Вся правда о том, как фаундеры сливают свои деньги. s01e02

Забить на управленческий учет — лучший способ похоронить любой бизнес. Но не все предприниматели в это верят до тех пор, пока сами не обожгутся. Как избежать подобных факапов? Читайте вторую часть легкого и непринужденного разговора о финансах. А любите смотреть — ссылка на ютубчик внутри!

Вся правда о том, как фаундеры сливают свои деньги. s01e02

Ответы — в интервью интервью Татьяны Никаноровой Тиму Секамову, основателю проекта b2btalks, где предприниматели общаются про построение B2B бизнеса, рост A-players и выход из операционки.
Предлагаем вашему вниманию вторую и заключительную часть. Первая часть тут.

Слева — Татьяна. Справа — Тимур.

Часть вторая

С чего начать учет финансов в бизнесе

Босс в операционке. 2020-2024 годы
Босс в операционке. 2020-2024 годы

Возьмем фаундера какого-нибудь мало мальского агентства. Бизнесу полгода-год, фаундер сам работает главным дизайнером. Ведет учет финансов на салфетке или в экселе, финансами не управляет и зарабатывает 250-300 тысяч. Надо ли ему учитывать финансы?

Если он стабильно (это важно) зарабатывает свои 200 тысяч в месяц, и ему нормально — не надо ему ничего больше, пусть дальше считает на салфетке. Любое развитие всегда идет от личных амбиций фаундера. Мы все знаем крупнейшего ритейлера, монополиста в интернет-торговле розово-фиолетового цвета. В свое время фаундеры сказали: мы хотим быть номером один в своей нише. И мы сделаем для этого всё (законное). Они к этому шли, они этого добились.

Если он хочет быть номером один в своей нише, то однозначно упрется в то, что ему не хватит денег. Это повод, чтобы обратиться к финансисту и начать считать финансы.

Другой вариант: он получает свои 200 тысяч. В следующем месяце хоп — 150. В следующем месяце хоп — 100. Он задумывается: "елки-палки, а почему я получаю меньше, чем курьер в желтой фирме? Где мои деньги?"

На вопросе «что происходит» фаундер может пойти к финансисту. Должен! И спросить: «Где мои деньги? Почему я стал получать меньше?»

Третий вариант, самый правильный: 200 тысяч мало. Фаундер с семьей отдыхал в Сочи, а хочет в Турцию или в Таиланд. А жена его хочет классную брендовую сумочку задорого.

На этом выстраиваются бизнес-индустрии. Я убеждена, что всё идет от амбиций фаундера. Либо он хочет стать номером один, и тогда прет к своей цели. Либо он хочет какие-то блага материальные. Или доходы упали — тогда он тоже придет к финансисту, либо устроится в найм. Прекращение бизнеса — достаточно частая история.

Когда начинать платить зарплату себе

Когда фаундеру нужно переходить с рельс «как потопал, так полопал» на модель зарплаты? Я знаю многих фаундеров, которые за год-полтора так и работают без зарплаты.

Есть компании, в которых фаундеры пять лет работают «как потопали, так и полопали» без зарплаты.

На мой взгляд, зарплату самому себе стоит платить не раньше, чем у тебя появляется первый наемный сотрудник. Когда ты один вообще — зачем городить огород?

Начинать можно не обязательно с заоблачных цифр. Некоторые наши клиенты с небольшой прибылью начинали с пяти тысяч рублей.

Типичный диалог

— Поставьте себе зарплату.

— Я не могу: в один месяц я себе двести заработаю, в другом двадцать.

— Прекрасно, ставьте пять тысяч. Пять можете?

— Ну, пять могу.

Пять получается — поднимаем до десяти. Потом до тридцати. В итоге предприниматель выходил на нормальный объем и начинал платить себе зарплату. Потому что это правильно!

Если у тебя есть подчиненные и намерение строить бизнес, ты должен себе платить как руководителю.

Какие финансовые отчеты нужны фаундеру

Управленческий учет с профессионалом — это легко, приятно и прозрачно
Управленческий учет с профессионалом — это легко, приятно и прозрачно

У нас есть некий герой, который дожил до «финансализации» бизнеса, систематизации финансов. Сделай для него, пожалуйста, мини-ликбез: ДДС, кэшфлоу, P&L и управленческая отчетность. В чем разница?

Начнем с того, какие вообще бывают отчеты в финансовом управленческом учете для собственников, для фаундеров.

Первый – это ДДС, отчет о движении денежных средств. Пришло, ушло, осталось. За один месяц, потом за следующий. Внутри отчет можно настраивать по разной аналитике — так проявляется талант финансового директора или предпринимателя.

Если денег не хватает, ты видишь: ушло больше, чем пришло, в остатке минус. Минус — это кассовый разрыв. Особенно "весело" уходят в минуса те, у кого есть овердрафты на счетах.

Второй главный важный отчет – это P&L (Profit and loss statement), он же ОПУ (ОПИУ) — отчет о прибылях и убытках, он же ОДР — отчет о доходах и расходах. Вроде все названия перечислила. Мне этот отчет нравится больше, он более информативен.

ОПУ показывает, сколько мы заработали. А если мы делаем его на будущее — то есть планируем, он показывает, сколько мы заработаем, это уже бюджет/план доходов и расходов.

Возьмем digital-агентство с длинными деньгами. Например, разрабатываем сайт. Получили 300 тысяч на счет. Это прибыль или не прибыль?

Я знаю ответ, я 300 тысяч получил :)

Если ты ничего не делал, это прибыль или нет? 300 тысяч получили, сайт еще заказчику не сдали. Это наши деньги? Это наша прибыль или нет?

Если деньги на расчетник упали — значит, я могу сейчас их потратить. Но, конечно, не один день в бизнесе мне помог понять, что это не прибыль и не стоит эти деньги сразу тратить.

Совершенно верно. Длинные деньги мы будем отрабатывать в течение долгого периода. Они еще не наши, они не учитываются в доходах. Это аванс, даже если он составляет 100%.

Иногда бывает: заказчик заплатил вперед, например, за SEO-услуги. Прошло полгода, позиции не растут. Он приходит в агентство:

— Вы вообще что-то делаете с моим сайтом?

— Мы делаем вот тут вот...

— Всё фигня! Возвращайте деньги за последние полгода, или я вас...

В этой ситуации можно судиться с заказчиком. Но многие возвращают деньги! А деньги уже потрачены на зарплаты, на сервисы, на закупку ссылок — на этот проект. Агентства, которые не ведут финансовый учет, часто проваливаются на возвратах. Потому что видят только приход и расход, а возвратов не видят и не планируют.

Так вот, P&L или отчет о прибылях и убытках показывает, сколько мы на самом деле заработали и сколько мы израсходовали. В результате получается прибыль — то, чем можно распоряжаться.

Правильно и оптимально, когда остаток есть и в ДДС, и в P&L — то есть и деньги на счете, и прибыль. Например, 500 и 300 тысяч соответственно. Тогда 300 тысяч можно забрать. Если в ДДС 500, а в ОПИУ — 50, то забрать без убытка можно только 50.

Третий отчет. Все финансисты говорят, что он очень важен, но мало кто из начинающих его делает. Это управленческий баланс.

Людей смущает термин «баланс», кажется, что это бухгалтерия — стрёмная, страшная, непонятная.

Баланс, на самом деле — замечательный отчет. Он показывает, что у вас есть, и кому вы должны. В балансе на определенную дату написано, сколько есть денег на счетах, сколько еще должны нам — это актив. Сколько должны мы и какая прибыль/убыток — это пассив. Суммы по активу и пассиву должны быть равны.

Собрав баланс, можно увидеть, что денег нет, прибыли нет, а долгов – выше крыши! Ужасная ситуация, которую нужно срочно исправлять.

Или наоборот. Долгов нет, деньги есть, прибыль есть. Прекрасно — можно потратить на какую-то хотелку или вложить в развитие нового направления.

Три отчета перечислили, идем дальше.

Четвертый — платежный календарь. Важнейший регистр, который вместе с ДДС обязан быть у любого предпринимателя.

От кассового разрыва предостерегает только платежный календарь!

Платежный календарь – это план поступлений и выбытий по датам за месяц. Сделать его можно хоть в онлайн-сервисе, хоть в Excel. Всё очень просто: пишем, сколько должно прийти денег, куда планируем заплатить — 22 столбика по числу рабочих дней.

Составили — и сразу видно, в какой день платежей больше, чем придет денег + остаток с предыдущего. Это прекрасный инструмент защиты от кассовых разрывов.

Пятое – это план. Бюджет доходов и расходов или План доходов и расходов. Иначе называется План-факт или Анализ отклонений. Все эти умные слова на самом деле обозначают один простой отчет.

У всех продажников есть план продаж. Выполнил план – молодец. Не выполнил план – получишь мало денег, а потом тебя уволят.

Бюджет доходов и расходов (БДР) — это примерно то же самое. Но план не только продаж, а всей компании: и продаж, и расходов. Этот план должен выполняться.

За продажи отвечает коммерческий отдел, за расходами следит финансовый отдел. Он же сравнивает план с фактом и видит, где выбились.

Перевыполнили план продаж — плюс, все молодцы! Купили тортик и отпраздновали.

По план-факту видно, например, что зарплаты в отделе контекстной рекламы — хоп! — вдвое больше плана. Это повод разузнать, почему так. Может оказаться всё, что угодно: было дублирование должности, потому что одного принимали, а другого увольняли. Или сотрудник 10 лет не ходил в отпуск, поэтому при увольнении вылезла совершенно безумная компенсация. Или бухгалтер перечислил сотруднику больше денег, тысяч на пятьдесят — а тот молчит, делает вид, что в этих ваших бухгалтериях не разбирается. План-факт покажет косяк.

Пять важнейших управленческих отчетов:

— Отчет о движении денежных средств (ДДС)

— Отчет о прибылях и убытках (P&L)

— Управленческий баланс

— Платежный календарь

— Бюджет доходов и расходов (БДР + план-факт)

Пять перечисленных отчетов — это база. Хорошая, надежная, стабильная. Если организована система, которая позволяет собрать пять отчетов — онлайн-сервис, программа или на Excel построена система — можно смело говорить, что у предпринимателя есть финансовая система или у него выстроен управленческий учет.

Финансовый анализ — кто и когда должен его начинать

В какой момент должен в компании появиться человек, который скажет: "Слушайте, коллеги! У нас семь digital услуг. Маржинальность по второй, по третьей и по седьмой — просто дно, ниже рыночной. А еще я проанализировал доход на каждого проектного менеджера. Трое из них неэффективны". Кто и в какой момент должен инициировать финансовый анализ для того, чтобы финансовые хайлайты доставать?

Низкая маржинальность услуги — еще не повод избавляться от нее
Низкая маржинальность услуги — еще не повод избавляться от нее

А вот кому надо — тот и инициирует. Чаще всего это фаундеры или собственники, когда сталкиваются с какой-то трудностью или проблемой.

Это как с медицинскими чекапами: может мне пойти провериться на лихорадку Эбола? Ну с чего бы в Москве на эту лихорадку проверяться? Но если человек находит у себя симптомы: ой, тут зачесалось и тут тоже, он гуглит — похоже на лихорадку Эбола. Я не знаю, что это за лихорадка, надеюсь, медики меня простят, если я что-то не так про нее сказала. Человек, нагуглив, куда-то идет: в клинику платную/бесплатную или к соседу и начинает решать вопрос.

При кассовом разрыве нужно идти к финансисту, это все знают.

А к кому с какими-то другими проблемами — часто не знают. Когда предприниматель сталкивается с какой-то проблемой — у него, пардоне муа, "чешется" и не отпускает — тогда он находит себе человека. Например, когда бизнес не развивается, идет к финансисту. А может быть, не к финансисту, а к ментору предпринимателей. Наши партнеры, которые менторят предпринимателей, направляют к нам людей, когда видят финансовые проблемы.

Возвращаясь к твоему вопросу. Допустим, есть некий человек, который придет и скажет: «Ребята, у вас вас вторая, третья и седьмая услуги нерентабельны, от них нужно избавляться». Ты описал проактивного человека. Я немножечко приземлю: даже среди финансистов не так много проактивных людей. Большинство работает по запросу: ты приходишь с проблемой, они решают.

Штатного финансиста обычно нагружают так, что ему не хватает времени на то, чтобы сесть и проактивно подумать о каких-то там перспективах —они часто еще и вечерами работают, чтобы успевать. Поэтому можно привлекать сторонних консультантов, менторов, финансистов.

Ментор или финансист предлагает услугу «Пригласи меня, и я помогу тебе подумать о финансах как человек со стороны, неопьяненный твоим бизнесом, твоей командой и любовью к тебе» — так?

Ты очень правильно сказал: неопьяненный любовью к тебе. Это много значит.

Финансовое планирование — какое оно

Как правильно планировать?

Вот пример. Компания моей знакомой — агентский бизнес на сотни миллионов рублей. Они оказывают сложную специфическую услугу, для чего нужны сотрудники с высокой экспертностью. Рост от джуна до миддла занимает полгода. В начале года они запланировали доходы и расходы и под это взяли сотрудников, начали их учить, чтобы через полгода, персонал был готов к высоким оборотам. Они дошли до второго полугодия, а продаж не случилось. Зарплату они выплачивали, в обучение вкладывались. Деньги кончились, случился кассовый разрыв. В итоге они уволили всех, кого наняли — им нечего больше делать, экономику иначе не свести.

Расскажи, пожалуйста, как правильно планировать: быть ли гибким или не гибким, как к этому подступиться?

Прекрасный вопрос. Ты пробуждаешь во мне профессиональное любопытство. Очень интересно разбирать твои ситуации.

Профессионал в любопытстве
Профессионал в любопытстве

Давай начнем с того как правильно планировать. На мой взгляд, правильно то, что отвечает интересам бизнеса. Наверняка ты попросишь конкретику.

По моим наблюдениям, текущая ситуация в стране, в городах, в мире, на рынках — скорее за гибкое планирование.

Сейчас, если ты не успел — ты опоздал, поезд ушел. Темп жизни сейчас выше, чем 10 лет назад. Если тогда мы планировали на год, год работали и меняли что-то на следующий, то сейчас активно растущие бизнесы делают, план на год, но он такой — чтобы в принципе понимать, где наша дорога. Делаем оперативный план на месяц. Работаем, 25 числа, перед началом месяца, делаем план на следующий месяц — планирование очень короткое.

Бизнесы, у которых выручка растет не на 10 запланированных процентов, а на 100% каждые три месяца — перефигачивают все финмодели и бизнес-модели к чертовой бабушке с той же периодичностью.

Умение гибко подстроиться, быстро перепланировать в новых реалиях — это, на мой взгляд, очень важно. Поэтому я за гибкое планирование, если оно оправдано. Если ситуация поменялась, не нужно сидеть ровно на одном месте, нужно перепланировать и идти с новым планом дальше. Это первое.

Что касается вот этого кейса, который ты сейчас рассказал про знакомую — такое бывает. Вложения, которые они сделали в сотрудников, называют инвестициями. Они сделали инвестиции, инвестиции не окупились.

Для того, чтобы инвестиции окупались, есть ряд техник. Я не знаю, приглашали ли они финансиста. Что я могла бы сказать, услышав эту историю? Рекламная, диджитал отрасль — современная и трендовая, но это не полет в космос. Хотя и полет в космос уже тоже не является каким-то сверхособенным. Поэтому на старте стоило подумать и диверсифицировать затраты и доходы.

Если ты хочешь оказывать очень дорогую услугу, для которой тебе нужен бешено дорогой специалист, есть смысл подумать: может ли этот специалист оказывать и другие услуги, более типовые.

Пример — программист. С ними сложно, они капризные. Берем какого-то дорогостоящего программиста и делаем какое-то дорогостоящее внедрение. Может ли этот программист делать не экстрадорогостоящий продукт, а продукт средненький по ценовому доходу, более типовой? Может быть, нам не нужно иметь 10 специалистов такого уровня. Давайте мы возьмем одного крутого, одного мидла, одного джуниора, например. Диверсифицировать доход — первый вариант.

Второй вариант — не брать так заблаговременно: за полгода. Тебе нужен мидл, у тебя джуниор. Возьми способного джуниора, пусть он за месяц дорастет до мидла. На рынке есть такие управленческие технологии, которые позволяют нам без сильного снижения качества загрузить сотрудников и не оказаться в пролете.

Например, у нас в компании часто возникали юридические задачи, и с ними постоянно были проблемы. Отдашь на аутсорсинг — там сроки пропустят и денег возьмут много. Своего юриста нечем было загрузить, он и получал немного. Он делал, что нужно, а потом просиживал, занимался своими делами. И уходил туда, где больше платили.

Мы решили загрузить нашего юриста, чтобы он получал хорошо, не смотрел налево и реализовывал собственные профессиональные интересы. Поэтому стали оказывать юридические услуги. Активно это направление мы не развиваем, не позиционируемся как юридическая фирма, но имеем в штате одного-двух юристов, которые загружены нашими и клиентскими делами. На сегодняшний день им продохнуть некогда — у нас хороший поток на типовые юридические задачи любого бизнеса: сделать договор, проверить договор. Такая работа всех парит, а наши юристы ее делают. И это прекрасно. Они работают на нас и на клиентов.

Вот точно такую же диверсификацию можно было бы продумать со специалистами из твоего примера. Возможно, что такого сделать было нельзя, и там нужен был специалист типа «ядерный физик-балерина». Тогда это просто неудавшаяся инвестиция. Поплачем, и пойдем дальше.

Подводя итог: я за гибкое планирование.

Инструменты финансового учета и планирования — таблички или сервис

Главный инструмент финансового планирования — часто без бутылки не разберешься. Реальная картинка нашего офиса, когда у нас был офис.
Главный инструмент финансового планирования — часто без бутылки не разберешься. Реальная картинка нашего офиса, когда у нас был офис.

Подтверди или опровергни мою мысль: не существует никаких серебряных пуль, золотого руна и суперрешений. Чем быстрее вы в это впрыгнете, тем быстрее руку набьете, тем быстрее свои проблемы проживете и решите: какой формат, подход, тип отчета для вас day-to-day или еженедельно нужен. А не сидеть, изобретать, изучать и в итоге ничего не использовать или не суметь внедрить. Правильно я говорю?

Да, я полностью подтверждаю. Некоторые предприниматели говорили: вот я сейчас пойду обучусь на курсах, а потом найму финансиста или поставлю программу. На мой взгляд, нужно начать делать свой ДДС. Начни с ДДС, а потом уже иди на курсы, нанимай финансистов. Ты должен окунуться в это на практике, иначе ты можешь учиться очень долго. Это бесполезно, ты ничего не поймешь, пока не увидишь конкретные ситуации в своих отчетах. Надо начинать!

Вопрос по сервисам. Что хорошо и нужно, кроме Microsoft Excel и Google-таблиц?

Вообще Microsoft Excel и Google-таблицы — неплохой инструмент для того, чтобы начинать. Excel изначально был достаточно удобным и мощным инструментом для финансистов. До сих пор нет такого программного обеспечения, которое позволяет обрабатывать данные, сводить данные и делать такого уровня расчеты, который позволяет Excel. Для некоторых вещей он просто незаменим.

Но если мы будем говорить про нашего ИПшника: дизайнер, который получает 20-30 миллионов дохода в год. Он только что о финансах задумался. Возможно, ему будет полезен какой-то онлайн-сервис.

Почему онлайн-сервис? Потому что в нем за предпринимателя уже продумали:

— как должен выглядеть отчет;

— как должен выглядеть дашборд;

— какие показатели считать;

— какие метрики отслеживать.


За него нарисовали графики правильным образом, не перепутав лево-право-верх-низ.

Поэтому предпринимателю проще пойти, внести в сервис данные: пришли деньги, ушли деньги, а сервис по готовой методологии даст красивую картинку. Даже с пояснениями — ну, может быть, не очень глубокими, но их достаточно, чтобы начать.

Поэтому я скорее за онлайн-сервис, но если есть такая возможность. Потому что сервисы недешевые. Раньше были сервисы за 2 тыщи рублей, теперь за 20 тыщ.

Сейчас большинство финансовых сервисов взяли моду, по-другому не могу сказать, считать тарифы на 2 года. «От 1500 рублей при оплате сразу за 2 года». Мы к году-то привыкали долго, а тут сразу 2!

Мы не уверены, что компания проживет еще 2 года.

Я однажды конфигурировала клиенту один сервис, который делает все три отчета и загружает данные в них из 1С. Цена вопроса была, не соврать бы, 500 000 рублей за год!

Блин, финансист за полмиллиона вручную всё в Excel внесёт и соберет. 50 тысяч рублей примерно стоит аутсорсинг-финансист. 10 месяцев финансист тебе будет ДДС собирать вручную в Excel. А тут сам в сервис внеси, сам проанализируй и еще заплати 500 тысяч!

Если нужен функционал интеграции с 1С, то может быть, оно того стоит. Но мы предложили клиенту другой сервис, тысяч за 200 в год, но не 500.

Сервисы недешевые. Сервисов дешевле десяти тысяч рублей за три месяца нет. Это минимальный тариф только за ДДС на одно юрлицо. Хочешь платежный календарь или P&L — доплати.

Нормальный тариф: от 20 до 30 тысяч рублей за 3 месяца. Это не копейки.

Если такая стоимость вписывается в бюджет предпринимателя — это хорошо. Плати, и получишь хорошую методологию, правильные коэффициенты, точку безубыточности, красивые грамотные отчеты Если же дороговато — тогда Excel и Google таблицы.

Плюс к этому ты, покупая сервис, получаешь и персонального менеджера, которого можно помучить своими дурацкими вопросами и получить на них ответ, что тоже плюс.

Напутствие предпринимателям

Лайфхаки по снижению налогов в DIGITAL
Лайфхаки по снижению налогов в DIGITAL

Спасибо тебе огромное. Я по традиции хочу предоставить тебе слово для напутствия всем людям в мире финансов.

Я хочу пожелать всем смелости. Не бояться идти и делать — и оно точно получится.

Боишься за эти финансы дурацкие? Забей на них, ничего не считай. Начни в экселе делать свой первый ДДС: доходы, расходы, остаток. Чувствуешь в себе чуть больше сил — любой онлайн-сервис бери. Хотя бы начни «лежать» в сторону финансализации своего бизнеса — это точно даст плоды.

Сначала страшно, сначала не хочется, а потом ты втягиваешься и в один прекрасный день обнаруживаешь, что ты шаришь, что ты понимаешь, что в твоих финансах происходит.

И это классно! Всем этого желаю. И никаких кассовых разрывов, больше прибыли, хороших оборотов и удачи!

А когда вы начали платить себе зарплату?
Страшно ли вам слышать термин "баланс"?
Есть ли у вас вообще бизнес, и зачем вы меня читаете? :)

Лайк и коммент - по традиции, а подписка — по желанию!

На следующей неделе в моем уютном телеграмчике Про безопасный бизнес выйдет подборка онлайн-сервисов для ведения управленки. Подписывайтесь и получайте пользу!

3333
24 комментария

Таня, твои интервью смело могут быть как у Дудя — трехчасовыми))

3
Ответить

Ой, там всего полтора часа :) до Дудя мы еще не доросли.

А надо писать, что его признали иноагентом?

1
Ответить

Поразительно. Длинное, тема не хайповая. А интересно)

2
Ответить

Спасибо большое!

1
Ответить

А какие из предстоящих конф/форумов планируете посетить как спикер или слушатель?

1
Ответить

16 мая поеду на ENTER.CONF в Пскове. Буду выступать :)

1
Ответить

Жизнь удалась - это когда в пятницу вечером выходишь из дома поужинать и на всякий случай берешь загранпаспорт)

1
Ответить