Суровые времена для классического бизнеса. Что делать предпринимателям в эпоху перемен и нестабильности?

Суровые времена для классического бизнеса. Что делать предпринимателям в эпоху перемен и нестабильности?

Инвесторы и предприниматели всё ещё приходят в себя после трудного 2022 года, когда индексы Nasdaq Composite и S&P 500 упали на 31% и 19,4% соответственно. С ноября 2021 года портфель среднего индивидуального инвестора сократился примерно на 27%. В первой половине 2023 года мы наблюдали обвалы акций банков, убытки крупных компаний здравоохранения и энергетики.

В сложившихся обстоятельствах бизнесу необходимо кардинально менять стратегии и финансовые модели, находить новые способы взаимодействия с пользователями. Рассмотрим основные факторы, влияющие на мировую экономику сегодня, и узнаем прогнозы аналитиков, а также порассуждаем, какие возможности открывает бизнесу метавселенная.

Как меняется бизнес сегодня и почему?

<p>По графику МВФ видно, что происходит спад мировой экономики, спад экономики развитых стран, однако ожидается рост новых рынков. Источник: https://www.imf.org/</p>

По графику МВФ видно, что происходит спад мировой экономики, спад экономики развитых стран, однако ожидается рост новых рынков. Источник: https://www.imf.org/

За последние несколько лет бизнес столкнулся с огромными проблемами и претерпел невероятные изменения. Компании и капиталисты «расхлёбывают» последствия пандемии, политических и военных действий, адаптируются под ускоряющуюся глобализацию и цифровизацию. При этом растёт численность населения планеты, меняются покупательские способности и предпочтения, а криптозима никак не сменяется оттепелью.

Все эти факторы важно учитывать при создании и развитии бизнеса, формировании стратегии продвижения, а также при выборе объектов инвестирования и финансовых инструментов.

Forbes выделяет 5 основных бизнес-тенденций 2023 года.

1. Ускоренная цифровая трансформация.

Продолжается развитие в области нейросетей, интернета вещей, виртуальной и дополненной реальности, облачных вычислений, блокчейна, 5G и других технологий. Мы получаем новые решения для оптимизации рабочих процессов, улучшаем обслуживание клиентов и бизнес-модели. Те, кто следит за трендами и внедряет инновации, остаются «на коне». Остальных ждёт фиаско.

2. Инфляция и проблемы с безопасностью цепочек поставок.

Экономические перспективы большинства стран мира в 2023 году выглядят неутешительно. Многие отрасли по-прежнему страдают от последствий пандемии Covid-19, и сложности только усугубились из-за напряжённой политической обстановки. Возникают перебои с поставками, дефицит сырья, рост стоимости производства товаров. Компании терпят убытки, страдает банковский и финансовый сегменты.

3. Климатический кризис.

Аномальная жара, таяние ледников, изменения в составе атмосферы — климатические изменения могут принести больше проблем, чем глобальная пандемия. При выборе того, у кого покупать или с кем вести бизнес, инвесторы и потребители предпочитают компании с правильными экологическими и социальными характеристиками.

4. Изменения на рынке труда.

Мы наблюдаем сокращения, связанные с внедрением роботов и нейросетей, параллельно с которыми происходит «великая отставка» — переоценка своей работы талантливыми и компетентными специалистами. В результате ИИ замещает низкоквалифицированных сотрудников, в то время как услуги топовых профессионалов будут обходиться компаниям всё дороже. Как специалисты выдерживают конкуренцию с нейронками, мы рассказывали в статье «Не так страшен ИИ, как его малюют».

5. Иммерсивный опыт работы с клиентами.

В 2023 году клиенты превыше всего жаждут впечатлений. Обычная реклама уже не вызывает ажиотажа, покупки всё чаще совершают онлайн, а на передний план в стратегиях продвижения и маркетинга выходят AR и VR-технологии.

Это одна из причин стремительного развития метавселенных, где мы взаимодействуем с брендами и другими потребителями посредством иммерсивных технологий. Hugo Boss и Walmart уже использует виртуальные примерочные. Nike, Balenciaga и Zara предоставляют наряды для аватаров пользователей метавселенных. Ikea создаёт цифровые пространства для «примерки» мебели и декора. Подробнее о том, как компании применяют метавселенные, мы писали в статье «4 фишки метавселенной, которые помогут в продвижении и монетизации».

Эти и другие факторы формируют экономическую среду, в которой классический бизнес оказывается перед выбором — трансформация или крах.

Итоги первой половины 2023 года и прогнозы аналитиков

В 2022 году секторы энергетики, здравоохранения и коммунальных услуг входили в число лидеров по стоимости акций. В первой половине 2023 года акции компаний из этих сегментов значительно упали — цены на энергоносители стабилизировались, а пандемия утихла. Например, в первом квартале 2023 года выручка фармагигантов Pfizer и Moderna снизилась на 30% и 70%.

Не лучше ситуация и в банковской сфере. Так, инвестиции в First Republic, Signature и Silicon Valley Bank обратились в прах, хотя ранее эти компании входили в четвёрку крупнейших американских банков. 19 из 50 худших индексов S&P с начала года показали акции компаний в сфере финансовых услуг, включая региональные банки KeyCorp (-45%) и Zions (-43%).

Худшие результаты показала компания Dish Network. В 2022 году акции телекорпорации упали на 57%, а в этом — ещё на 54%. Причинами краха считают снижение операционной рентабельности, кибератаки, высокую долговую нагрузку и усиление конкуренции.

В условиях кризиса и намечающейся рецессии хорошие результаты показывает высокотехнологичный бизнес. Среди компаний, показавших максимальный рост стоимости активов в 2023 году, оказались:

  • Nvidia, 192%.
  • Meta, 134%.
  • TeslaTSLA +4.7%, 112%.
  • Advanced Micro Devices (AMD) +1.2%, 96%
  • Carnival, 93%

Таким образом, в пятёрку лидеров вошли две метавселенные, создатель инновационных электромобилей, производитель микрочипов и крупнейший оператор круизных лайнеров. Будущее — за технологиями и туристическими развлечениями.

А теперь посмотрим на прогнозы аналитиков по ключевым сегментам рынка.

  • Энергетика. Основная ставка делается на то, что экономика Китая отправится от карантина и цены на нефть восстановятся. Однако в мире всё больше говорят о новой волне Covid, которая накроет мир уже этой осенью. При этом ожидается сокращение количества сделок в нефтегазовой отрасли ввиду повышения процентных ставок и условий кредитования. Обороты будет набирать переход к возобновляемым источникам энергии.
  • Химическая промышленность. В 2022 этот сектор сильно пострадал. Нарушены цепочки поставок, повысились цены на энергоносители, снизилась покупательская способность. По прогнозам, на плаву останутся компании, использующие альтернативные источники энергии, технологии переработки, стратегии декарбонизации.
  • Потребительский сектор. По прогнозам, доходы в этом сегменте в 2023 году сократятся более чем на 21,2%. Прибыль ретейлеров снизится главным образом из-за инфляции.
  • Фармакология и здравоохранение. Ожидается, что в течение следующих лет сектор вырастет на 3%. Однако, падение спроса на вакцины и высокая инфляция, сокращающая покупки товаров личной гигиены и безрецептурных лекарств, создадут проблемы для ряда производителей.
  • Банки и финансовые институты. Замедление экономического роста и повышение процентных ставок приведут к ухудшению условий для банков, страховщиков и управляющих фондов в следующем году. Наладить ситуацию может улучшение пользовательского опыта, а также «перемещение» финансовых институтов в среду, комфортную для клиентов.

Наиболее перспективными для бизнеса и инвестиций считают технологии будущего:

  • электронная торговля, e-commerce площадки;
  • биотехнологии, изготовление киберпротезов;
  • «зелёная» энергия;
  • технологии кибербезопасности;
  • облачные технологии;
  • интернет вещей;
  • образовательные технологии;
  • электромобили и зарядные станции;
  • AR и VR-решения;
  • искусственный интеллект.
Человечество уже пережило три промышленных революции. Первая дала нам механизмы, водную и паровую энергию, вторая — массовое производство, линии сборки и электричество, третья — компьютеры и автоматизацию, а сейчас мы проживаем четвёртую революцию.
Человечество уже пережило три промышленных революции. Первая дала нам механизмы, водную и паровую энергию, вторая — массовое производство, линии сборки и электричество, третья — компьютеры и автоматизацию, а сейчас мы проживаем четвёртую революцию.

По мнению экспертов, мы стоим на пороге четвёртой промышленной революции — повсеместное внедрение киберфизических систем. Крупные транснациональные компании вкладывают огромные средства в нанотехнологии, биотехнологии, генетику, искусственный интеллект и машинное обучение, интернет вещей, 3D-печать, AR и VR технологии.

Большие игроки, которые играют «вдолгую», понимают, что инновации развиваются не в изолированном виде. Их применяют комплексно, создавая новые решения с огромными перспективами в будущем. Самый яркий пример объединения ИИ, 3D-технологий, расширенной реальности, образования, торговли и пользовательского взаимодействия нового, иммерсивного уровня — метавселенные.

Метавселенные — реальный бизнес в виртуальной среде

Мы наблюдаем новую волну популярности метавселенных. Поисковые запросы Google по запросу «как инвестировать в метавселенную» резко возросли в начале 2022 года, а затем снова в начале 2023 года.

В условиях роста глобального интереса компании признают метавселенную катализатором прогресса. По данным McKinsey, к 2030 году метавселенная может затронуть более 80% торговли и внести вклад в мировую экономику в размере 5 триллионов долларов. Согласно опросу компаний, которые уже инвестировали в метавселенную, семь из десяти респондентов считают, что «бум» метавселенных наступит в ближайшие пять лет.

Суровые времена для классического бизнеса. Что делать предпринимателям в эпоху перемен и нестабильности?

Оценка рынка метавселенной. Объём рынка в 2021 году $58,5 млрд. Рынок достигнет оценки в $1 525,7 млрд в 2030 году при CAGR 2021-2030 — 43,7%. Самый высокий темп роста, свыше 50%, ожидается в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Основные драйверы рынка: увеличение спроса на метавселенные в сфере образования и игр, а также в сфере покупки цифровых активов и криптовалют

P&S Intelligence

Согласно опросу компаний, которые уже инвестировали в метавселенную, 76% респондентов считают, что цифровое пространство — путь к прогрессу, который создаёт новый бизнес и способы взаимодействия.

Мнение инвесторов о метавселенных
Мнение инвесторов о метавселенных

В концепцию метавселенных инвестируют многие технологические гиганты, в том числе Meta (признана экстремистской организацией в России), Apple, Nvidia, Qualcomm, Microsoft, Roblox и Epic. Метавселенная развивается, поскольку на рынок выйдет всё больше компаний, предлагающих ряд новых устройств и услуг XR, растёт область применения виртуальных пространств. Метавселенные меняют и рынок труда. Например, в октябре 2021 года Meta (признана экстремистской организацией в России) объявила о планах создать в Европейском Союзе 10 000 высококвалифицированных рабочих мест в ближайшие годы для построения метавселенной.

В метавселенные инвестируют компании из IT, образовательного и финансового сегмента, маркетинговые и рекламные компании, а также участники других крупных рынков.
В метавселенные инвестируют компании из IT, образовательного и финансового сегмента, маркетинговые и рекламные компании, а также участники других крупных рынков.

Инвесторы метавселенных выбирают свои способы участия в рынке. В основном капиталисты вкладываются в три направления:

  • Компании, создающие и управляющие метавселенными, в том числе разработчики VR и AR-технологий, ПО для 3D-моделирования и технологий блокчейна.
  • Компании, использующие метавселенную для различных приложений, включая игры и развлечения, офисную работу и здравоохранение.
  • Компании с сильным присутствием бренда и/или пользовательской базой в метавселенной.

Хотя метавселенная, как и любая новая технология, несёт в себе риски, возможности этой концепции привлекательны и для предпринимателей, и для дальновидных инвесторов, стремящихся воспользоваться следующим крупным технологическим мегатрендом.

Если вы хотите узнать больше о возможностях метавселенных или создать собственный виртуальный мир, развивать бизнес по запуску AR-игр и приложений, оседлать волну зарождающегося тренда, приглашаем вас в сообщество FairyWorld. Мы создаём новую метавселенную для геймификации бизнеса, образования и маркетинга, разрабатываем игры и туристические решения в дополненной реальности, а также формируем DeFi-пространство, где каждый участник развивается и зарабатывает в рамках выбранной игровой роли.

Суровые времена для классического бизнеса. Что делать предпринимателям в эпоху перемен и нестабильности?
22
1 комментарий

отличная статья

1
Ответить