Зачем бизнес и менторы нужны друг другу?

Мнение экспертов и участников акселератора

Зачем бизнес и менторы нужны друг другу?

По данным ежегодного исследования «Стартап барометр» учредителями компаний все чаще становятся выходцы корпораций. Эксперты считают, что такая тенденция повышает «выживаемость» стартапов — люди со знанием рынка и опытом работы с большей вероятностью приведут бизнес к успеху. Однако, по данным того же исследования, стартапы по-прежнему развиваются на сбережения основателей, часто слабо окупаются и не масштабируются на международный рынок.

Преодолеть барьеры и скорректировать бизнес-процессы могут помочь менторы. Это эксперты в разных областях, которые знакомятся с вашим продуктом и на протяжении определенного периода времени содействуют его развитию. Иногда менторы работают безвозмездно, иногда — на платной основе.

В России культура менторства только развивается, а стартапы не всегда готовы обратиться за советом к экспертам.

Мы решили пообщаться с участниками акселератора и их наставниками, чтобы узнать: нужны ли бизнес и менторы друг другу? Стоит ли игра свеч?

Зачем бизнес и менторы нужны друг другу?

Ответственный за инновации и партнерские соглашения в 500 Startups

В 2012 году я продал свой проект GoodGuide и с тех пор так или иначе помогаю стартапам. В частности, я был и остаюсь бизнес-ангелом, работаю ментором и помогаю предпринимателям выйти на «нужных» людей. Не преследую за этим финансовые выгоды — все на добровольной основе, просто потому что могу. Мне кажется, если ты достаточно компетентен и успешен, то потратить время на помощь другому — не так уж и сложно. Например, мой некоммерческий проект West to West помогает португальским стартапам инкорпорироваться на американский рынок. Вместе с квалифицированными менторами мы рассказываем об особенностях бизнес-культуры США, даем советы по юридическому оформлению компаний и прочее. Думаю, это хороший толчок для предпринимателей, а для нас — приумножение опыта и знаний о разных передовых идеях.

В целом, быть ментором — значит постоянно учиться новому. Недавно от лица 500 Startups я должен был меньше, чем за месяц, проработать торговое предложение для The World Bank в Кении. Это совершенно иной рынок, другой менталитет. Потребовалось нанять 11 человек, чтобы успеть изучить все в срок и подготовить презентацию. И так постоянно. Быть ментором — это много отдавать, а взамен получать широкую экспертизу, полезные знакомства и много положительных эмоций от успеха окружающих людей.

Зачем бизнес и менторы нужны друг другу?

Ментор из 500 Startups и основатель Travelicious

Для меня менторство — это не столько работа со стартапами, сколько с людьми. Мне нравится видеть чужие победы, помогать молодым, амбициозным командам достичь успеха. Конечно, это требует много временных и эмоциональных ресурсов, но знаете, как говорят: «Если работа выжимает из вас все соки, вы занимаетесь чем-то не тем». Люди дарят мне заряд энергии, а я рад делиться с ними знаниями и позитивом.

С другой, стороны ментор — это не Будда, не альтруист. Невозможно работать 40 часов в неделю только ради эмоций. К тому же, иногда менторы консультируют предпринимателей за бесплатно. Поэтому я использую наработанный за менторство опыт при развитии своего стартапа. Так, за пару недель я создал MVP проекта Travelicious и сейчас продумываю стратегию его продвижения. Атмосфера акселератора мотивирует и иногда команды неосознанно наталкивают на классные идеи.

Зачем бизнес и менторы нужны друг другу?

Основатель Malivar

На мой взгляд, есть три причины обращаться к менторам.

Во-первых, взгляд извне. Когда создаешь свой проект, у тебя взгляд зашорен на многие вещи, размыт фокус. Например, мы никак не могли определиться с приоритетным способом монетизации. Периодически брались за непрофильные заказы, которые отвлекали от основной работы. Так было, пока Ден Вонг не сказал нам: «Ребята, вы — virtual entertainment company. Ваш продукт — контент, а не разовое решение проблемы клиента». Мы и раньше это знали, но сложно ударить себе по рукам и отказаться от предложения, даже если оно отводит фокус от нашего продукта.

Во-вторых, знакомство с нужными людьми. Менторы, как правило, поддерживают контакт с представителями компаний разных профилей. Например, Тимур Даудпота пообещал связать нас с product-manager Snapchat. Для нас это — потенциальная возможность экзита или заключения сотрудничества.

Наконец, моральная поддержка. Предприниматель — это человек, который двигается в условиях высокой неопределенности. Однажды я пришел на неформальную встречу стартаперов и несколько часов слушал жалобы коллег. Видно, что у людей наболело, а поделиться не с кем. В России, если скажешь, что начинаешь свой бизнес, тебя не похвалят, а завалят ехидными замечаниями: «Ещё один! Лучше бы делом занялся!» А вот ментор, наоборот, выслушает, поддержит и даст совет. Эдакий бизнес-психолог.

А вообще я считаю, что менторы нужны тогда, когда ты сам уже многое перепробовал, когда набил шишки и достиг каких-то результатов. Тогда общение будет конструктивным и ты найдёшь баланс между мнением эксперта и своим.

Зачем бизнес и менторы нужны друг другу?

Евгений Ицаков

Со-основатель и финансовый директор NAÏVE Software

Мне кажется, ментор — это, в первую очередь, проводник. Когда живешь в парадигме своего проекта, ты чего-то не замечаешь и априори с симпатией относишься к продукту. Ментор же тебя встряхнет и укажет на пробелы. Благодаря высокой экспертизе покажет новые решения, новые ходы для ведения бизнеса. Могу от лица команды сказать, что за время акселератора, мы получили много полезных инсайтов. Например, Стеффани Болдрини помогла составить письмо для потенциальных клиентов, которое при рассылке дало 30% конверсию — значительно выше, чем было до этого. Подробнее о советах от Стеффани можно почитать в статье одного из участников акселератора.

С другой стороны, важно помнить: ментор — тоже человек. Он может ошибаться, может не знать специфику вашего рынка или не понимать до конца продукт. Поэтому все советы нужно прогонять через себя, анализировать. Мы стараемся просить максимум рекомендаций от менторов, а потом критически осмысливаем сказанное. Думаю, без этого мы могли бы сменить фокус и уйти не в ту степь.

44
Начать дискуссию