности, понадобилось всего несколько месяцев паузы, после чего состоялись первые тестовые сделки, что сразу стало хорошим знаком.

В конце 2021 года на бирже размещение провела Positive Technologies, став первой российской компанией в сфере кибербезопасности, которая вышла на биржу. Вместо IPO компания выбрала прямой листинг.

Через год, в конце 2022 года, первое в году размещение на бирже провел российский сервис краткосрочной аренды электросамокатов Whoosh. Компания в ходе IPO собрала в два раза меньше планируемой суммы, но эксперты считают, что размещение прошло успешно и вдохновит других.

"В турбулентные времена лучше быть публичным, чем частным, – когда есть понятная оценка, есть прозрачная структура компании и всем ясно, над чем работают ее сотрудники", говорил ранее «Ведомостям» основатель Whoosh Дмитрий Чуйко.

Еще одно знаковый выход технологичной компании на биржу - это IPO Центра генетики и репродуктивной медицины Genetico. В ходе первого IPO в 2023 году на Московской бирже Центр привлек почти 180 млн руб., а его капитализация приблизилась к 1,5 млрд руб.

Этот пример особенно симптоматичен, поскольку это совсем небольшое IPO, знаменующее перелом на рынке. Теперь очевидно, что на публичное размещение сегодня могут выходить даже небольшие компании. А это симптом того, что рано или поздно рынок восстановится.

Новые реалии российского IPO: снижен порог входа и цена

Если раньше средняя сделка на бирже составляла примерно $200 млн, в новых условиях порог входа снизился невероятно – инструмент стал доступен компаниям с годовой выручкой даже 200-300 млн рублей. Главным фактором стал не размер компании, а объем free flow, т.е. те средства, которые будут в обороте на бирже.

Конечно, рекомендация в 1 млрд рублей по выручке с перспективой роста бизнеса, как оптимальные условия для выхода в публичное поле, остаются, но они скорее влияют на мультипликатор и объем потенциального привлечения средств.

Ниша, выручка, клиенты на перспективу роста – все эти вещи могут сыграть на хороший результат IPO даже при относительно скромных объемах бизнеса.

При этом стоимость выхода со стандартных 5-6% от размера сделки банкам и брокерам падает в свете снижения роли банков в процессе, иногда вплоть до 2-3%.

На что смотрят инвесторы

Частные инвесторы, которые составляют пул основных игроков сегодня, обращают внимание на:

  • открытость финансовых данных компании,
  • структуру корпоративного управления,
  • процессы,
  • отчетность по международным стандартам (да-да, несмотря на нашу российскую изоляцию),
  • аудит от исполнителя с репутацией на рынке,
  • общее финансовое состояние компании.

Конечно, проще выходить на рынок с позитивным денежным потоком, подушкой безопасности, долгом не выше трех показателей EBITDA и т.д. Но и этого сегодня может быть мало. ИТ хоть и на подъеме, все понимают, что в этой отрасли много нюансов, и биржа как раз и может помочь отделить потенциально сильные компании, с будущим, от менее успешных.

Те, кто агрессивно растет, имеют лучшую перспективу для привлечения внешних средств. Хотя и здесь нужно подходить взвешенно - если компания растет бездумно, в режиме «нахватали активов и не знают, что с ними делать», это будет выявлено на этапе оценки.

Также, для ИТ-компании важно иметь узнаваемый розничный бренд, что для многих отраслевых игроков, заточенных под B2B, является проблемой. Нужно поработать над узнаваемостью компании, ее информационным полем, публичными коммуникациями в пределах 6-9 месяцев ДО планируемого выхода.

Успех размещения также во многом зависит от позиции и оценок компании аналитиками отрасли – обратить внимание на работу с ними нужно обязательно.

Но, все же, базис в виде продукта, финансового здоровья и модели развития бизнеса на будущее первичны - при их отсутствии промо-активности и отраслевые блогеры не помогут.

Стим-панк биржа от Midjourney

Зачем вообще идти на IPO?

Зачем выходить на биржу? Не проще ли расти на свои или искать источник инвестиций в крупных инвестфондах?

Конечно, можно пытаться расти органически, но особенность исторического момента на рынке заключается в большом количестве освободившихся ниш в связи с уходом крупных западных ИТ-вендоров. Занимать их нужно быстро, а скорость здесь могут обеспечить только внешние средства.

Биржа позволяет отойти и от своеобразного «госиждивенчества». Хотя госструктуры играют в развитии ИТ большую роль во всем мире, не стоит забывать, что возможности государства по поддержке не безграничны. Рано или поздно госфинансирование в виде грантов или льгот иссякнет.

Также, если компания опирается на M&A-стратегию, публичной компании реализовывать ее гораздо проще: она получает дополнительный рычаг, и может проводить сделки по поглощению, например, не за "живые" деньги, а путем обмена капиталом. Это и быстрее, и гораздо проще.

Огромную роль в успехе бизнеса играет мотивация персонала. Выход на биржу помогает максимизировать эффективность этого инструмента. Биржа позволяет создавать инструменты такой стимуляции – например, опционы, гарантирующие механизм быстрого получения ликвидности сотрудниками.

Также, биржа помогает дальнейшему продвижению на рынке: если компания торгуется публично, пусть даже в ЮВА или Латинской Америке, это вызывает доверие и облегчает задачу привлечения клиентов.

Для собственников биржа упрощает такие моменты, как распоряжение своей долей в компании – например, в рамках передачи наследства и т.д. , а также создает новые механизмы получения займов, через те же облигации.

И не забываем, крупных стратегических инвесторов в России мало, на всех желающих их не хватает, для банков ИТ-компании - не самые привлекательные заемщики.

Поэтому биржа остается сегодня почти единственным вариантом привлечения капитала для множества нишевых и относительно небольших ИТ-компаний.

А минусы есть?

Минусы в самой процедуре, безусловно, есть – прежде всего, это отвлечение ресурсов компании и ее управленцев на проведение самой процедуры IPO.

Также, появление внешних акционеров – как правило, это и психологическая, и юридическая проблема для бизнеса. Может уйти гибкость в управлении, например, если основатели компании привыкли решать и делать все самостоятельно.

Важно помнить, что фондовый рынок – это всегда риски и отсутствие гарантий. Геополитика влияет на всех нас, даже несмотря на "отключение" от глобальной карты мира, и никакие потенциальные риски наша "изоляция" не снимает. На биржу могут очень сильно влиять различные внутренние факторы типа регулирования отрасли или тех же внешних финансовых рынков.

Поэтому главной рекомендацией здесь будет предварительное изучение вопроса в контексте конкретного бизнеса конкретной компании и ее собственников. Это поможет понять, нужен ли выход на биржу в принципе. Может быть, в отдельном случае все проблемы решит все-таки обычный займ в банке.

Важно, что культура в этом направлении формируется в России: развивается формат pre-IPO финансирования, можно прогнозировать и появление кастомных инвест-платформ у стратегических инвесторов, которые отчасти будут воспроизводить функциональность биржи.

0
6 комментариев
Написать комментарий...
Александр Крот

Значит пора выходить на биржу

Ответить
Развернуть ветку
Ася Власова
Автор

Интересно, что сейчас это стало доступно компаниям, которые раньше и подумать об этом не могли.

Ответить
Развернуть ветку
Svetlana Romanovich

Новые реалии IPO - звучит обнадеживающе

Ответить
Развернуть ветку
Ася Власова
Автор

Сделок, конечно, пока все равно кот наплакал :)

Ответить
Развернуть ветку
Влада Сюткина

"Те, кто агрессивно растет, имеют лучшую перспективу для привлечения внешних средств" - хорошо сказано)

Ответить
Развернуть ветку
Ася Власова
Автор

Деньги любят активных ))

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Раскрывать всегда