Как бизнес работает с экологической повесткой в России

Рассказываем о рынке и разбираемся на примере sustainable-бренда.

Покупатели предпочитают ответственные и устойчивые бренды — это подтверждают исследования и российских, и зарубежных потребителей. В нашей стране запускаются экологические национальные проекты, а государство призывает к ответственности владельцев бизнеса, причиняющего вред окружающей среде. Компании не могут оставаться в стороне от этих изменений. Рассказываем, как бизнес взаимодействует с экоповесткой в России.

Улучшать технологии и производство

Крупные промышленные корпорации докладывают о сокращении объёма выбросов и отходов и тратят на это значительные суммы. В 2020 году «Северсталь» потратила на природоохранные проекты 5,6 млрд рублей, «Газпром» в 2019-м — 53,22 млрд, а «Русал» — более 1 млрд долларов за последние 10 лет.

Модернизация была проведена и на столичных промышленных предприятиях — «Газпромнефть-МНПЗ», «Мосэнего», «МОЭК». Например, обновление инфраструктуры на московском нефтеперерабатывающем заводе позволило за 6 лет сократить выбросы в атмосферу на 55,6%.

Десять лет назад Москва взяла курс на устойчивое экологическое развитие. За это время мы в полтора раза уменьшили загрязнение воздуха, улучшилось качество воды и почвы. Постепенно внедряется раздельный сбор отходов — в том числе это заслуга бизнеса и общественных организаций.

Антон Кульбачевский, руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы

Затраты на экологию не ограничиваются улучшением производственных процессов — бизнес поддерживает благотворительные проекты и акции, вкладывает деньги в обучение сотрудников и в устойчивое развитие. Например, в 2020 году X5 Group присоединилась к Глобальному договору ООН и выработала стратегию, состоящую из четырёх целей, одна из которых — содействие ответственному потреблению и использованию ресурсов.

Поддерживать экологические проекты

Бизнес может делать взаимовыгодные коллаборации с фондами и движениями. Например, петербургский бренд одежды URBANTIGER выпустил вместе с WWF лимитированную коллекцию одежды в поддержку амурского тигра, Delivery Club запустил «Дикий ресторан», в котором пользователь мог купить еду для исчезающих животных, а Lamoda во время пандемии предложила фондам льготные условия для продажи мерча и поделилась экспертным опытом в онлайн-продажах.

Бизнес также может поддерживать экологические инициативы вместе с сотрудниками. Например, организуя в офисах фандрайзинг, подключая коллектив к интеллектуальному волонтёрству или оказывая бесплатные услуги благотворительным фондам — такая помощь называется pro bono. Есть решения ещё проще: подарки на корпоративный праздник можно заменить товарами из благотворительных магазинов, а хорошим корпоративом может стать совместная волонтёрская акция.

Корпоративная социальная ответственность делает компанию более привлекательной и для потенциального сотрудника. Набирает популярность концепция «зелёного» офиса — пространства, в котором минимизируется вред для экологии и человека. «ВЭБ.РФ» заявляет о зелёной закупочной политике и сокращении объёма потребляемых ресурсов — например, бумаги, воды, электроэнергии. Digital-агентство Nimax отказалось в офисе от батареек в пользу аккумуляторов, озеленило пространство и организовало раздельный сбор отходов.

Строить экологичный бизнес

Крупные компании и малый бизнес поддерживают экологические инициативы деньгами, временем и вниманием, но ответственное отношение к планете может стать и самостоятельным бизнесом. Вторую жизнь пластику дают, перерабатывая его для производства одежды и аксессуаров. Команда проекта SVALKA собирает старые вещи, сортирует их, отправляя часть на продажу, часть на благотворительность, а часть на переработку. «Чумодан» — ещё один проект, который помогает вещам найти новых хозяев.

Всё чаще запускаются проекты, для которых забота об окружающей среде — приоритетная задача. Sustainable-бренды решают эту задачу разными способами: выстраивают этичное производство, минимизируют отходы, декларируют ответственный подход в своих ценностях.

Одна из таких компаний — петербургский бренд одежды NNedre, который только в этом году сдал на переработку 800 кг текстильных отходов. Мы поговорили с его основательницей.

Нелли Недре
основатель и дизайнер бренда NNedre

Сделать бренд экологичным и устойчивым не было моей целью, это случилось само собой: мои родители — экологи, а я три года работала в бренде масс-маркета и ездила на фабрики в Китае. Десять лет назад это было страшно: фабрики, которые предлагают заказать 1000 единиц товара вместо 500 по той же цене, дети, которые на этих фабриках работают. Это сильно на меня повлияло.

Поэтому первый принцип моего бренда — правильное отношение к людям. Человек за швейной машинкой — не конвейер и не инструмент. Это профессионал, который должен идти на свою работу с любовью. Например, я не понимаю, почему в пандемию многие бренды сохраняли на удалёнке менеджеров и дизайнеров, но пачками увольняли швей. Так к нашей команде присоединились люди, которые работали на других производствах по двадцать лет.

Когда производство стало расти, мы начали замечать, что остатков тканей и других материалов становится всё больше. Мы познакомились с основательницей проекта Noplasticitsfantastic Олесей Бесперстовой. Она рассказала, как наладить раздельный сбор отходов в магазине и на производстве, и показала, как ещё использовать остатки, которые остаются в процессе производства. Благодаря её советам у нас появилась детская линейка, которую мы выкраивали из остатков тканей.

Делать переработку выгодной

В процессе работы мы знакомились с другими дизайнерами и художниками, которые предлагали сделать что-то вместе. Начали сотрудничать с мастерами, которые шьют одежду и игрушки, познакомились с брендом Heroes In Your Head, которые делают шапки, в том числе из остатков наших тканей. Осенью с мастером плетёных ковров планируем запускать коллекцию — тоже из части наших материалов.

Мы хотим полностью перейти на безотходное производство и нашли в этом партнёра — компанию, которая перерабатывает ткань в ватин, материал для набивки мебели. Планируем на его основе запустить свою линейку офисной мебели — например, пуфы, подушки для чилл-зон.

У нас есть менеджер по sustainable-инициативам. Она ищет перерабатываемую упаковку, договаривается с партнёрами об утилизации остатков и работает со всеми входящими запросами. Например, одна галерея заказала для выставки скульптуры, набитые нашим ватином. Участие в такой выставке поможет привлечь внимание других брендов и дизайнеров к проблеме переработки производственных излишков.

Сложности устойчивого бизнеса

Быть экологичным дорого. Почти все sustainable-бренды в Европе и Америке — премиальные, но их покупатели знают, за что они заплатят. Думаю, в России когда-нибудь тоже появится сертификация брендов, материалов и товаров. Но пока регламента о том, как быть устойчивым и экологичным брендом, нет.

Каждый второй бренд называет себя экологичным и при этом может производить, к примеру, кожаные куртки. В итоге покупатели воспринимают «экологичность» превратно.

К тому же в нашей стране принятие высоких цен массовым покупателем требует времени. Цена наших товаров обусловлена не тем, что мы хотим побольше заработать, а высокой стоимостью производства. Одна только переработка остатков требует затрат и на логистику, и на хранение, и на взаимодействие с партнёрами. А ещё в ней очень много ручной работы: рассортировать, например, ткани для переработки — большая задача. К тому же ткани из переработанных материалов стоят на 20–30% дороже обычных, и это без учёта логистики.

Мы стараемся выстраивать ценообразование максимально прозрачно: например, рассказываем в блоге, из чего формируется цена на наши вещи, приглашаем на экскурсии по производству, рассказываем о своих сотрудниках. Своим примером показываем, что так можно и так нужно.

Экологичный бизнес может быть успешным, главное — правильно сформировать процессы. Одна из наших миссий — трансляция этих идей.

Построить устойчивый бренд

В первую очередь бизнесу нужно проанализировать свои процессы: где и чем ваш бизнес наносит вред планете. Подумайте, как это можно минимизировать или оптимизировать. Существуют профильные агентства, которые дают бизнесу такие консультации. Они помогут и с анализом, и с поиском оптимальных решений.

Первые шаги могут быть простыми: сортировка мусора на производстве и минимизация отходов — например, заменить одноразовые стаканчики стеклянными, сократить использование пластика. Мы сортируем отходы в магазине, на производстве и в офисе, а сотрудники могут приносить свои сортируемые отходы в дни, когда мы передаём их на переработку.

В конце 2020 года в Москве прошла акция «РСО: Сортируй с пользой!». В течение трёх недель по городу с остановками курсировали пять мобильных пунктов приёма разделенных отходов — бумаги, пластика, стекла, тетрапака и металла.

Участие в акции приняли 70 тысяч человек, всего удалось собрать 130 тонн отходов. Мероприятие прошло при поддержке Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы.

Департамент поддерживает и другие проекты, например программу «Школа утилизации: электроника». Она безвозмездно утилизирует электронные отходы частных лиц, органов власти и бюджетных учреждений и реализуется в 11 регионах страны.

0
2 комментария
Евгений Алиев

Авторам и данному бизнесу хочу напомнить о том, что экологичность это не просто модной название, а это соблюдение определенных норм и правил, про которые многие именитые бренды забывают.
Вся ваша экологическая повестка заканчивается на моменте ответственности, когда банально речь заходит о том, как вы утилизируете свои отходы, и услугами каких компаний для этого пользуетесь. Например, просто вопрос, что вы делаете с лампами, которые ваше помещению освещают, из 100 вопросов 90 ответят, то что это задача бизнес центра, в котором вы снимаете помещение. 

Бизнес к сожалению забывает, о том, что есть экологическое законодательство, которое регулирует все аспекты, начинаю с отходов, заканчивая выбросами и сбросами. 

Бизнес не хочет слышать про такие вещи как экологическая отчетность, паспортизацию отходов, экологические проекты. Когда речь заходит об этом, бизнес резко меняет свою риторику.

Бизнес хочет быть "эко" потому что это модно, а экология это в большей степени про осознанность и про порядок правильных действий. 

Ответить
Развернуть ветку
Khabib96

Максимально экологично это НЕ выпускать очередную линейку продукции...НЕ расширять и тд

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 2 комментария
null