{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Вся правда о том, как фаундеры сливают свои деньги. s01e01

Если вдруг этим воскресным вечером вас занесло почитать что-то легкое и полезное, велком:
- Путь предпринимателя от рабочего места в каморке до офиса класса А.
- Как не упасть в финансовую яму, как грамотно подстелить соломки?
- Почем нынче финансисты на аутсорсе и онлайн-сервисы для управленки?
Это и другое в моей новой статье-интервью.

Привет, друзья! Меня зовут Татьяна Никанорова — предприниматель, экономист, юрист, руководитель Профдело. С 2006 года помогаем малому и среднему бизнесу решать бухгалтерские и юридические вопросы, а также настраиваем управленку и строим эффективные финансовые стратегии для бизнеса.

О том, какие механизмы нужно выстроить, чтобы не упасть в финансовую яму, как грамотно подстелить соломки, почем нынче финансисты на аутсорсе и онлайн-сервисы для управленки я рассказала в интервью Тиму Секамову, основателю проекта b2btalks, где предприниматели общаются про построение B2B бизнеса, рост A-players и выход из операционки. Интервью получилось очень объемным, поэтому материал выходит в двух частях. Вторая часть тут.

Для тех, кому удобнее слушать и смотреть, видеозапись интервью на Ютубе

Часть первая

Путь предпринимателя: от студента до владельца бизнеса

Таня, спасибо тебе большое, что согласилась прийти к нам. Расскажи, пожалуйста, какой у тебя бэкграунд, с чего начинался твой карьерный путь.

Так получилось, что я закончила школу в 15 лет. В вуз поступала по свидетельству о рождении, не имея паспорта. В вуз поступала только на вечерний — я сова и очень измучилась в школе: нужно было в 7 утра проснуться, чтоб в 8.25 приехать.

И тут неожиданно пришла мама и сказала:

— Ну что, доченька, ты на вечернем? Поздравляю, значит пора тебе работать!

Тогда найти работу подростку в 15 лет было еще сложнее, чем сейчас. Мама моя была главным бухгалтером, работала на дому, брала подработки — вела небольшие фирмочки.

Мне досталась самая маленькая фирмочка и самый «вредный» клиент: платил мало, а хотел очень много. Ему всё честно рассказали, что вести его будет дочь — а ему хоть младенец-главбух, лишь бы не дороже. Так мама меня научила быть бухгалтером.

Автор статьи взбирается на какую-то башню

Потом я выучилась в вузе. На третьем курсе я уже была главным бухгалтером, работала в разных фирмах, в основном торгово-производственных. В найме я дошла до финансового директора крупной станкоторговой компании: большие обороты, внешнеэкономическая деятельность, производство, торговля.

А я всегда была деятельная, мне хотелось быть в бизнесе. Когда меня спрашивали: «Кем ты хочешь быть?», я всегда говорила: «Я хочу быть бизнесменом!»

Сказано-сделано. Попробовали с другом начать собственный бизнес. Мы обсуждали это в чате, а начальство просматривало экраны мониторов. Вызвали на ковёр: «Ну что, Татьяна, в бизнес собралась?» Я поняла, что запалили: «Ну как бы мечты там, траля-ля». В общем мечтать дальше мне пришлось за пределами компании. Расстались на дружественно-манипулятивной ноте, я бы так сказала.

Рабочее место, на котором меня спалили за обсуждением своего будущего бизнеса

Первый мой бизнес я сделала с партнером на двоих, 50 на 50. Ну, кто уже бизнесы пробовал делать, знает, как это: 50 на 50. Мне повезло, у меня был добросовестный, честный партнер. Ни он меня не кинул, ни я его. Мы через полгода разбежались, оставшись хорошими друзьями, до сих пор мы общаемся.

А вторым моим бизнесом, собственно, была компания «Профдело», которой я руковожу вот уже 17 лет. Я развиваюсь как предприниматель, как бизнесмен, как руководитель. Моя карьера – это карьера руководителя многих направлений.

Моё рабочее место в одном из офисов Профдело

Класс! Можно сказать спасибо работодателю, который просматривал тогда экраны: он толкнул тебя на этот путь. И обратной дороги уже не было.

Ты совершенно прав. Мы уже зарегистрировали юрлицо, но я никак не могла уволиться: держали стабильная зарплата и машина в кредит. Ничего не двигалось, пока я сидела на работе. А тот разговор действительно стал катализатором.

Деньги или направление бизнеса — что важнее

Хочется задать этот вопрос человеку с твоим бэкграундом. Насколько важны деньги при выборе бизнеса, ниши и сегмента? Всегда ли ты ставишь во главу угла деньги, или у людей с аналогичным бэкграундом всё-равно есть понятия типа «Эта штука для души», «Нам реально нравится этим заниматься», «Мы здесь счастливы». Нет ли такого, что весь флер предпринимательского авантюризма растворяется и остается только «деньги, деньги, деньги»?

Если говорить про меня лично и про мой бизнес — не про клиентский— то у меня «деньги, деньги, деньги» совершенно не остается.

Если говорить вообще про работников финансовых профессий: финансовые директора, финансовые менеджеры, бухгалтеры, экономисты — то эти люди обычно настолько привыкают к цифрам на бумажках, что, например, слово «миллиард» для них — это просто показатель.

К нам приходят клиенты со словами: «У меня миллиардная компания», или «У меня компания и мы вышли на оборот 500 миллионов», или «Мы сейчас быстро развиваемся, вышли на Wildberries на 200-250 миллионов, что нам делать?»

Я работаю руководителем. Я в операционке, хотя сейчас везде говорят: «Выйдите из операционки!» Я наоборот люблю операционку и в своей компании имею возможность заниматься тем, чем я хочу.

Выход из операционки — там

Мои интересы меняются. Когда-то мне было интересно заниматься бухгалтерским производством. Сейчас я это делегирую. Мне очень интересен был маркетинг и контент-маркетинг. Пусть это будет нескромно, но я скажу, что я — неплохой директор по маркетингу в сегменте B2B и B2B-услуг, в частности. Я про это очень много знаю. Я смогу выстроить маркетинг в любой компании b2b-услуг эффективнее, чем многие другие маркетологи.

10 лет назад я боялась продаж. Мне всегда казалось, что продажи — это навязывать, втюхивать — стандартное такое заблуждение. Когда я прошла все интересные «участки руководства», то поняла, куда двигаться дальше. А там были «неинтересные» области — и я пошла учиться продажам. Было очень страшно и непонятно. Но в итоге я научилась. И сейчас развиваю продажи с таким огромным удовольствием — ты себе не представляешь!

Есть ли в этом удовольствие — конечно! Деньги тоже важны. Если бы я хотела работать только для удовольствия, то я бы занялась благотворительностью. Поэтому маржинальность считаем, рентабельность считаем. Прибылью и оборотом меряемся друг с другом в нашей отрасли.

Среди клиентов тоже есть абсолютно разные люди. Есть те, кто хотят реализовывать удовольствие и интерес и делают бизнес из своей профессии. Часто такие бизнесы остаются на уровне самозанятости. Это неплохо. Почему бы и нет?

Бизнесов, которые строятся на голом расчете, намного меньше. Я не могу вспомнить ни одного успешного бизнеса, который был бы построен на только голом расчете без интереса внутри. Представь себе: какой-то абстрактный человек не любит детей, и вдруг ему приходит в голову открыть частную школу или детский сад чисто ради денег. Да он не выдержит — это же сколько нервов!

Во всех успешных бизнесах у собственника, у фаундера, у топов есть и должно быть то удовольствие, через которое они себя реализуют. На мой взгляд.

Зачем фаундеру считать деньги

Скажи, зачем считать деньги? Зачем ими управлять? Чтобы что?

Деньги дают человеку возможности. Отдыхать в интересных странах или просто отдыхать, потому что на зарплату он не мог отдыхать раньше. Деньги дают возможность обучаться в учебном заведении другого уровня. Деньги дают возможность есть качественную здоровую пищу. Заниматься активностями: спортом, хобби. Очень многие хобби достаточно дорогостоящие: горные лыжи, сноуборд, фитнес. Для этого нужны какие-то деньги.

Таня и Ирландия

Если ты деньги не считаешь — ты живешь обычно, бедно, скромно. Кому-то нормально довольствоваться малым. Я знаю таких людей. Им хорошо. И это прекрасно. Но мне лично деньги дают те возможности, которые ты не получишь просто без денег. Я люблю путешествовать.

Люблю море и яхты

Что такое «финансализация»

Вопрос: как фаундеру последовательно развивать «финансализацию» — финансовую цифровизацию своего бизнеса.

Финансализация! Пусть у нас будет этот термин.

Когда начинать? Можно было бы попробовать привязаться к обороту, но я знаю тех, у кого высокий оборот, а они вообще об этом не думают.

Если у вас большой оборот и вы еще не разорились, то начав финансализацию, вы, скорее всего, обнаружите, что могли бы зарабатывать намного больше. Условный порог — миллион в месяц. Как только выручка превышает его — я бы посоветовала задуматься о финансализации.

Беседа двух бизнесменов о финансах

Первым шагом я бы порекомендовала начать учет денег, корпоративных и личных. Неважно: онлайн-сервис, экселевская табличка, да хоть тетрадка разлинованная, если кому-то это удобно — нужно начать считать все деньги: пришло, ушло, осталось.

  • У прихода рядышком проставить: за какой продукт или услугу пришло.
  • У того, что ушло, написать: на что потратил.
  • Посчитать, что осталось.

Эта примитивная штука называется «Отчет о движении денежных средств» — ДДС. Первое, что нужно — научиться ее составлять. С этого начинается финансовая история, финансовый трек компании.

Когда приглашать финансиста

Итак, я начал трекать выручку и траты, вести ДДС. Вопрос: нужен ли мне финансист и когда его брать в команду?

Есть два типа людей, которые могут участвовать в финансах. Условно назовем их финансовый менеджер и финансовый директор.

Первый — это так называемые "руки". Он вписывает цифры в разлинованные тетрадочки или в экселечку/онлайн-сервис вместо предпринимателя.

Второй — финансовый директор или финансовый ментор — у меня есть такая услуга. Этот человек имеет богатую насмотренность, практический опыт. Он может посмотреть на то, что собрал финансовый менеджер, и дать рекомендации.

Когда приглашать финансистов? Допустим, ты уже знаком с кассовыми разрывами. Ты уже собрал свой ДДС, но не знаешь, что теперь со всем этим делать. Значит, тебе нужен тот, кто знает — консультант, финансовый ментор или финансовый директор в штате на аутсорсинге — это такой уровень.

Еще приглашать финансистов можно, когда ты понимаешь, что анализировать ДДС тебе противно или просто не хочется. Я встречала бизнесменов, которые говорят: «Я не люблю бухгалтерию». И это нормально — делегируй тому, кому норм.

Не хочешь или не можешь сам — просто покупаешь нужные тебе знания, мозги и опыт.

Возьмём ИПшника на УСН 6%. Он оперирует одним-двумя миллионами рублей оборотки в месяц — то есть должен вести свой ДДС, трекать свои деньги, задумываться о финансисте, потому что появляется работа с деньгами и бюджетированием. Верно?

Да, совершенно верно. Миллиона полтора-два — это примерно 20 миллионов в год. Обычно я говорю, что 30 миллионов в год – это точно повод настраивать финансовую службу. Будет ли финансист внутри команды, на удаленке или на аутсорсинге — вообще неважно.

Как не дать фаундеру сливать свои деньги

Предприниматель-нефинансист просит предпринимателя-финансиста пояснить за «полтора миллиона на фуршет»

Как вычислять и урезать ненужные траты в бизнесе? Вдруг я считаю, что стояние на гвоздях по пятницам за 100 тысяч рублей в месяц — это гигантский шаг к обороту в миллиард (на самом деле нет). У нас в компании появилась девушка, которая отвечает за финансы и бухгалтерию. Так и нужно?

Эмоциональные покупки ты делаешь не только лично для себя. В бизнесе они тоже бывают, и не так уж редко.

Посмотрел рекламу и возбудился: вот оно — то, что сейчас нам принесет кучу денег! Утрирую. Какой-нибудь гуру говорит: «Ты завяз в операционке, приходи на мой бесплатный вебинар, я тебе всю правду расскажу».

Ты, зная все уловки инфоцыган, приходишь на этот бесплатный дурацкий вебинар, проникаешься харизмой этого тренера — умного, грамотного, харизматичного человека и предпринимателя. Регалии у него невыдуманные, кейсы с поднятием выручки от нуля до миллиарда есть. Ты проникаешься доверием и в итоге обнаруживаешь себя занесшим ручку над одобрением счета на 600 тысяч за какой-нибудь онлайн-курс. Причем в записи.

Финансист нужен для того, чтобы не дать тебе купить курс за 600 тысяч. Есть плановые доходы, есть плановые расходы. В план не поместилось — ничего не тратим, не покупаем, собираем деньги.

В нашем примере собирается совет директоров, и обсуждает: готовы ли мы инвестировать 600 тысяч из нашей прибыли в этот онлайн-курс? Если ты выйдешь с этой идеей на совет директоров, тебя тут же в отпуск отправят — и осознание этого тебя удержит. Это один из механизмов защиты от эмоциональных трат.

Я верно понимаю, что совет директоров здесь выступает фильтром, не пропускающим неразумные расходы?

Да. Это может быть просто финансист — любой фильтр, который тебе не разрешит купить прямо сейчас. Счет твой, но «фильтр» скажет: «Не покупай сейчас, давай обсудим с тобой через неделю». А через неделю тебе становится уже не надо. А если надо — прекрасно, вы обсудили приняли решение и купили. Тогда это будет не эмоциональная покупка, а рациональная.

Слив или инвестиция — разбираемся

Представим ситуацию. Фаундер генерирует идею: собирать бизнес-завтраки с бюджетом 50 тысяч рублей четыре раза месяц. Идет к своему финансисту с заданием: «Уважаемый финансист! Пожалуйста, апрувь мне по 200 тысяч в месяц на квартал вперед на бизнес-завтраки. Нам это поможет разогнать пиар и маркетинг, привлечь новых клиентов, заработать денег». Что должен сделать финансовый менеджер, если у него не хватает компетенций, чтобы правильно проскорить эту идею? Довериться фаундеру или сказать «нет»?

Отличный пример. Давай его разберем.

Финансист не имеет права не дать деньги. Финансист – это исполнитель, которого нанял предприниматель. В общем случае деньгами распоряжаются генеральные директоры, и даже не собственники. И если генеральный директор считает, что бизнес-завтраки действительно помогут ему раскрутить какую-то услугу — значит, так и есть, идея же не этой ночью ему приснилась.

Поэтому он должен прийти к финансисту с другой задачей:

— Я собираюсь сделать еженедельные бизнес-завтраки, бюджет на один — 50 тысяч. Посчитай, пожалуйста, какой будет с них выхлоп.

Финансист проверяет гипотезу. Намечаем первый бизнес-завтрак, и 50 тысяч – это просто инвестиция. Смотрим по нашему ДДС — есть у нас на это 50 тысяч свободных или нет? Если есть — проверяем на них гипотезу. Если нет — тогда директор должен решить, откуда он их заберет. Кому он не выплатит зарплату, чтобы провести бизнес-завтрак.

Окей, допустим, 50 тысяч есть. Директор или специально обученный человек один раз провел бизнес-завтрак. Пришло 20 человек. Мы собрали 20 контактов в нашу клиентскую базу, трое из них обратились за услугой дизайна. Сколько у нас стоит услуга дизайна, скажи?

Пусть суммарно три услуги стоят 500 тысяч, чтобы нам легче было посчитать.

Хорошо. К нам с бизнес-завтрака пришло 3 клиента общей выручкой 500 тысяч рублей. И тогда мы считаем бюджет проекта «Бизнес-завтрак». Доход 500, расход 50. Маржа — 450 тысяч. Всё, мы видим, что бизнес-завтрак окупается.

В следующий раз, когда директор скажет: «Дай мне 50 тысяч на бизнес-завтрак, даже если их нет» — мы знаем, что это принесет 450 тысяч маржи. Кому-то зарплату не заплатят, но бизнес-завтрак проведут, клиентов возьмут, а зарплату потом доплатят — ее на два месяца «разрешается» задерживать, за это не посадят.

Здесь мы логично приходим к юнит-экономике. Под этим термином мы понимаем финансовый результат какого-то юнита.

Юнит – это всё, что угодно: бизнес-завтрак, отдел, конкретный сотрудник, отдельная услуга или направление. Любой объект можно назвать юнитом и просчитать его экономику. Экономика – это доходы, расходы, прибыль. Вот только что мы с тобой просчитали юнит-экономику по бизнес-завтраку.

Можно посчитать по направлениям. Например, у компании семь направлений. Мы считаем юнит-экономику каждого в отдельности и смотрим, какое и насколько прибыльно/убыточно. Допустим, финансист говорит, что первое, второе и седьмое нерентабельны. На первой с трудом выходим в ноль, на втором — в минусе, на седьмом — в еще большем минусе. Конечно, это не повод сразу отказаться от них. Бывают направления-локомотивы или какие-то платные лидмагниты, по которым ты можешь быть в минусе, но они позволяют тебе продавать более дорогие услуги. Яркий пример – это бесплатные вебинары. По ним ты всегда будешь в минусе, но они позволяют тебе продавать прибыльную услугу. Поэтому будем считать эффект в комплексе от минусовой услуги и от плюсовой, насколько они в целом дают прибыль.

Можно посчитать выручку и расходы на одного сотрудника и понять, какой сотрудник как окупается. Например дизайнер тебе задекларировал, что он работал 100 часов, мы платим ему по 1000 рублей — 100 тысяч в итоге. А поступлений по его проектам только на 110. 10 — это прибыль, но на покрытие общих расходов тебе не ее хватает — значит, сотрудник в минусе. А другой сотрудник за те же 100 часов и 100 тысяч принес миллион прибыли. Он окупает себя и приносит кучу денег компании, когда мы считаем юнит-экономику по сотруднику.

Правильно ли я понимаю, что мы, во-первых, создаем дополнительный фильтр оправданности трат. И, во-вторых, смотрим юнит-экономику в разных проекциях: по сотрудникам, по продуктам, по направлениям и так далее.

В целом, да. Но замечание по первому пункту: цель не в создании фильтра, цель в планировании денег. Фильтр – это уже результат: если ты хочешь потратить лишнее, тебе вежливо откажут. При планировании ты составляешь план-факт, бюджет.
Должна быть некая внутренняя ответственность и зрелость самого предпринимателя: если ты спланировал — иди по своему плану, не надо ничего лишнего тратить. Но если вдруг очень захотелось — есть фильтр. Финансист, который напомнит: «Иван Петрович, у нас по плану этого не было. Вы твердо уверены, что это надо?» Может быть второй фильтр для больших трат: например, партнер или твои топы. Допустим, образовалось 200 000 рублей сверх плана — есть повод обсудить с топами, куда их потратить. И люди смогут высказывать мнение.

Сомневалась, выкладывать ли интервью со мной на VC. Давайте так — если наберем 30 лайков, выложу продолжение. Не наберем — продолжение выложу в блоге Профдело :)

В продолжении будет:

  • С чего начать учет финансов в бизнесе
  • Финансовая зрелость — когда она наступает
  • Краткий ликбез по финансовой отчетности
  • Финансовый анализ — кто и когда должен его начинать
  • Финансовое планирование — какое оно
  • Инструменты финансового учета и планирования — таблички или сервис.

Оставляйте комментарии, подписывайтесь на мой блог на VC! Чтобы не пропустить новые статьи, следите за анонсами в моем уютном телеграмчике Про безопасный бизнес.

0
39 комментариев
Написать комментарий...
Вдумчиво о продажах

Шикарное интервью!)

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Никанорова
Автор

Спасибо большое!

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Татьяна Никанорова
Автор

Битва кратких пересказов в камментах :)

Ответить
Развернуть ветку
Слегка Придурковатый

Правда заключается в том, что эту простыню невозможно осилить.

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Никанорова
Автор

Спасибо за ваш комментарий. Вы знаете, а я соглашусь с вами! Поэтому раскрасила ее форматированием и фоточками :)

Ответить
Развернуть ветку
Anastasia

Про младенца-бухгалтера позабавило. Странный, конечно, подход чтобы неважно кто вел, лишь бы не дороже)
А опыт у вас интересный 👏

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Никанорова
Автор

Вы знаете, я не могу осуждать его. Человек был прижимистый, копейки лишней не потратит. Благодаря этому он сделал два бизнеса, а я научилась бухгалтерии :)

Ответить
Развернуть ветку
Anastasia

все к лучшему))

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Никанорова
Автор

точно!

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Леопольдович

Сорри конечно, но логика покинула чат:
Если у вас большой оборот и вы еще не разорились, то начав финансализацию, вы, скорее всего, обнаружите, что могли бы зарабатывать намного больше.
Первым шагом я бы порекомендовала начать учет денег, корпоративных и личных. Неважно: онлайн-сервис, экселевская табличка, да хоть тетрадка разлинованная, если кому-то это удобно — нужно начать считать все деньги: пришло, ушло, осталось.
Т.е. большой оборот можно и без учета всего и вся, верно? И только потом, когда оборот большой, надо начинать учет, я правильно понял?
+ очередное неуважение родного языка.

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Никанорова
Автор

Это факт - есть компании с большими оборотами и без управленческого учёта, не считают показатели, не ведут ДДС. И зарабатывают 10М на выручке 100М. А если бы считали, могли бы 30М на выручке 100М.

Ответить
Развернуть ветку
Маша Ларикова

Я аж взахлëб прочла статью!) у вас очень интересный опыт Татьяна

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Никанорова
Автор

Спасибо большое! Мне приятно

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Ма

Ничего себе интервью. Интересно сравнивать на видео речь — как Тим умудряется вырулить из своих фраз к той мысли, что звдумал. И как системна в своих ответах Татьяна ;)

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Никанорова
Автор

Спасибо! Да, Тим очень интересно рулил интервью, и у него были прекрасные, актуальные вопросы!

Ответить
Развернуть ветку
Дима Игротехник

Спасибо за лонгрид. Прочитал с большим интересом))
Стучу ногой и требую продолжения))

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Никанорова
Автор

Спасибо за поддержку! Вторя часть еще лучше, на мой взгляд :)

Ответить
Развернуть ветку
Вячеслав Зыкин

Подписи под фото доставляют )

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Никанорова
Автор

Спасибо! Это работа натурального интеллекта :)

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Чашникова

Интересно и полезно, спасибо! Буду ждать продолжение :)

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Никанорова
Автор

Уже 31 лайк. Продолжению быть!

Ответить
Развернуть ветку
Victor

Прекрасное интервью, жду продолжения, не жопимся на лайки, еще 11 надо

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Никанорова
Автор

Мерси! Еще 9 осталось

Ответить
Развернуть ветку
Victor

Татьяна - мы набрали. 👌

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Никанорова
Автор

Да, думаю завтра выложить!

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Вечерний

Хотел написать какой-то остроумный комментарий, но вспомнил что не умею писать такие(

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Никанорова
Автор

Можно не остроумный, я каждому рада :)

Ответить
Развернуть ветку
Вера Escalate

Татьяна, привет! Спасибо за статью. Мне как предпринимателю любопытно, каким путем идут другие создатели своего дела. Плюс подробности, когда бизнесу стоит подключать эксперта, также и интересные и полезные.

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Никанорова
Автор

Спасибо, Вера!

Ответить
Развернуть ветку
GayLord

Опять эти истории о том, как предприниматели сливают деньги. Я устал от этой темы. Честно, уже не верю, что кто-то может действительно рассказать что-то новое и полезное. Лучше бы что-то более конкретное и практичное почитать.

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Никанорова
Автор

А что конкретное и практичное вам бы хотелось почитать, напишите, пожалуйста! Возможно, у меня это есть.

Ответить
Развернуть ветку
Polina Afanaseva

Хочу напомнить об одном гениальном стартапе.
Закапываешь в землю картошку. Ждёшь. Осенью откапываешь - картошки стало больше

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Никанорова
Автор

Прикольно :)

Ответить
Развернуть ветку
Ефимия Галкина

интервью топ!

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Леопольдович

И тебя с регистрацией 14 апреля 2024.
Автор статьи - почем нынче пучок правильных комментариев и сердечек?

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Никанорова
Автор

Понятия не имею, ко мне бесплатно приходят.

Ответить
Развернуть ветку
Victor

Ой фу таким быть. Может просто новорег. Я реальный и не бот, лайк поставил от души

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален автором поста

Развернуть ветку
Manaoger Notes

"Доход 500, расход 50. Маржа — 450 тысяч."
почему-то многие забывают, что на 500к надо еще что-то заплатить за производство услуги.

Услуги 500к, маркетинг 50к, производство 450к и получается, что...
1. можно такое делать, если надо срочно загрузить производство
2. LTV клиента больше, чем 1 заказ
Иначе получается работа ради работы

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Никанорова
Автор

Маржа - это разница между выручкой и переменными расходами. Услуги производственных рабочих по организации бизнес-завтрака это скорее всего будут постоянными расходами, на маржу не влияют.

Вот тут можно подробнее прочитать про 5 видов прибыли:
https://vc.ru/nikanorova/718887-nuzhna-li-vam-ebitda-ili-5-pokazateley-pribyli-dlya-kazhdogo-biznesa

Ответить
Развернуть ветку
36 комментариев
Раскрывать всегда