Революция, которую мы не замечаем

TikTok начал создавать и продвигать образовательные клипы в Индии. Образование в тиктоковском формате — это шаг вперед или назад?

Люди стали меньше читать книги. Но не потому что наступает всеобщее отупение, а потому что полезную информацию можно получать в более удобном виде из кучи других источников: блоги, соцсети, ютуб и телеграм-каналы.

Почему так удобнее? Полезные вещи можно и нужно излагать в коротком и понятном виде. Один хороший пост или ролик на три минуты не менее информативен, чем целая глава из книги. Наезды на клиповое мышление — это свидетельство неспособности автора объяснять коротко и доходчиво.

Новый профессионализм приобретает форму буквы Т. Что-то одно мы знаем глубоко, многое другое — широко, но мелко. Уровень постов и роликов — как раз подходит под горизонтальный формат.

Книга – это всегда погружение, во многих случаях излишнее. Мы все прекрасно знаем, что большинство бизнес-книг — это пережевывание пары полезных мыслей на 300 страниц.

Все больше нового открывается на стыке разных областей знаний. Для этого надо уметь во многом хоть-что понимать, в том числе и разговаривать с глубокими специалистами в этих областях на их языке. Изменения в окружающем мире ускоряются настолько, что мы не знаем, какие новые знания нам придется отращивать и углублять в недалеком будущем. Поэтому надо иметь какую-то стартовую базу во многом.

Кусочная передача информации не мешает, а помогает учиться. Ответственность за выстраивание целостной картины мира все равно лежит на ученике – льем ли мы информацию единым потоком внутри книги и курса или передаем отдельными пакетами в постах и роликах. Наш любимый интернет основан на асинхронной передаче отдельных пакетов данных, которые принимающая сторона собирает в то, что вы видите прямо сейчас на экране.

Повторение — мать учения. Чтобы понять что-то – надо увидеть или услышать это в разном виде и разными словами несколько раз. Разные посты и ролики разных авторов, ощупывающие одного слона с разных сторон, как нельзя лучше для этого подходят.

Чтобы что-то запомнить — надо сначала это забыть. Начать пользоваться каким-то знанием на бессознательном уровне мы можем, только хорошенько смазав салом механизмы вытаскивания этих знаний из долговременной памяти. Значит, эти знания надо сначала сбросить из памяти оперативной — то есть забыть. Три дня интенсивной загрузки конспектов в оперативную память позволяло нам сдавать экзамены, но много ли мы из этого помнили спустя пару недель? Периодическое появления новых постов и роликов на одну тему позволяет нам периодически забывать и вспоминать — то есть реально учиться.

Кусочность и асинхронность — необходимые факторы перманентного обучения. Мы не можем провести всю жизнь в аудиториях и онлайн-классах, осваивая и усваивая новые знания. Работать когда?

Однако мы умеем в любой свободный момент утыкаться в свой телефон, некоторые из нас — в поисках очередного кусочка знания. Может быть, это и есть life-long learning здорового человека?

Мы давно гадаем, какие же принципиальные изменения онлайн принес в образование? Да, массовые онлайн-курсы. Да, доступность. Но мы просто взяли старую систему учебных курсов, взяли тех же лекторов, ту же доску, пусть и электронную, и поставили перед ними видеокамеру с записью и трансляцией онлайн. Мы изменили форму, а не внесли качественные изменения в процесс.

Фундаментальное и глубокое образование никуда не денется — оно было, есть и будет. Но новое массовое образование — это не старая форма фундаментального образования, но доступная для всех. Возможно, что революция в массовом онлайн-образовании уже происходит. Но она происходит не внутри образования, а вне него. И поэтому мы ее не замечаем.

Больше публикаций на тему бизнеса и инвестиций можно найти в Telegram-канале «Тёмная сторона» и блоге в Instagram.

11
4 комментария

Образование, угу...

1
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Смотрим определение: Образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, функций, опыта деятельности и компетенций.

На этом дискуссию можно сворачивать.

Ответить

Как мне кажется, короткие ролики можно использовать только чисто для расширения кругозора (короткие видео про акул, например, я так смотрю). 

Ответить