О продажах простыми словами: что стоит знать стартапу
На прошлой неделе в акселераторе Сбербанка и 500 Startups прошли лекции о том, как общаться с клиентами на начальных этапах. Выступали Стеффани Болдрини, основатель e-commerce компании Ecobold, и Крис Деноя, ответственный за выручку в Patch и консультант в сферах Saas, внутренних и B2B-продаж.
Всем, привет! Это второй пост нашего экспериментального блога. Здесь будет больше материала с самих лекций, надеюсь они будут полезны.
Контакт с аудиторией
Первое, на что обратил внимание — подача. Оба ментора приехали издалека: Стеффани — из Бразилии, Крис — из Америки. Сразу видна разница между их подачей материала и тем, как выступаю сам.
Во-первых, интересное начало. Например, Крис после приветствия сказал: «Привычная всем воронка продаж уже не актуальна.» То есть первые секунды выступления и сразу инсайт!
Во-вторых, живое общение с аудиторией. Каждый мог задать вопрос в любой момент презентации и получить ответ. До этого я всегда оставлял блок Q&A на конец встречи или выступления.
Наконец, максимум полезности. Каждая лекция — набор практических советов, которые легко протестировать уже сейчас. Никакой “воды”.
Теперь советы от менторов.
Логика наращивания клиентов
- На начальном этапе — убедитесь, что попали в боль потенциального клиента. Поговорите с 5-10 компаниями, узнайте их проблемы и ответьте на вопрос: «Мы можем их решить?»
- Когда поняли проблему, не ищите сразу продажников. Работайте сами, корректируйте продукт и продавайте клиентам.
- После первых нескольких сделок, наймите 1-3 продажников. Обучите их, убедите в ценности вашего продукта, будто они — те же инвесторы и клиенты.
“Сделка реализована на 60%, если продажник уже общается с потенциальным клиентом. В 2020 году это число возрастёт до 85%.”
Как найти клиентов
- Попробуйте технику «Снежный ком». Посмотрите на 5-10 клиентов, с которыми недавно общались. Кого они могут знать из вашей потенциальной аудитории? Кому может быть интересен продукт?
- Вспомните, с кем раньше работали: попросите порекомендовать вас другим.
- Откройте Linkedin (заблокирован в России) или Facebook: поиск по названию, отрасли, местоположению, размеру компании.
- Посетите конференции, небольшие и масштабные мероприятия.
- Пишите больше информации в блоге на сайте или в социальных сетях: у веб-сайтов с 400 постами в 6 раз больше потенциальных клиентов, чем если постов 51-100.
- Организуйте вебинары совместно с кем-то, у кого есть аудитория.
Холодные письма клиенту
- Узнайте больше о человеке, которому планируете писать: что ему нравится, что для него важно. Почитайте его блог, поищите с ним интервью.
- Будьте кратки и лаконичны: будьте проще (KIS — «keep it simple») — электронные письма часто читают c телефона.
- Пошутите.
- Попросите уделить вам конкретное время: например, 15 минут.
- Не отвечает — напоминайте о себе! В среднем, достаточно написать еще 3-5 раз.
Вы договорились о созвоне — как вести диалог
Вступление — 30 секунд
- Поприветствуйте;
- Поблагодарите за уделенное время;
- Обозначьте длительность разговора;
- Назовите цель созвона;
- Уточните, все ли корректно.
Далее
- Узнайте боль клиента. Сначала — закрытые вопросы: «Сколько времени уходит на …?» Это создаст контекст беседы. Затем расширяйте вопросы: «Для чего вы используете …?», «С чем возникают проблемы в …?»
- Расскажите о продукте с учетом боли клиента. Опишите возможный результат. Обычно он выражается: в росте прибыли, в уменьшении трат на что-то или в эмоциональном удовлетворении. Возможны три варианта одновременно. Пример: «За два месяца вы увеличите прибыль в 1,5 раза, снизив при этом издержки на … Больше не придется переживать из-за дефицита кадров...»
- Спросите: «Есть ли что-то, что вы еще хотите обсудить?». Никогда не спрашивайте: «Есть вопросы?» — обычно клиенты отвечают отрицательно.
- Договоритесь о встрече, новом созвоне.
Если клиент не делится болью, а сразу просит озвучить продуктовое предложение, я отвечаю: «Прописывать лечение до утверждения диагноза — плохая практика.»
От покупателя к лояльному клиенту
Воронка продаж изменилась и теперь напоминает мужскую бабочку: левая сторона — привычный путь от знакомства к сделке, а справа — путь от сделки к долгосрочному сотрудничеству.
- Сначала узнаете проблемы клиента.
- Рассказываете о продукте как о решении проблемы. (Убедить получится примерно 30%-40%.)
- Заключаете сделку/ продаете.
- Затем идет период адаптации (onboarding process). Вы встраиваете продукт в систему, клиент привыкает к новому сервису.
- Затем у продукта выходит обновление с полезными фичами — снова идете к клиенту и рекламируете новые функции (impact).
- Снова подписываете контракт.
По такой схеме разовый покупатель постепенно становится постоянным клиентом и увеличивает полезность для бизнеса на 72%-93%.
И напоследок: если клиент просит снизить цену
- Скажите, что тогда придется убрать несколько функций.
- Скажите, что ваш финансовый директор позволил увеличить скидку, если договор подпишут к дате Х.
- Скажите, что скидка возможна, если клиент купит Х количество дополнительных опций/функций.
- Скажите, что можете дать эту скидку, если клиент подпишет трехлетнее соглашение (с оплатой авансом).
- В конце концов, уходите. Если продукт заинтересовал, к вам вернутся.
Вы можете уже завтра уволить восемь менеджеров, а продажи и лояльность клиентов от этого только вырастут. При этом вы еще 2,8 млн руб/год на ФОТ (фонд оплаты труда) сэкономите. Как это возможно? Сейчас расскажу.
Здравствуйте Уважаемые трейдеры! Александр Борских подготовил для Вас свежую информацию.
Очередные сезонные тенденции на Среду 05 Марта 2025 по основным мажорам финансовых рынков.
Весь перечень анализируемых активов указан ниже в общем количестве 61 инструмента. Здесь Вы найдете активы рынка Форекс, популярные активы Московской биржи, не менее популя…
С 1 марта 2025 года продавать энергетики несовершеннолетним запрещено по всей России.
А быстрее всех «умерла» GPT-4o.
В строительной компании без CRM – как на стройке без плана: заявки теряются, менеджеры забывают перезвонить, а договора хранятся в почте, WhatsApp и голове бухгалтера. Приходит момент, когда все говорят: «Нужна CRM!» Но какую выбрать – amoCRM или Bitrix24? Разбираемся!