Генеральный директор ОБИТ Андрей Гук — о лидерских качествах, высокой ответственности и балансе в жизни руководителя
В июле мы выложили необычный выпуск подкаста «ОБИТ», где наш генеральный директор выступил в роли героя интервью. Получилось так хорошо, что мы решили оформить некоторые выводы в стиле рубрики «Правила жизни» — как в журнале Esquire. Читайте, что значит быть лидером, почему не надо бояться признавать ошибки и как сохранять человечность в бизнесе.
Смотреть или слушать подкаст:
Как решить, что готов быть лидером
Я понял, что могу быть лидером, во время обучения в вузе. Так случилось, что я стал директором университетского студенческого клуба. Отвечал за организацию праздников, которые помогали поддерживать нашу команду «КВН»: 1 Сентября, 8 Марта и т. д. Ходил по кабинетам, договаривался с проректорами о программах, выбивал для команды выезд на выступление в Сочи. Мне нравилось быть ответственным.
Та самая поездка в Сочи с командой «КВН» — потрясающая история. Я формально отвечал за 20–30 студентов. Никто, конечно, за ними не следил, но я реально подписывал документы, что если с кем-то что-то случится — я буду нести ответственность. У меня были командировочные деньги, отчётные документы перед университетом. И я получал в этом удовольствие. Наверное, тогда я окончательно понял, что это моё: вести людей за собой, помогать им — и вместе создавать что-то интересное.
Кто-то может сказать, что всё это делается ради выгоды или статуса. Я за статусом вообще не бежал, мне было всё равно. В «КВН» есть конкурс капитанов: капитан команды должен за две секунды выдать лучшую шутку. Я никогда не выходил на конкурс капитанов. Будучи директором студклуба и вроде как руководителем команды, я не был самым сильным шутником и не стремился им быть. Меня никак не задевало, что я не на виду. Все мероприятия для института я делал не для себя, а скорее для команды.
Спустя несколько лет после института я пришёл в «ОБИТ» менеджером по продажам, а позднее — стал генеральным директором и совладельцем компании.
Большая ответственность лидера
Многие думают, что руководитель — это человек в красивом кабинете с чашечкой кофе. На самом деле быть руководителем — это дичайшая ответственность. А быть лидером — ещё ответственнее. Если лидер сделает неправильный выбор и поведёт компанию или коллектив не в ту сторону, он будет отвечать перед людьми. К этому нужно быть готовым внутренне. Не каждый потянет такую ношу.
Мне первое время было непросто выйти к людям и сказать: «Месяц назад мы приняли не то решение». Мне хотелось, чтобы команда видела во мне «Красно Солнышко», которое никогда не ошибается. Но со временем я понял: признавать свои ошибки — важное качество лидера. Люди ценят искренность. Они чувствуют, что у них есть право на неправильный выбор и что если это произошло — мы не будем, как стадо баранов, биться в закрытую дверь, а вовремя изменим курс и обойдём препятствие.
К чему в роли лидера я так и не смог привыкнуть, так это расставания с сотрудниками. Я не люблю увольнять. Всё остальное люблю, а увольнять — нет. К счастью, прощаться приходится не слишком часто.
К каждому увольнению я готовлюсь отдельно. Если интервью или публичное выступление я могу провести экспромтом, то сходу уволить человека — очень тяжело. Это моя «точка роста». Бывали случаи, когда я затягивал, давал слишком много вторых шансов и продолжал внутренне ориентироваться на человека. Когда проработал с кем-то пять, а то и десять лет, хочется ему помочь. Эти ситуации не принесли компании критических провалов, и всё же я стараюсь сразу говорить «стоп», если очевидно что с человеком больше не по пути.
Стать лидером может любой
Тем не менее я не считаю, что существуют те, кому «не дано» быть лидерами. Я убеждён, что это под силу любому человеку, особенно молодому. Важно поставить цель и идти к ней напролом, иногда обходя особо сложные препятствия. Есть такой образ: если бы каждый младенец при первых попытках ходить сдавался и говорил: «Ой, ходить не получилось, буду ползать всю жизнь», — мы бы все на четвереньках ползали. Надо, как младенец, продолжать пробовать и стараться, пока не начнёт получаться.
Конечно, в 40 лет менять что-то в себе тяжелее, чем в 20. Но и я меняюсь каждый год: сегодняшний я и я год назад — уже разные люди. Постоянно учусь и развиваюсь, чтобы становиться лучше как лидер.
Решительность VS пауза «на подумать»
Я люблю принимать решения быстро. Не терплю подвешенных ситуаций, мне проще сразу сказать «да» либо «нет». Но бывают случаи — сложный проект или новая бизнес-идея, — когда я правда не понимаю, что надо делать. Тогда я ставлю себя на паузу. Я научился осознанно тормозить свою решительность и говорить себе: «Ничего страшного не случится, если мы понаблюдаем за развитием событий и дождёмся дополнительных сигналов». Никакой мистики: общаюсь со знакомыми, партнёрами, прислушиваюсь к мнениям. Это не значит, что я перекладываю ответственность на кого-то другого. Решение всё равно принимаю я — просто есть время его обдумать.
Иногда лидер должен вопреки благополучной ситуации найти в себе силы и мотивацию открывать новые, неизведанные направления. Мир сегодня таков, что нужно постоянно меняться. Если хочешь управлять успешной и устойчивой компанией, лучше иметь несколько опор. Оставаться оператором связи было бы легко для «ОБИТ». Мы могли не лезть в ИТ-проекты, не заниматься дата-центрами. Это неплохая стратегия, и она могла бы принести нам не меньше денег, чем мы имеем сегодня. Но мы всегда менялись, подстраивались, смотрели, что происходит вокруг. Благодаря этой гибкости мы в итоге и стали собой.
На сегодняшний день самые сильные компании и люди — это те, кто умеет приспосабливаться к меняющемуся миру. За последние годы произошло столько всего, что никто не мог предсказать, что долгосрочные стратегии многим пришлось выбросить в корзину. Выиграли те, кто в моменте сумел перестроиться.
Баланс между работой и личной жизнью
Лидерство — тяжёлая ноша, и дома я стараюсь от этого отключаться. Дома я пытаюсь быть обычным человеком. Не хочу командовать или кем-то руководить в семье. Понятно, есть домашние вопросы, за которые я отвечаю (мы так договорились), но в целом дома я хочу отдыхать — иначе можно сойти с ума.
Лучший отдых для меня — это смена обстановки. Путешествие перезагружает. Даже если вырваться куда-то пару дней, получаешь мощный прилив бодрости и сил. Ни домашних хлопот, ни рабочих задач. Конечно, звонки, сообщения и письма могут догнать, но всегда можно поставить телефон в беззвучный режим. Я всем рекомендую менять обстановку при любой возможности — будь то поездка в далёкие страны или просто за город.
Один из самых запоминающихся моих отпусков — тур на Шантарские острова. Это на Дальнем Востоке. Никакой связи, только природа, море, киты… Мы с семьёй и десятком незнакомых людей жили в палатках на разных островах, перемещались на катере. Вечерами собирались у костра, как в студенческие годы, пели песни под гитару.
Ещё одна мечта сбылась, когда мы выбрались в Японию. До неё я побывал более чем в 50 странах, но это, конечно, совершенно другой мир. Японию пока не успели испортить массовым туризмом: там особенная внутренняя культура, парки, традиции. Я получил невероятный заряд эмоций и сил. Это путешествие, после которого летишь домой, планируя вернуться.
Наконец, ничто не сравнится с поездкой в Антарктиду. Мы наблюдали пингвинов, ходили по льду на корабле. Незабываемое ощущение — когда утром выходишь на палубу и вокруг абсолютная тишина. Видеть всё разнообразие нашей планеты — ни с чем не сравнимый опыт.
Принципы для тех, кто тоже стремится проявить себя и повести за собой других
- Желание важнее, чем базовые способности.
- Поставьте цель и идите к ней напролом.
- Руководите с мыслью, что компания — это семья, а сотрудники — самые любимые люди.
- Проявляйте себя как лидер, даже если вы ещё им не стали. Не отсиживайтесь на задних партах!
- Признавайте свои ошибки — люди ценят искренность.
- Будьте гибкими и открытыми к новому.
Подписывайтесь на наш VC-блог и Telegram-канал, чтобы регулярно получать полезную информацию об ИТ для бизнеса.