Как расчёт маржинальной прибыли может помочь бизнесу?

Привет! Меня зовут Иван Шестак, редактор сервиса управленческого учёта «Финансист». Мы говорим про деньги компаний простыми словами и даём пищу для ума предпринимателями и финансистам

Михаил делает кошачьи домики и меховые игрушки, но не понимает, каких товаров продавать больше. Можно следовать методу проб и ошибок, а можно рассчитать маржинальную прибыль. Расскажем и покажем на примере, что такое маржинальная прибыль, как её считать и как она поможет оптимизировать ассортимент.

Как расчёт маржинальной прибыли может помочь бизнесу?

Материал написан для блога «Помощник финансиста».

Какие нужны данные для расчёта

Из управленческого учёта нужно собрать несколько показателей по двум товарам:

  • Объём продаж — сколько штук продали за месяц.
  • Цены реализации — по каждому товару, без учёта НДС.
  • Переменные затраты на штуку — те, которые увеличиваются пропорционально росту выпуска. Для игрушечных мышек, например, это затраты на кусок искусственного меха, две пуговки для глаз, хвостик-шнурок и картонную упаковку.

Для удобства соберём данные в таблицу:

Как расчёт маржинальной прибыли может помочь бизнесу?

Всё готово к расчётам.

Маржинальная прибыль

Формула расчёта маржинальной прибыли (иногда её называют маржинальным доходом):выручка от продажи товара минус переменные затраты на его производство.

Это не окончательная прибыль, а её верхняя граница — сколько денег остаётся у компании после основных (переменных) затрат.

Считать её нужно по каждому продукту. В нашем случае прибыль по мышкам составила 180 тысяч, а по домикам — 300. Значит, домиков надо продавать больше? Не факт! Абсолютные значения сравнивать сложно, потому что объёмы продаж у мышек и домиков разные. Поэтому понадобится следующий показатель — маржинальность.

Маржинальность

Маржинальность — рентабельность по маржинальной прибыли, то есть отношение прибыли к выручке.

Считается в процентах и всегда меньше единицы (и вполне может быть отрицательной). Например, если рентабельность составила 30%, это значит, что каждый рубль продаж принёс бизнесу 30 копеек прибыли.

Маржинальность мышек — 60%, а домиков — 40%. Сейчас прибыль от мышек меньше, но если бы их продали на одну и ту же сумму, то мышки принесли бы в полтора раза больше прибыли — то есть их продажи эффективнее, а потенциал выше.

Где и как использовать рассчитанные значения

Теперь посмотрим, какие выводы можно сделать по этим цифрам и где применять.

В финансовом анализе

Михаил регулярно проводит анализ прибыли и рентабельности. По показателям 40% и 60% ничего сказать нельзя — единого норматива маржи не существует. Нет смысла сравнивать маржу Михаила с маржой нефтегазовой компании — разный масштаб, рынки и структура расходов. А вот данные о марже ближайшего конкурента — отличная база для сравнения.

Важна не отдельная цифра, а её динамика. Если маржа остаётся стабильной или растёт, это хорошо. Если тенденция негативная — значит, деньги где-то теряются, и нужно разбираться.

Для расчёта точки безубыточности

Точка безубыточности — такой объём продаж товара, который позволяет компании покрыть постоянные расходы и выйти в ноль. Именно маржинальная прибыль — важная часть в этом уравнении, с помощью которого находим тот критический объём реализации, производя ниже которого мы точно уйдем в минус.

При составлении финансового плана

Предприниматель видит, что помимо домиков и игрушек спросом пользуются ещё и кошачьи лежанки. Но начинать их производить безфинансового планаи расчётов — не лучшая идея. Сначала нужно оценить уровень их маржинальной прибыли, и понять, достаточен ли он, чтобы покрыть постоянные расходы.

При работе с ассортиментом

Какой ассортимент будет оптимальным? Анализ можно проводить по-разному.

  • Анализ динамики маржи по каждому товару. Если маржа постоянно падает, нужно понять, в чём дело. Возможно, из-за кризиса подорожал искусственный мех, себестоимость мышки выросла в два раза, и теперь их производить невыгодно.
  • Сравнение маржи по разным товарам. Производя больше низкомаржинальных товаров, мы теряем деньги. Но даже от убыточных товаров отказываться нужно осознанно — их продажа может быть оправдана, например, маркетинговыми целями.

Анализ маржи позволяет сделать выводы о том, продажа каких товаров эффективнее. Это не значит, что нужно отказываться от всех остальных, но это однозначно повод пересмотреть структуру ассортимента.

Как повысить маржинальность

В таблице в начале статьи привели три величины, которые определяют уровень маржи. Каждой из них можно и нужно управлять.

  • Цена. Один раз просчитать и установить на товар цену недостаточно, её нужно регулярно анализировать. Если конкуренты продают товар в два раза дешевле, возможно, вы недополучаете прибыль. Когда поставщики повышают цены на сырьё, нужно отреагировать при расчёте цены.
  • Объём продаж. Повышайте доверие к бренду, расширяйте рынки сбыта. Перераспределяйте производственные мощности в пользу более высокомаржинальных товаров — это увеличит общую прибыль.
  • Переменные расходы. Переход на более современную технологию может позволить сэкономить на оплате труда. А ещё старайтесь искать поставщиков сырья с наиболее выгодными условиями. Экономьте, но не в ущерб качеству! Домики из слишком дешёвого сырья могут развалиться через пару дней, и это вряд ли заставит покупателя вернуться за новыми покупками.

Важность расчёта маржинальности

Маржинальная прибыль и маржа — простые показатели, анализ которых отвечает на вопросы

  • что выгодно производить, а что нет;
  • какой товар приносит больше всего прибыли;
  • нужно ли пересмотреть структуру ассортимента в следующем году.

С помощью отчёта по продажам, который легко и быстро построит сервис «Финансист», вы сразу получите наглядную картину и ответы на все вопросы.

Есть мысли и дополнения по поводу темы? Делитесь в комментариях.

Подписывайтесь на Telegram-каналы «Финансиста», чтобы узнать больше о финансовом менеджменте и автоматизации.

Начать дискуссию