Рабочие чаты — выживаем и выжимаем: конкретные подходы для максимально эффективного рабочего общения
Расскажу, как превратить рабочие чаты из свалки перемешанных переписок в главный инструмент коммуникаций и одновременно Центр Управления Полетами ваших команд и проектов — на своем опыте 10+ лет работы в распределенных командах самого разного масштаба.
Чаты — штука обоюдоострая: часто — быстрее и удобнее почты, но легко превращаются в свалку переписок и перегруженных групп без всякой структуры. В итоге даже компании, приобретающие серьезные корпоративные мессенджеры, относятся к рабочим сайтам как к неизбежному злу, упуская возможность выжать из них в разы большую пользу.
Но все может быть по-другому — чаты способны в разы ускорить общение и координацию, во многих случаях выгодно заменив почту и медленные переписки в других системах типа таск-трекеров. Я расскажу о конкретных подходах и сценариях, которые это позволяют, на базе своего практического опыта как руководителя различных уровней в разработке и продуктах. Будет полезно и руководителям, и неравнодушным специалистам, которые готовы улучшать рабочую среду вокруг себя — меньше хаоса и боли, больше отдачи. Кстати, такие инициативы — хорошая ступенька для начала роста как руководителя.
Ключевые принципы
- Нужен полноценный инструмент
- Всегда — конкретные адресаты
- Обсуждения — в комментариях
- Оживленный чат — прелюдия к созвону
- Больше каналов богу каналов
- Из директа — в каналы
Нужен полноценный инструмент
Напомню сверкающую банальность: инструменты для личной жизни не подходят для командной работы — не хватает функциональности, так как заточены совсем под другие сценарии. Поэтому для эффективной работы нам нужен полноценный корпоративный мессенджер. Когда-то очевидным лидером был Slack, а сейчас и на нашем рынке есть достойные замены — я в свое время влюбился в Сквадус как наиболее полную замену Slack, но есть и другие варианты. В данной статье я предполагаю, что он у вас уже есть, иначе предлагаемые подходы вряд ли получится реализовать.
Всегда — конкретные адресаты
Самое базовое правило, которое сильно упрощает чтение всего, что до вас доходит — сообщения надо всегда адресовать конкретным людям.
Договоритесь в сообщениях всегда указывать («тэгать» с помощью символа «@») тех, от кого ждете реакции на конкретно это сообщение.Это позволит любому участнику видеть, в какой дискуссии ожидается его реакция, и вычленять ключевые сообщения. Одно это изменение экономит значительный объем времени, а, самое главное, внимания.
Еще более ощутимая выгода — можно отключить уведомления обо всех сообщениях, кроме прямых упоминаний (с нужными исключениями) и просматривать остальное тогда и с такой глубиной, которую сочтете нужным. Ответственность каждого — не пропускать обращения непосредственно к нему, остальное — на усмотрение, в зависимости от задачи.
Дополнительный плюс: сотрудники привыкают четче формулировать, от кого они ждут реакции, и какой конкретно — кто-то привыкает быстрее, а отстающие начинают постепенно получать дружеские пиночки в стиле «ты это кому конкретно?»
Интересно, что уже после мессенджеров такую же функциональность начали внедрять и некоторые продукты электронной почты, но в ней это всегда работает хуже — в большом обсуждении с помощью упоминания «@»
Обсуждения — в комментариях
Принцип кажется банальным, но фокус — именно в дотошном внедрении и подходе к реализации.
В рамках канала (то есть, группового обсуждения в терминах Slack/Сквадус) новую тему начинать новым сообщением, а обсуждать — только в комментариях к сообщению (вложенных обсуждениях).
Это позволяет уйти от единой «простыни» сообщений на самые разные темы внутри канала. Но, даже когда все понимают смысл и пользу, регулярно случается, что на сообщение отвечают тут же в канале, и следующим отвечающим уже непонятно, что комментировать, и все опять превращается в «простыню».
Я обкатывал разные варианты, лучше всего сработал такой:
- В исходном сообщении формулируете только тему — как заголовок письма в почте
- Само содержание оформляете тут же как первый комментарий к вашему сообщению
- В результате, о задании структуры думает тот, кто начинает обсуждение, а все остальные автоматически отвечают на комментарии — ведь, даже чтобы прочитать суть, приходится проваливаться в комментарии.
В итоге канал превращается в набор сфокусированных обсуждений с конкретными заголовками.
Дополнительный плюс: люди чуть больше думают над формулировками начальных сообщений, хотя и не только лишь все.
Оживленный чат - прелюдия к созвону
Еще в период роста популярности Slack многие начали жаловаться, что переписки в нем начали объедать невероятно много времени - по сути, чатиться стало так удобно, что все обсуждения стали сводиться к Slack, что подтверждалось соответствующими исследованиями.
Выход - договориться оживленные обсуждения переводить в быстрые созвоны. Мессенджеры позволяют это делать прямо из конкретного обсуждения, при этом именно активное использование мессенджера облегчает созвоны «на лету»: в чате хорошо видно, когда обсуждение активно, и участники постоянно отвечают, и есть кнопка создания звонка из обсуждения. А если у участников «в моменте» есть возможность активно переписываться, созвониться они обычно тоже могут.
- Договоритесь, что любой участник оживленного обсуждения может созвать звонок с текущими участниками
- Назначайте звонки через 3 минуты — в отдельном сообщении предлагаете созвон, упомянув тех, кого вы считаете нужным подключить; этого хватает, чтобы собраться с мыслями, освободить себе короткое время, добраться до тихого места или выключить воду в ванне
- Всегда лучше созвониться даже ограниченным составом и выработать общую позицию или зафиксировать разногласия, чем долго планировать встречу для включения всех участников
- Не округляйте время начала — к 12:47 люди собираются пунктуальнее, чем к 12:50
- Звонок делайте не больше 10 минут — либо решите вопрос, либо определитесь, кто дальше будет разбираться более детально
- Итоги лучше коротко зафиксировать тут же в обсуждении
Больше каналов богу каналов
Англоязычным ребятам хорошо заходил вариант „Channels are free“
Каналы стоит воспринимать как группы переписок в почте по одному конкретному направлению, а иногда и как отдельную цепочку писем — их легко не только создавать, но и архивировать, сохраняя доступными для прочтения/возобновления в будущем.
И, в отличие от почты, к каналам легко подключать новых участников без необходимости пересылать всю предыдущую переписку. Нормальная ситуация в рабочем мессенджере — в проекте с десятками участников каждый участвует в десятках каналов. Большая часть каналов создается под конкретное сфокусированное обсуждение, затем, исчерпав себя, архивируется.
При таком подходе нет «каналов-свалок», в которых идет обсуждение сразу нескольких вопросов, разобраться в которых бывает проблематично. Опять же, легче выбирать, что стоит прочитать, что — пропустить.
Итак:
- Создавайте множество мелких каналов, соответствующих вашей рабочей структуре и текущим проектам
- Для каждого обсуждения выбирайте максимально сфокусированный канал.
- Нет такого — подумайте, не создать ли новый
- Добавляйте участников just in time — прямым упоминанием, именно когда человек точно нужен
- Смело выходите из канала, если считаете, что сейчас там не нужны — при необходимости вас добавят обратно
- Архивируйте затихшие временные каналы — в идеале, добавляя короткое итоговое сообщение
Используйте единую схему наименования каналов - она существенно облегчает работу с десятками (а в рамках компании — сотнями, а то и тысячами) каналов:
- В крупных компаниях важно учитывать, что может быть конфликт имен каналов у разных команд — например, канал „СПРИНТ 7“ может создать не одна команда. Лучше учитывать это заранее, даже если в текущий момент мессенджером пользуется только небольшая часть компании
- Используйте ключевые слова и сокращения
- В названии идите от общего к частному
- В описании канала всегда давайте полную расшифровку
- Закрытые каналы маленьких команд — куражьтесь, как угодно
Примеры названий и описаний
- рк_блеск_сп_7 — «Рога и Копыта», продукт «Полироль «Блеск», обсуждение задач спринта 7» (Для компании в рамках большого холдинга/группы компаний)
- рк_транс_удаленка_хд — «Рога и Копыта», внутренняя трансформация, все вопросы по переходу на удаленную работу»
- ЛоМаЙмЕнЯпОлНоСтЬю — «Продажники ЗФО — самые крутые!» (внутренний канал команды продаж по ЗФО)
Типовые примеры каналов
Задачи спринта
- Обсуждаются только задачи, включенные в конкретный спринт
- Заголовок каждого обсуждения содержит ID и имя задачи из трекера
- В трекере задачи не обсуждаются — только в канале, но результаты обсуждений (если как-то повлияли на задачу) фиксируются в трекере
- Архивируется после завершения спринта
Обсуждение эпика
- Все обсуждения на этапе «продуктовой» проработки какого-то значительного куска функциональности до его декомпозиции на задачи в трекере
- Основные обсуждения идут на созвонах/в документах, а в канал попадают в основном короткие вопросы/переписки/координация участников, которых может быть много, в зависимости от заинтересованных сторон эпика
Канал команды/отдела
- Канал конкретной функциональной команды или отдела для внутренних обсуждений, не вписывающихся в обсуждение конкретного проекта
- Живет долго, участник получает доступ при подключении в соответствующую команду
Инициатива/проект/изменение/объявление
- Имеет смысл для любых начинаний, больших, чем единичная задача, и для любых объявлений, по которым предполагаете оживленную дискуссию
- В «общих» каналах просто давайте ссылки на такие конкретные обсуждения
- Разгружает вечноживущие «общие» каналы и позволяет видеть, что вообще сейчас происходит/обсуждается в команде и компании
Клиент — продажи
- Внутренняя координация по продаже конкретному клиенту — актуально для долгих, крупных сделок, вовлекающих несколько команд
- Участников подключают инициаторы по мере необходимости
Клиент — поддержка
- Если требуется быстрая координация между разными командами/отделами, вовлеченными в работу с клиентом — у меня это были продажи + продукт + поддержка + системные инженеры + представители технологических партнеров
- Хорошо работает принцип «отвечай только на упоминания» — можно добавить узкого специалиста «на лету», тэгнув его с конкретным вопросом, и он не обязан следить за всем остальным общением, плюс может выйти из канала в любой момент, когда посчитает, что больше там не нужен
Сервисный
- Подходит для внутренней команды, помогающей коллегам в режиме, близком к хелпдеску — это может быть команда, предоставляющая коллегам конкретную функцию, обслуживающая конкретный внутренний сервис, или проводящая внутренние изменения
- Любой может начать новое обсуждение — обычно, вопрос по теме или просьба о помощи
- Участники команды по своему графику мониторят канал, отвечают на запросы там
- Может быть полезен даже при наличии внутреннего хелпдеска, особенно, при проведении каких-либо больших изменений — общение в канале проходит быстрее, плюс видно коллегам, которые могут приходить с аналогичными вопросами
Из директа — в каналы
В рабочем мессенджере любые рабочие вопросы, кроме каких-либо щекотливых, нужно с самого начала обсуждать в подводящих каналах, а не в личной переписке — директе.
Самая очевидная причина — легко подключить других участников, что часто требуется.
Менее очевидные причины:
- Результаты обсуждений доступны всем и лежат в нужном месте
- Ответственные участники — тимлиды, проджекты и т. п. — видят, какие обсуждения идут, и могут при необходимости подключиться, плюс формируют общую картинку по взаимодействию сотрудников
- Волшебным образом, некоторые вопросы отпадают: пока вопрошающий думает, где задать и как сформулировать, успевает ответить сам себе или найти ответ на похожий вопрос
С внедрением этого принципа придется повозиться больше всего — привычки ломаются тяжело, плюс требуются дополнительные телодвижения в моменте — найти канал, формулировать вопрос четко, отдельным комментом начать обсуждение. Но именно поэтому он — супер важен, так как часто запускает все остальное.
Что в итоге?
Не буду вымучивать некие волшебные цифры типа «время на коммуникацию снижается до 90%« — в каждом случае они будут своими, хотя всегда значительными. Перечислю общие принципиальные эффекты и конкретику из моего опыта.
Общие:
- Уходит перегрузка нерелевантными сообщениями — соответственно, в оставшихся коммуникациях люди участвуют активнее и качественнее
- Новые участники в разы быстрее въезжают в проекты
- Участникам нескольких проектов гораздо проще разграничивать коммуникации по ним
- Повышается прозрачность всей командной работы — руководителям гораздо проще держать руку на пульсе и оперативно включаться
Пример #1 — компания до 5000 инженеров и менеджеров, полностью удаленная, мессенджер — основное средство коммуникации, я подключался к различным вновь приобретенным продуктам в режиме «спецназа» на 2–3 месяца, затем отвечал за небольшую команду, меняющую деятельность десятков других:
- За 1 день включаешься во все коммуникации и процессы — все на виду, структура прозрачна, легко вовлекать нужных людей
- При внедрении масштабных изменений легко выстраивается координация с теми, кому приходится менять свои процессы и привычки — по моим прикидкам, мы тратили раз в 5–10 меньше времени на поддержку наших «подопечных», и настолько же ускорили получение и обкатку обратной связи
Пример #2 — стартап из 100 человек, я руковожу основным продуктом из 50 человек как главный продукт и проджект:
- Перевел всю коммуникацию из почты и смежных систем в мессенджер — уже это убрало основной бардак и повысило скорость и качество коммуникаций в разы
- Задачи стали двигаться в несколько раз быстрее (было много мер, но в том числе ушли от ситуаций, что заданные вопросы или комментарии остаются без ответа часами и днями)
- В несколько раз разгрузил себя, CEO и ключевых лидов — сотрудники в разы больше начали общаться напрямую, сами подключаться туда, где видели необходимость (фактически, внедрили очень крутой уровень горизонтальной «западной» рабочей культуры в команду с восточным менталитетом)
- Вся работа команды постоянно была как на ладони в реальном времени у нашей «тройки» CEO/CPO/CTO, что позволяло замечать любые «затыки» и подключаться очень быстро — обычно, это неотвеченные вопросы, обсуждения, затихшие без результата, или бурные обсуждения без движения вперед
- Cтало наглядно видно, кто тянет вперед, кто — назад; важно, что и вторые это сами стали видеть и активно подтягиваться.
- В итоге, буквально за пару месяцев после прихода удалось кардинально «раскачать» команду — преодолели все болезни роста с 10 человек и перехода на удаленку (2021-й год)
- Фактически, ускорение и повышение прозрачности рабочего общения стало базой для дальнейшего налаживания всей работы в условиях, когда команда очень неоднородна по уровню, да еще с поправкой на специфический менталитет
Как внедрить?
С одной стороны, все просто — обсудить с командой, оформить все рекомендации в памятку, разработать структуру каналов — и алга.
Но, кто занимался изменением процессов и культуры, особенно в масштабе, знает, что в реальности хватает подводных камней да и просто сопротивления — не все любят менять привычки, учиться сделать лишний шаг сейчас для общего блага, и далеко не всем нравится повышение прозрачности.
Я постараюсь в будущих статьях поделиться своим опытом внедрения, а также рецептов различной автоматизации, которая может еще упростить и внедрение, и дальнейшую работу. Если интересно более предметно об этом поговорить — пишите в ТГ @anton_n_belousov