{"id":14263,"url":"\/distributions\/14263\/click?bit=1&hash=b4dc4ce4b906960991e4705d10ce304ff5052bead202f1bda35bfb08e31596b1","title":"\u0421\u043a\u043e\u043b\u044c\u043a\u043e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0442\u044c, \u0435\u0441\u043b\u0438 \u043f\u043e\u043a\u0440\u0430\u0441\u0438\u0442\u044c \u0433\u043b\u0430\u0432\u043d\u0443\u044e \u043a\u043d\u043e\u043f\u043a\u0443 \u0432 \u0447\u0451\u0440\u043d\u044b\u0439","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"edca0fea-02f8-5eb8-ae8c-3678b2acc040"}

Откуда берут взрослые деревья для парков и улиц

А также сколько они стоят и почему выращивать их — неплохой бизнес.

В последние годы в России появляется всё больше парков, зелёных придорожных зон и придомовых композиций. Выращиванием для них растений круглогодично занимаются в питомниках — именно там делают всё, чтобы дерево получило максимальный объём питательных веществ до высадки в новом парке и не погибло за зиму.

О том, как устроен бизнес изнутри и какую прибыль он приносит, рассказал Александр Белоус, гендиректор питомника «Южный» — предприятия, которое более чем за десять лет посадило порядка 1 млн деревьев и 2 млн кустарников.

Александр Белоус
гендиректор питомника декоративных культур «Южный»

С чего началась история питомника?

Он находится в деревне Старые Кузьмёнки Московской области. Основал его в 2008 году собственник «Южного» рядом со своим загородным домом. Сперва он думал озеленить только свой участок, а в процессе заметил, что спрос на растения на российском рынке есть, а вот поставщиков мало. Тогда он и развернул садовый центр.

Открыть рассадник не так дорого, как может показаться, — ведь у большинства на участках есть теплицы. Тут главное — понимать, что дерево как живой человек: взрослеет, болеет, меняется, нуждается в заботе и внимании.

Поля у вас есть, а как решаете, чем их засадить?

Постоянно следим за рынком: что пользуется постоянным и сезонным спросом, какими сортами интересуются садоводы, сложно ли их выращивать, а также чего не хватает в российских питомниках. Сейчас «Южный» активно занимается юными деревьями, цикл «доращивания» которых занимает от четырёх до шести лет: липами, кленами, рябинами, туями. Это длинные деньги, которые, по сути, «заморожены в поле», и точно ли они окупятся — неизвестно. У нас ведь то засухи, то непрекращающиеся ливни.

Чтобы контролировать маржинальность продукции, мы заводим для каждого дерева паспорт: пишем, как мы его высаживали и ухаживали, как оно развивалось — от посадки до реализации. В процессе понимаем, что сможем выкопать и продать в следующем году, а что лучше в больших количествах не сажать, чтобы не терять деньги.

Мы знаем, что городские организации чаще всего запрашивают традиционные сорта кустарников и деревьев — это липы, березы, клёны, дёрен, кизильник, пузыреплодник. Но с частными заказчиками сложнее. Раньше мы не спешили расширять ассортимент — боялись, что экспериментальные для нас материалы (сорта деревьев) окажутся невостребованными. Но чем больше общаемся с москвичами, тем смелее действуем.

Иногда заказчики едут к нам через всю Москву, просто чтобы купить необычный сорт яблони или садовой хосты.

Какие сложности возникают в процессе выращивания?

Дать растению погибнуть очень легко: каждый сорт требует особого ухода и проходит химическую обработку от болезней и вредителей, но малейшая передозировка приводит к ожогам и даже гибели. При этом квалифицированных агрономов не хватает. Приходится учить сотрудников на местах — методом проб и ошибок, в том числе финансовых.

Да и мало вырастить растение — нужно его правильно подать, выгодно продать и суметь донести до заказчика особенности нашей работы. Они ведь часто не осознают, что в нашем деле много подводных камней. Материала может не быть на российском рынке, поскольку культура выращивания только формируется. Можно заказать саженцы из Германии и Нидерландов, но везти их из-за рубежа дольше и дороже, поэтому пытаемся пересогласовывать материалы. Получается не всегда.

Плюс погода: разве можно говорить о посадке однолетних цветов, если за окном ноябрь? Мы занимаемся высадкой до −15 °C, но не все растения сажают круглогодично. С многолетниками проще, но и тут результат мы увидим лишь по весне. Или не увидим, ведь без должного ухода растение погибнет. В городской среде его в лучшем случае польют, так что стараемся найти препараты и удобрения, которые помогут «напитать» дерево до продажи.

К слову о сезонности — чем питомник занимается зимой?

Сельское хозяйство — безотрывное производство, так что штат сотрудников зимой остаётся в полном составе. Кто-то уходит в отпуск, но в основном все при деле: распределяют бюджет, дорабатывают технологические карты на сезон, ищут новые контракты, занимаются «контейнеровкой» — решают, какой посадочный материал пойдёт в продажу весной.

Всё ли получается продать, как планировали?

С переходящими контрактами мы относительно уверены, что получится, но и это не гарантия: зимой мы заложили материал, а весной заказчик ушёл к другому исполнителю. В результате остаёмся с невостребованным сырьём и без сделки.

Иногда питомники массово выращивают один и тот же сорт для конкурсов. Но стоит инициативу отменить, как обваливаются цены.

Мы и сами порой неверно расставляем приоритеты и производим избыток. Весной материал укореняется, набирает вес, и возникают новые сложности, ведь у всех заказчиков свои требования к параметрам.

Остаётся два варианта: подготовить материал к следующему сезону или продать его осенью по минимальной цене, чтобы окупить вложенные средства. Последний для нас надёжнее, поскольку зима непредсказуемая: сегодня мороз, а завтра резкое потепление — из-за таких перепадов растение может погибнуть.

А спрос на ёлки зимой повышается?

Срезы мы не продаём, так что для нас спрос на хвойные хаотичный и от Нового года не зависит. Мы, безусловно, сажаем ели и, если нужно, украшаем их, но чаще нас просят укрыть растения на зиму — эти услуги тоже есть.

Значит, зима для «Южного» не помеха. А что насчёт пандемии?

Спрос на услуги вырос примерно на 30% в годовом исчислении — с марта 2020 года до осени 2021. Вспомните первые карантины: границы и заведения закрыли, поэтому москвичи уехали на дачи и стали обустраивать участки. Тут нам, конечно, помог интернет-магазин — его мы запустили ещё до пандемии, но тогда покупатели предпочитали приезжать в питомник самостоятельно. В 2021 году спрос поутих, поскольку россияне вновь поехали за рубеж, но он по-прежнему выше, чем два-три года назад, — примерно на 20%.

Получается, спрос на вашем рынке — показатель неоднозначный?

Верно, и управлять им практически невозможно. Внимание к питомникам возросло, но из-за этого рынок стал более нестабильным. Помимо комплексных предприятий, как наше, есть центры перепродаж, которые ничего не выращивают и часто даже не располагают материалами на момент заказа. Предложение — это хорошо, но такие игроки нередко занижают цены на 50–70%.

Демпинговать нам не хочется, поэтому пытаемся снизить себестоимость растений — ищем другие способы посадки или более дешёвые, но такие же эффективные удобрения.

Да, чем ниже цена, тем больше шансов получить заказ, но мы не собираемся обесценивать свой труд и объясняем клиенту, что просим столько, потому что сами выращиваем, ухаживаем, продаём, сажаем и дорабатываем.

Недобросовестные конкуренты вам встречались, а заказчики?

Увы, встречались, поэтому стараемся заранее обезопасить себя: нанимаем юристов, обучаем юридической грамотности рядовых сотрудников, предъявляем строгие требования к формулировкам в соглашениях и письмах. Иногда даже настаиваем на конкретных способах доставки. Такая педантичность помогает отстоять интересы в суде, если заказчик отказывается платить.

А как ищете заказчиков?

Государственными заказами занимается тендерный отдел, а городскими — департамент продаж: он готовит презентации, чтобы объяснить клиентам — государственным предприятиям, строительным и генподрядным организациям — как устроен рынок. Они ведь часто думают во время работы над проектами о дорогах, об электросетях и только потом о нас.

Чтобы привлечь частников, мы делаем рассылки, пишем статьи, развиваем соцсети. Устраиваем виртуальные квесты, предлагаем скидки и программы лояльности, приглашаем посетить наше кафе и мини-зоопарк, провести у нас свадьбу. Можем даже на воздушных шарах покатать. Но на этом мы не зарабатываем, а скорее привлекаем к себе дополнительное внимание.

Пытаемся также повысить узнаваемость бренда. В Москве, например, проходят фестивали «Сады и люди», где ландшафтные дизайнеры показывают свои проекты. Мы тоже участвуем — как поставщики. В 2018 году, например, забрали три сада-победителя к себе на территорию, чтобы гости питомника видели, какими могут быть композиции. Изначально многие дачники пытаются обустроить землю сами, а потом смотрят на участок соседа, который обратился к ландшафтнику, и видят разницу.

Значит, питомник — прибыльный бизнес и стоит усилий?

Заработать можно немало, но дело требует времени, сил, творчества и ответственности. Прежде чем открывать питомник, стоит пообщаться с опытными владельцами. Статистика по прибыли вряд ли будет показательна, потому что зависит от заказов и разнится от предприятия к предприятию. Роль играет размер полей и штата, ассортимент услуг, ценовая политика и сама бизнес-модель. Можно поставить рядом с теплицами домик и торговать из окошка, а можно превратить питомник в комплекс — с объектами досуга, асфальтированной дорогой, складскими помещениями, охраной.

Что планируете в 2022 году?

Хотим наращивать объёмы производства деревьев. К 2021 году, например, подготовили дополнительные 10 га к уже имеющимся 30 — это уже 40 тысяч деревьев. В 2022 году добавим столько же. Эти территории отводим именно под крупномеры — чтобы «доращивать» уже сформировавшиеся деревья. Кажется, что расширить территорию просто, но сперва нужно разработать целину: обработать почву, поставить забор, оформить ландшафт, выделить трудовые ресурсы.

Думаем также открыть ещё один садовый центр в отдалении от Москвы. Даже наняли специалиста, чтобы он узнал, какие в регионах есть питомники, чем они отличаются, где расположены и где кучкуются, где сколько домохозяйств и какие направления среди них востребованы — продажа, посадка или оформление.

За последние десять лет в Москве и МО «позеленели» не только пустые районы застройки, но и территории, пострадавшие от аварий и погодных катаклизмов (например, ураганов). Вместо погибших растений высаживают более устойчивые виды, выращенные в питомниках вроде «Южного».

В 2019 году при поддержке Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы был запущен проект «Наше дерево»: с ним посадить дерево в одном из парков города можно в качестве памятного подарка — в честь рождения ребёнка.

Для участия нужно подать электронную заявку на портале mos.ru, затем указать парк и породу дерева: липу, сосну дуб, яблоню, грушу, рябину, клён, иву или ель. Высаживать деревья семьям помогают специалисты Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы. За три года работы проекта в Москве высадили около 16 тысяч деревьев.

0
9 комментариев
Написать комментарий...
Denis Bystruev

Без конкретных цифр себестоимости / маржинальности получается рекламная статья.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Denis Bystruev

Мне в 2014 году предлагали засадить наши два гектара ёлками, там был конкретный бизнес план — сейчас тратишь, не помню, типа 100 тыс. ₽, через 7 лет снимаешь в 10 раз больше.

Мне тогда показалось 47% годовых нереальным. Поэтому хотелось бы конкретных цифр от людей, которые это сделали.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Velemir Hasidov

Прикольно. Всегда было интересно знать, откуда это берётся (деревья, кусты в городе)

Ответить
Развернуть ветку
Е. T.

Спасибо, интересно)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Парень

Вот не совсем для себя понимаю. Подобные компании выращивать начинают с купленного где-то саженца/сеянца или семени?

Ответить
Развернуть ветку
Wera Ferat

Интересно ознакомиться с реальным опытом ведения бизнеса. А были случаи воровства и какие принимаете меры защиты?

Ответить
Развернуть ветку
M F
Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Раскрывать всегда