Краудфандинг в кино: личный опыт

С чего все началось?

Моя главная любовь в жизни – кино. В 2018 году я попала в кайтшколу “Кайтбас” в поселке Межводное, недалеко от Евпатории (Крым). Влюбилась в кайтсерфинг и поняла, что хочу про него снимать фильм. Об этом я думала всю зиму. И весной появилась идея экспериментального фильма на стыке документалистики и художественного кино. В проекте нет актеров. Это кино про реальных людей, и поэтому оно во многом документальное. Почти сразу я договорилась с главной героиней и поняла, что фильму быть.

​Героиня фильма - Валентина Новикова Александр Волков
​Героиня фильма - Валентина Новикова Александр Волков

Кино называется “Между морем и небом”, потому что именно там располагается кайтсерфинг. Да и жизнь на споте происходит точно также: между морем и небом.

Первый трейлер фильма "Между морем и небом"

Про деньги

Все участники проекта отказались от своих гонораров. Для качественной съемки фильма было необходимо 365 тыс. рублей. Эту сумму я решила собирать с помощью краудфандинговой кампании.

Как выбрать платформу

Сейчас существует несколько площадок для привлечения средств на бизнес и стартапы. Но если мы говорим про творческие проекты, то для них в России работает две платформы: Вoomstarter и Planeta.

Отличаются они условиями работы, которые постоянно меняются, но всегда остаются различия. К моменту нашего запуска у них была разные длина кампании по сбору средств и минимальные пакеты.

Нам больше подходил сайтВoomstarter (2 месяца, 5000 рублей на запуск проекта и процент на вывод средств 4%) :

Надо заметить, все утверждают, что на Planeta лучше работает статистика и есть другие показатели проекта для автора, которых на бумстартере нет. Подтвердить не могу. Но на Вoomstarter все было достаточно понятно, так что даже я разобралась. Рассылка на обеих площадках платная.

Как правильно рассчитать сумму для сбора

Исходя из этого самого процента на вывод средств с платформы, нужно рассчитать сумму сбора правильно. Так если на проект необходимо 100 000 рублей, то авторы частенько запускают кампанию на эту сумму. Не учитывая, что с этих денег будет необходимо заплатить налог (физическое лицо - 13%, ИП и ООО - в зависимости от системы налогообложения). Я оформляла проект через свое ИП и платила 6% налога.

В нашем примере 6% от 100 000 - это 6000. Добавьте к ним еще процент вывода средств - 4000. И вместо 100 000, вы уже получаете 90 000. И по этой причине в итоге авторам не хватает средств на проект, если они не задумались об этом заранее. Поэтому не забудьте посчитать эти суммы сразу и запускать кампанию уже не на 100 000, а на 110 000 рублей.

Как подготовить проект

Чтобы запустить краудфандинговую кампанию нужно:

1. Подготовить понятное описание проекта, из которого будет понятно: о чем проект, зачем он нужен и какого результата хочет добиться автор.

2. Подготовить фото для обложки проекта. Особых требований нет, большое разрешение не потребяется.

3. Не обязательно, но лучше записать видеообращение автора. к личному обращению больше доверия, и эмпатии оно вызывает больше. А это важные параметры для краудфандинга.

4. Придумать акции (спонсоры проекта вкладывают в него деньги не просто так, а получают призы) - на разный кошелек и желательно с завлекательными подарками, которые захочется купить.

Я не хотела делать акции для больших взносов, потому что мне казалось, сейчас не тот период жизни у среднестатистического жителя России, чтобы у него было много свободных денег. Рассчитывала на маленькие взносы от представителей из мира кайтсерфинга, моих знакомых и просто людей, которые захотят поддержать проект. Ведь что такое 300 рублей? В Москве это чашка капучино в кофейне. Но меня уговорил менеджер проекта, за что ей огромное спасибо. Так как по итогам сбора: самые популярные взносы - 1000 и 5000 рублей. И всего три взноса по 300 и 500 рублей. Поэтому не ограничивайте выбор потенциальных спонсоров.

5. Расписать бюджет проекта по пунктам и на что конкретно будут потрачены деньги.

После этого нужно залить проект на площадку и ждать модерацию. Обычно она длится не больше 7 дней.

Как вести проект: личный опыт

Надо честно признаться, что для меня это первый опыт подобного сбора средств. Я слышала много разочарованных выводов от людей, у которых не получилось. И заранее не очень верила в краудфандинг. Наверное, поэтому первую часть кампании я по факту ничего не делала. Не повторяйте мой опыт. Это пример того, как делать не надо.

Когда говорят: надо рассказывать про сбор средств, имеют в виду буквально: рассказывать. Не парочке близких друзей, а всем вокруг и постоянно. И делать посты в социальных сетях с периодичностью в несколько дней правда надо. Рассказывать про вознаграждения, объяснять, как это важно для вас лично, напоминать, что сбор средств скоро подойдет к концу и вот это все. Нужно обращаться к знакомым людям лично, в сообщениях и при встречах. И не отказываться ни от какой помощи.

Обращение героини

Когда мне все это объяснили до запуска, я подумала: общаться и объяснять я умею, всю жизнь это делаю. И мне сначала казалось, что я все это делаю, но почему-то результат не очень. Но потом выяснилось, что мне так только кажется. Если честно, то я, как и многие, не умею просить. И говорить про деньги тоже не очень умею. Вылезло множество страхов и барьеров, я постоянно откладывала какие-то вещи, все планировала, собиралась и готовилась. И не делала, потому что на самом деле мне было трудно просить.

Новость о запуске краудфандинга я конечно написала, а потом молчала почти неделю. Что помогло все изменить? Помогло то, что несколько знакомых поддержали меня, и сами сделали репосты у себя в социальных сетях с искренними и вдохновляющими подписями от себя. Сначала я использовала эти тексты, потом благодаря им появились первые взносы, и я стала писать уже про них. А потом придумалось еще много других тем и действий, но это не значит, что дальше все шло гладко. Просто самый трудный первый шаг обычно. Когда я написала нескольким знакомым личные сообщения, в тот же вечер было сделано три взноса в общей сумме на 5000 рублей. И я продолжила писать.

Ожидания/реальность

Сбор средств идет медленно и, оказывается, довольно часто краудфандинг продлевают по этой причине. Платформа предлагает это сделать в случае необходимости бесплатно.

Несмотря на мои ожидания у нас почти нет взносов от кайтсерферов. От людей, которые как мне казалось заинтересованы, чтобы про них сняли кино. Основная часть взносов - это поддержка моих друзей и знакомых, а также друзей нашей героини, которые просто хотели поддержать именно нас. В общем, они скорее не про кино, а про нас. Как мне потом объяснили сотрудники платформы на кино сейчас деньги плохо собираются. Хотя есть несколько взносов от неизвестных нам людей. Есть и анонимные взносы, про которые мы ничего не знаем. Это может быть кто угодно.

Есть люди, которым бессмысленно объяснять, зачем нужно твое кино и почему это важно для тебя. Они в принципе не хотят давать денег, но не будут признаваться в этом. А начнут агрессивно убеждать, что есть более серьезные проблемы в мире, например, здоровье детей, и что ты занимаешься фигней. Я поняла, что на них не стоит тратить время и силы. Получаешь только разочарование и мысли о том, что наверное и правда надо прекратить бессмысленное занятие, когда столько важного вокруг.

Нужно приготовиться к игнору даже от друзей. И будет много знакомых, которые сначала сами напишут или позвонят и что-то предложат, а потом пропадут. Потому что не получилось, стало лень, они забыли или что-то еще. И поэтому они предпочтут просто пропасть. Перестанут выходить на связь даже по другим делам и договоренностям. Сначала это выбило меня из колеи. Но потом я поняла, люди не делятся на плохих и хороших, они просто такие, какие есть. Поэтому надо быть готовым к таким вещам. И еще надо быть готовым, что списки знакомых и друзей в социальных сетях сильно поредеют, а вы узнаете много нового о себе и них.

После сообщений о краудфанинге в моих социальных сетях у меня почти появился партнер и со-продюсер, который потратил много моего времени, а потом передумал участвовать. Такое бывает, и к этому тоже надо быть готовым.

Итог

Мы не собрали всю сумму, хотя и продлевали кампанию на месяц. И все же по правилам она признана успешной, так как собрано больше половины суммы. А мы с командой придумали, как удешевить производство, нашли одного классного партнера. И проект все-таки состоялся.

22
7 комментариев

Комментарий недоступен

Ответить

Опыта положительного даже больше, чем один полный метр.
И в нашем случае проект успешен, больше половины собрано. Фильм снят. Так что все не так плохо)

1
Ответить

"Есть люди, которым бессмысленно объяснять, зачем нужно твое кино и почему это важно для тебя...надо быть готовым, что списки знакомых и друзей в социальных сетях сильно поредеют, а вы узнаете много нового о себе и них." - Сарик Андреасян - платиновые цитаты.

Ответить

Анна, поздравляю с успешным проектом и отличным опытом краудфандинга! Но должна заметить, что на Planeta.ru рассылка абсолютно бесплатная — только попадают туда, конечно, не все проекты из-за того, что их много. Но у хорошо оформленных кампаний, авторы которых активно занимаются своими проектами, большие шансы на включение в рассылки.

Ответить

Я это прочитала в описании на самом портале. Возможно возникло недопонимание

Ответить