Я заметил на vc.ru много статей про программы лояльности. И, на мой взгляд, тема раскрывается очень однобоко: программа лояльности позиционируется как решение всех бед. Данная статья - попытка разобраться так ли все хорошо.
Глядя на то, что все больше и больше появляется сервисов, которые предлагают маленьким бизнесам подключить программу лояльности, кажется, что такой нездоровый оптимизм вокруг этой темы не случаен.
Для кофейни, которая не входит в сеть, программа лояльности не нужна. Имеет значение только качество кофе и умение бариста работать.
Программа лояльности не поможет увеличить средний чек (там его особо нечем увеличивать). Бороться с оттоком тоже не получится. И переключать на другие точки сети при смене, например, места работы, тоже (этих точек просто нет).
По первым пунктам я (с клиентской стороны) с вами абсолютно согласен. И вообще кажется, что именно это определяет покупают люди кофе или нет.
На счет среднего чека и оттока пока затрудняюсь ответить.
При использовании бальной программы лояльности, маркетинговый бюджет будет составлять 2-5% от оборота.
Программа лояльность позволяет увеличить количество повторных покупок.
Самый примитивный пример: при наличии двух кофеен, при прочих равных (кончено каждый утверждает что у него самый лучший кофе, самый опытный бариста и все самое самое), у одной есть программа лояльности, у другой нет. Покупать чаще будут там где есть лояльность.
Программа лояльности вполне может увеличить количество повторных покупок. Но так же может и не увеличить, а быть убытком.
Насчет примера про выбор при прочих равных - в теории да, такое может быть. Но на практике оказывается, что программа лояльности есть у очень многих кофеен, то есть это не является каким-либо серьезным преимуществом (я говорю сейчас только о скидках).
Но при этом же качество кофе почти везде оставляет желать лучшего.
И, на мой взгляд, качественный сервис (вкусный кофе) дает намного больше с точки зрения retention, нежели скидка на плохой/средний продукт.
То есть весь бюджет на ПЛ в рамках 1 кофейни - 7-8К рублей. Это потолок. Брал упомянутые 800 заказов и средний чек 200 рублей. Что именно из ПО вы можете посоветовать на эти деньги из софта, сколько можно потратить на сообщения и сколько заплатить дополнительно маркетологу (видимо, на фрилансе)
Не платить бариста за эспрессо, - его отлично делает эспрессо-автомат. И столь нежеланный эспрессо превращается в высокомаржинальный. Если у соседних кофеен аналогичная математика, - выставить на эспрессо из автомата ценник по низу рынка (маржа позволяет) и тем самым начать перетягивать людской поток на себя.
Здесь я с вами не соглашусь. Неплохой эспрессо сделать намного сложнее, чем неплохой капучино или раф, например.
Вкус эспрессо зависит от очень многих факторов:
- зерно и способ его обработки
- способ обжарки
- помол
- время контакта с водой
- отношение массы входы к массе выхода.
Ошибка на каждом этапе - и эспрессо получается плохим (либо горьким, либо кислым, либо с ужасным послевкусием). В молочных напитках есть молоко и сиропы, которые сглаживают некоторые ошибки.
Другое дело, что в основном люди один раз пробуют плохой эспрессо и привыкают к тому, что его вкус очень похож на эспрессо из автомата.
Хотя как ход - возможно. В очень многих кофейнях эспрессо по вкусу не отличается от автоматного :)