Почему мы не возьмем тебя в акселератор Neiry

Привет! Я Саша Панов, СЕО & Founder российской биотех-лаборатории Neiry. Помимо диптех-стартапа, мы с командой построили рекламный бизнес KБ-12 на основе бирюзовой концепции, создали, запустили и продали космический спутник, а еще провели с десяток техновечеринок в необычных местах (типа плацкарта или перевала Дятлова). Тут я буду выкладывать лонгриды, которые не помещаются в посты ТГ-канала «Итак, это Панов».

Почему мы не возьмем тебя в акселератор Neiry

Недавно мы запустили Акселератор проектов на базе нейротехнологий Neiry. Программа рассчитана на опытных предпринимателей, которые хотят запустить B2C-продукт для массовой аудитории. Ниже я расскажу, кого мы будем рады видеть в нашей команде, а кого — не очень.

В рамках акселератора предприниматели получат множество преимуществ, ускоряющих успешный запуск продукта: грант на разработку бета-версии продукта на базе технологий Neiry, доступ к ведущим экспертам и ученым, а также команду разработчиков. В рамках развития Neiry мы потратили пять лет и около 500 млн рублей и сделали самую тяжелую, самую рискованную часть работы. А от вас требуется только добавить продукт и маркетинг и начать зарабатывать. Звучит проще, чем кажется, но по сравнению с тем, что сделали мы, это реально фигня).

Предприниматели — припизднутые люди

За последние 10 лет мы очень много экспериментировали с запуском разных бизнесов, для управления которыми нанимали умных и опытных менеджеров. Но все эти проекты не взлетели. Мы долго анализировали, почему так произошло, подробнее об этом рассказываем в видео, и поняли, что мы сами дураки и наемные СЕО для таких задач не подходят. Нам нужны были предприниматели.

Условно я разделяю руководителей на два типа (вообще, на три, но чтобы не отвлекаться, о третьем я расскажу ниже) — это предприниматели и наемные менеджеры.

Сильная сторона предпринимателей в том, что они работают по принципу «Вижу цель, не вижу препятствий». Они незаменимы, когда нужно запустить новый проект с нуля и в нем еще не сложена юнит-экономика. Все потому, что для настоящих предпринимателей главное — решить задачу. А наемный сотрудник работает, чтобы результат оценил его заказчик, то есть учредитель. Все остальное для него вторично.

Подавляющее большинство кейсов, когда дали проект наемнику и он его вытянул — это ошибка выжившего, простое везение. А на везении невозможно строить системную работу.

Приведу пример. В любой корпоративной структуре есть финансовый директор. Если финдир говорит наемному сотруднику, что что-то делать нельзя, то это значит железное «нельзя». А для предпринимателя слова финдира — это всего лишь рекомендация (не в обиду финдирам).

Предприниматели могут рвануть от 0 к 1 на энтузиазме, видении и энергии. Такие люди толерантны к риску (может, комплексы какие-то из детства), и это скорее партнеры, чем сотрудники. На первых порах это важно, а на последующих этапах, когда проект запущен и начинает приносить прибыль, предприниматели как раз нахер не нужны. Потому что они невнимательны к процессам и деталям, им становится невыносимо скучно и они уже задумываются о новых проектах. В этот момент как раз незаменимы наемные сотрудники: они шикарно скейлят, когда есть сложенная модель, и могут хорошо ее масштабировать.

И вот именно предприниматели нам больше всего нужны в акселераторе.

Почему тебе нужно совершить прорыв и не застрять

Как ты понял из текста выше, предпринимательство как образ мышления — это, скорее, девиация. Предприниматели — вольные птицы, с характером и очень редко хотят работать под кем-то. Их не так легко заманить в корпорации, хотя сейчас многие крупнейшие компании на них охотятся.

Мы сформировали планку по ежемесячной выручке, которая должна быть у предпринимателя, чтобы попасть к нам в акселератор: от 30 до 50 миллионов рублей по прошлому году. С одной стороны, это не слишком мало, с другой — дает нам возможность предложить предпринимателю поступиться немножко свободой, чтобы в будущем получить миллиард. Это, по нашей оценке, достойный обмен.

Если у человека уже есть миллиард, мы, к сожалению, ничего не сможем ему предложить, здесь никакой акселератор не нужен. Если только использовать наши технологии, чтобы самостоятельно создавать продукты. Но таких людей мы тоже ждем — если это ты, переходи в раздел «Партнеры».

На мой взгляд, самый ужасный размер бизнеса для предпринимателей — это выручка от 50 до 150 млн. Просто отстой. Потому что до 50 млн ты еще можешь заложить бабушкину квартиру. Когда выручка больше, ты имеешь все проявления маленьковости, а чеки у тебя уже достаточно большие. Наступает предел эластичности жопы, и не на кого положиться. Если этот момент не проскочить быстро, ты в нем увязнешь и выгоришь.

А еще может оказаться, что твоя ниша не подразумевает большего роста. По-хорошему тебе нужно прирастать по 25% в год. А есть многие, кто застрял на одном уровне, и они начинают выматываться. Это как кризис среднего возраста, но только в бизнесе.

И мы говорим таким людям: друг, это не ты что-то неправильно сделал. Может, ты просто врубился в такую нишу и тебе не повезло. Ты не виноват — такая жизнь. Мы продолжаем: твой бизнес можно закрыть, подарить или продать. И взять нишу сильно больше. И главное — с маржинальностью повыше.

Потенциал для запуска новых проектов мы видим в сферах цифрового образования, велнеса, психотерапии, спорта и киберспорта, секстеха, рекомендательных сервисов, реабилитации ПТСР и во многих других направлениях.

Если ты чувствуешь, что задолбался

Дорогой друг, если ты чувствуешь, что задолбался от того, что ты делаешь, если ты понимаешь, что уперся в стеклянный потолок, и не знаешь, как вырасти в своей нише, потому что она такая узенькая, а еще устал от «обычных» бизнесов, то ты наш кейс — приходи.

Возможно, что ты ноутбук, которым заколачивают гвозди. Если провести аналогии, ты отличный бегун, а тебя жизнь сделала бобслеистом. Вроде можно быть бобслеистом, но это не вау. Просто потому, что никому в этом мире не нужен бобслей (пик известности бобслея в России был, когда ямайские бобслеисты потеряли в Сочи свой боб). Чувак, подари кому-нибудь свой боб, пошли с нами, нас ждет марафон.

Немного цифр: по данным Future Market Insights, отрасль DeepTech становится ключевой и спрос на такие технологии на мировом рынке будет расти ежегодно в среднем на 21%. Инвестиции в стартапы DeepTech увеличились с 15 млрд долларов в 2016 году до более чем 60 млрд долларов в 2022 году. Мы в четвертой промышленной революции, а нейротех — ее неотъемлемая сквозная технология.

Кого я точно не возьму в акселератор

  • Я точно скажу нет, если человеку будет важнее моя позиция, чем его собственная. Не жди согласования, чтобы двигаться. Фишка в том, чтобы уведомлять нас о своих планах и предоставлять нам окно, чтобы дать комментарии. А если нас нет (мы забухали, заболели, еще какая-нибудь золотуха приключилась) — плевать. Мы все дали, дальше ты должен двигаться сам.

  • У него должен быть релевантный опыт. Или он должен быть огромным фанатом нейротехнологий (очень сильно заряженным, addicted в этом направлении). Ему должно нравиться то, что он будет делать. Нужно ориентироваться в нише, иначе проект просто утонет. Без понимания ниши люди делают все детские ошибки, которые только можно представить.

  • Он должен понимать, что маркетинг продукта важнее, чем технология. Технология никому не нужна, если ее нельзя монетизировать.

  • Вопрос химии. Мне не нравятся люди, которые спорят ради спора, хотя среди таких есть и успешные. Просто с ними тяжело работать. Мне недавно один из инвесторов сказал: «Вы знаете, Александр, мы с вами точно не сойдемся по характерам». Я ответил: «Наверное, да! Ну и замечательно». Я терпим к какой-нибудь одной любой чудаковатости в человеке. Он может коллекционировать матрешки, выращивать голубей, он даже может быть либералом. Но если чудаковатости две — то уже плохо. И это красный флаг.

  • Если человек слишком самоуверен или, наоборот, слишком неуверен в себе — это тоже красный флаг. У человека должен быть здоровый скептицизм к себе, осознание того, что он не самый умный, но при этом уверенности в себе столько, чтобы попробовать. Чтобы запилить продукт, нужно будет его в процессе поменять по меньшей мере 5—10 раз. И если для человека это стресс, ничего не получится.

  • Если человек скажет, что не стоит писать ему на выходных, нахуй такой человек нам не нужен. Мне однажды сказали: «Вы знаете, нашему руководителю нельзя писать на выходных». Если человек не отвечает и занят — это я могу понять. Но если он попросит не писать ему из-за ворк-лайф-баланса — от меня сообщения он больше никогда не получит.

Что ты получишь взамен

  • Мы даем грант, но с обязательным условием Skin in the game: предприниматель вкладывает в проект свою долю по пропорции два к одному (Neiry 2Х, предприниматель 1Х) . Понятно, что у нас нет никакой зарплаты предпринимателям.

У нас раньше был тест. Когда мы собеседовали человека на позицию СЕО, то задавали ему такой вопрос: что ты выберешь — долю в компании или зарплату? Если он выбирал зарплату, то не проходил дальше. Потому что настоящий предприниматель, если он во что-то вписывается, всегда предпочтет долю зарплате.

  • Наш опыт и знание рынка. Мы проводим большое количество конференций и общаемся со множеством партнеров. Плюс мы сами видим ниши, где можно применить наши нейротехнологии. Благодаря нашему уровню развития у нас есть еще и нечестные преимущества: это могут быть договоренности с партнерами, лидерами мнений, экспертами, которые помогут обеспечить вам низкий CAC.
  • Команда разработчиков на аутсорсе, к которой можно обратиться для создания фронта вашего продукта.

Я обещал рассказать про третий тип людей — это продакт-менеджеры. Их мы тоже ждем в Neiry: у нас очень много продуктов. Эта роль — что-то среднее между наемным сотрудником и предпринимателем. Продакты — самые «отбитые» из наемных и самые консервативные из предпринимателей. Но они, очевидно, никогда не берут на себя риски, иначе быть им предпринимателями. По факту это очень хорошие маркетологи. Если это ты, пиши сюда.

Как мы оцениваем эффективность

Деньги. Мы считаем, что все проекты, которые будут запускаться через акселератор, могут стать операционно прибыльными за несколько месяцев. Потому что мы уже сделали большую часть, нужно добавить только маркетинг и продукт. А по итогам года они должны стать прибыльными.

Наша бизнес-задача как нейролабы и акселератора — помогать запускать проекты на базе Neiry, чтобы они росли и становились независимыми. Мы не претендуем на долю, ничего не забираем — мы растим себе будущих клиентов и рынок. Нам нужны быстрые проекты, такие как Mind Tracker, потому что «долгие» клиенты у нас есть.

Майнд-трекер мы сделали за 4 месяца. Мы бы еще сделали, но не хотим идти в продукт. Вот пример, пользуйся примером. Все расскажем, все покажем, кодом поделимся, чтобы ты пришел на готовую сертифицированную технологию. Просто добавь продуктовую ценность. Она там точно есть.

Рост выручки Mind Tracker — более 10 раз за последние полгода. 
Рост выручки Mind Tracker — более 10 раз за последние полгода. 

Как будет проходить отбор

Набор будет осуществляться самыми субъективными методами, какие только можно представить. Так это работает. Но под любое субъективное решение мы сможем подтянуть аргументацию. «А прикольно?» — «А прикольно!», и погнали. Большинство партнерств так и завязывается. Отбором занимается команда, я встречусь с тобой только на последнем этапе.

После старта ты пройдешь обучение, у тебя будут консультанты внутри команды, доступ к ученым для проведения узкоотраслевых исследований — вместе с ними ты быстро задизайнишь эксперимент и проверишь свой концепт.

Спасибо всем, кто дочитал эту колонку до конца. Ее я написал для поиска единомышленников, которые так же, как я, смотрят на бизнес. Если это ты — пиши, может быть, у нас что-то получится. Ну и подписывайся на канал, потому что такие лонгриды выдавать часто у меня времени много не будет.

2828
13 комментариев

Но если чудаковатости две — то уже плохо. И это красный флаг.

Чёрт, не подхожу. Я настоящий дворянин. И программист.

3
Ответить

Требую больше лонгридов! Пиши ещё!

2
Ответить

ОТКУДА ВЫ ВСЕ ВРЕМЯ БЕРЕТЕ ПИСАТЬ СТОЛЬКО?)

Ответить

Предприниматели — припизднутые люди

база лютая

кто ж еще вместо того чтобы дать задание HRу и копирайтеру будет хуярить бессвязно-эмоциональную макаронину слов

2
Ответить

Очень нравится подход Панова к организации: всегда все четко и по полочкам, без воды и нытья. Верю в Neiry!

2
Ответить

Мне импонирует энергичность Саши Панова и в целом идея того, что в России можно делать диптех проекты, но:
- у нас здесь нет культуры хардвэр предпринимателей чтобы наполнить подобный акселератор
- у нас здесь госкапитализм и диптех без приставки гос- долго не проживет
- еще никто в мире не нашел продакт маркет фит для нейро стартапов

1
Ответить

Коля, привет! Спасибо)

1. Культуры хардварной нет, и поэтому всю хардварную часть всю и берем на себя. Фаундеру проекта нужно собрать продукт и научиться его маркетировать, а девайсы забрендированные под него и даже логистику по всему миру мы возьмем на себя.

2. Согласен, поэтому у нас в капитале есть государство (НТИ). Иначе даже шанса поднять наш диптех не было бы. Впрочем, тоже самое и на западе, в большинстве реальных диптехов которые я встречал сидит Дарпа.

3. О, на эту тему бахну отдельный лонгрид!

3
Ответить