ЦБ РФ предлагает сделать обязательным общение коллекторов с должниками в досудебном порядке: ✔

Центральный банк России предложил ввести обязательное досудебное общение коллекторов с должниками. По данным Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей (ФССП), почти четверть профессиональных коллекторов вообще не общаются со своими клиентами.

• Выступая на заседании Национальной ассоциации профессиональных коллекторов (НАПКА), Алексей Чирков, начальник Управления надзора за защитой прав потребителей и обеспечением доступности финансовых услуг Центрального банка РФ (ЦБ РФ), заявил, что ЦБ РФ намерен сделать обязательной процедуру досудебного общения коллекторов с должниками.

• Он отметил, что в некоторых случаях кредиторы не проводят глубокого обследования условий жизни своих клиентов, а автоматически получают заверенную копию исполнительного листа у нотариуса или обращаются в суд за исполнительным листом при возникновении задолженности.

"Учитывая проблемы, которые все понимают, представляется возможным сделать досудебный порядок обязательным по искам о взыскании потребительских кредитов и безнадежных кредитных долгов. Идея заключается в том, что кредитору лучше сотрудничать с должником в досудебном порядке, прежде чем обращаться в суд или получать исполнительный лист", - сказал г-н Чирков. Он подчеркнул, что ЦБ не намерен "заставлять кредиторов договариваться с должником" и не собирается детально прописывать процедуру обязательного досудебного обмена.

В то же время у ЦБ есть как минимум два варианта, как добиться этого на практике.

• Уведомление о задолженности. В качестве примера Чирков говорит: "Если должник доступен и имеет сведения о доходах, то можно рассмотреть вариант реструктуризации долга, т.е. некоего досудебного взаимодействия должника и кредитора".

• В настоящее время Закон о возврате долгов не требует досудебного взаимодействия между кредиторами и должниками. Клиенты просто уведомляются о том, что их долг будет передан коллекторскому агентству в рамках агентской системы или переуступки долга.

Чего же ждут банки и коллекторские агентства ?

Предложение Центробанка "будет стимулировать рынок", - считает заместитель управляющего ВТБ, руководитель департамента финансовых расчетов Евгений Новиков. В.П. Новиков подчеркнул, что кредитные организации уже применяют эту практику, причем основной досудебной рекомендацией заемщикам является реструктуризация долга.

Впоследствии более 80% клиентов избавляются от своих долгов и продолжают обслуживаться в банках", - сказал Новиков.

Роман Быков, руководитель направления удаленного взыскания компании ID Collect (входит в группу IDF Eurasia), предоставляющей услуги по взысканию просроченной задолженности, говорит, что в основных коллекторских агентствах большинство приобретенных портфелей проходит обязательный этап досудебного взыскания. По его словам, этот этап длится два-три месяца.

'Наиболее эффективным досудебным взысканием остается телефонный звонок. Живой диалог с клиентом дает ему больше шансов рассказать о том, как он собирается погасить долг", - отметил он.

Есть только одна причина, по которой коллекторам сложно отказаться от досудебного взыскания и сразу обратиться в суд: они не могут найти реальные контактные данные должника, - отмечает он. Банки передают старые кредитные договоры с неактуальной информацией, и единственный способ получить актуальную информацию - это подать иск в суд, обратиться в Федеральную службу судебных приставов и через приставов узнать реальный телефон должника", - заявил на заседании 17 ноября президент НАПКА Андрей Чумаков. Он отметил, что участники рынка бьются над вопросом изменения типового договора переуступки прав требования, по которому банки могут продавать долги коллекторам.

"До 80% задолженности можно было бы урегулировать на досудебной стадии, если обязать центральные банки обновлять контактные данные своих долговых портфелей перед их продажей", - сказал генеральный директор компании ЭОС Антон Дмитраков. По мнению Дмитракова, оптимальным сроком и инструментом досудебного диалога с должником является телефонный разговор продолжительностью до шести месяцев, если телефонный разговор является обязательным.

Приглашаю вас, в свой новостной Telegram канал: 🔽

2K2K показов
130130 открытий
Начать дискуссию