Как AR-технологии помогают наполнить офисное пространство смыслами и зачем это нужно

В этом материале я, Даша Цыпилева, основатель и управляющий партнер инвестиционной компании Reca Ventures, рассказываю о том, как переосмысление рабочего пространства влияет на работу команды, и зачем офису нужен сторителлинг.

Как AR-технологии помогают наполнить офисное пространство смыслами и зачем это нужно

Тренд на удаленную работу

Последние несколько лет сильно повлияли на то, как компании организовывают работу своих сотрудников. Поначалу многие предсказывали полный уход команд на удаленку и даже демонстрировали статистику, подтверждающую рост производительности специалистов. Затем другие исследования показали, что удаленщики часто страдают от одиночества, переработок и отсутствия социальных контактов. А это негативно сказывается на их эффективности и вовлеченности. Получается, именно удаленная работа, обещавшая больше свободы и личного пространства, зачастую приводит к отсутствию work-life balance, к которому мы все стремимся.

На практике личный контакт позволяет укреплять взаимоотношения между коллегами. Так формируется собственная корпоративная экосистема со своей культурой и характером. Команды, работающие совместно, эффективнее выстраивают доверительные отношения, а решения принимаются быстрее. Несмотря на множество инструментов виртуального общения, именно пространственная близость важна для формирования знаний и отношений в коллективе.

Я склоняюсь к тому, что офлайн-пространства не теряют своей актуальности, и даже больше – значение их функциональности только растет. Еще в 2018 году Gartner провели опрос, который показал, что производительность сотрудников, удовлетворенных своим рабочим пространством, больше на 16%. При этом их вовлеченность в жизнь компании выше на 30%. Это говорит о том, что офисные пространства давно перестали быть лишь местом сбора команд и инструментом контроля их рабочего времени и производительности.

Мы живем в эпоху переосмысления рабочего места, в моменте, когда офис становится средством воодушевления сотрудников для возврата в рабочую среду. Местом, где хочется находиться, и при этом быть максимально включенным и вовлеченным в рабочие процессы. Атмосфера в нем, окружение красивыми предметами, текстурами и цветами влияет на наше собственное творчество и эффективность. Я считаю важным создавать среду для творчества команды, ведь команда – это самое важное, что есть в бизнесе.

***

Офис Reca Ventures расположен на Трехгорной мануфактуре. Можно было бы ожидать, что интерьер офиса инвестиционной компании будет исполнен в строгом стиле, но наше рабочее пространство скорее напоминает творческую мастерскую с переговорными комнатами.

Каждый человек имеет отношение к творчеству, потому что результатом любой деятельности становится некий продукт. Финансовый или аналитический отчет, инвестиционная сделка или контракт о продаже компании, платформа для стриминга или опубликованные посты в социальных сетях – все это результат творческого процесса. Для меня было важно сохранить и отразить эту идею и в коммуникации с командой, и в нашем пространстве.

Основной состав Reca небольшой – всего 5 человек. Команда работает в гибридном режиме, то есть 3-4 дня проводит в офисе. Есть и те, кто выбирает приходить в офис каждый день. Я видела задачу по созданию такого пространства, которое обеспечит сотрудников зонами для индивидуальной сосредоточенности, совместных обсуждений и отдыха.

Как мы сделали цифровой слой в офисе

Сначала появились белые столы и стулья разных цветов и форм. Сразу за ними – дагестанский ковер ручной работы и ваза в форме сердца, которую мы наполнили цветочным букетом Lego. Чуть позднее – bubble-диван и зеркало с неровными краями.

Как AR-технологии помогают наполнить офисное пространство смыслами и зачем это нужно

Изначально все стены в офисе были белыми. Я увидела возможность рассказать на этих стенах не только историю компании, но и о нашей деятельности и ценностях. Помимо того, что это позволяет стилизовать и кастомизировать пространство, это также дает возможность погрузить сотрудников и гостей офиса в нашу идею, ближе познакомить с нами.

Вместе с командой агентства метамаркетинга VOVA family мы разработали единую концепцию цифрового и офлайн частей офисного пространства, но при этом сохранили тематическую разбивку четырех зон, на которые поделен офис.

Первое пространство на входе – кинозал, здесь мы защищаем проекты и представляем презентации. Стулья названы согласно восьми архетипам, вшитых в бренд компании. Выбирать можно под настроение. Кто ты сегодня: мечтатель, герой, мудрец или продюсер?

Как AR-технологии помогают наполнить офисное пространство смыслами и зачем это нужно

Здесь начинается знакомство гостей с нашим офисом, поэтому именно тут мы решили разместить диджитал-хостес, которая приветствует посетителей, рассказывает о компании Reca и приглашает пройти в тематические переговорки.

Хостес исполнена в виде AR-маски, загружаемой в Instagram*. Для ее активации нужен qr-код, и мы искали нестандартное решение для его оформления. В итоге решили повесить на стену ковер, исполненный виде qr-кода, чтобы по наведению камеры на код, пользователь переходил на маску диджитал-хостес.

Как AR-технологии помогают наполнить офисное пространство смыслами и зачем это нужно

Идея понравилась всем, однако была сложной в исполнении. Ошибка в положении ворса или же окрашивании может «сломать» код, и тогда работу придется начинать заново. По этой причине нам отказали две мастерских, но третьим, кто согласился, был Роман Солнцев и его мастерская Taorugs. По словам Ромы, он взялся за этот проект, потому что никогда ранее не видел подобных ковров, хотя занимается производством уникальных изделий.

Сложности были и в разработке AR-маски. По нашей задумке хостес должна была быть похожей на робота, искусственный интеллект в оболочке, потому что это отражает фокус Reca на работе с технологическими продуктами. Мы перепробовали несколько вариантов с несколькими дизайнерами VOVA прежде, чем найти того, кто создаст правильную упаковку для нашей идеи и найдет верное технологическое решение. Помимо визуальной части, проработать надо было и звуковую дорожку – хостес должна была звучать. В голосовом интро звук старались сделать таким, чтобы хостес звучала человечно и гостеприимно, но и диджитально одновременно. С обработкой звука помог Дмитрий Винников, барабанщик группы Pompeya. Вместе мы записали мой голос и немного его обработали.

Когда посетители проходят первую зону офиса, они попадают в точку, откуда открывается вид на две переговорных комнаты и опенспейс. Каждая переговорка посвящена определенному направлению работы компании. Левая – «Дагестан» (названа так из-за винтажного дагестанского ковра ручной работы, расстеленного на полу) – отражает наш фокус на поддержку инди-креаторов и творческих коллективов. Креаторы — это не только один из самых быстрорастущих сегментов экономики, но и люди, которые сейчас создают современную культуру. В них мы видим важный элемент экономики и нашей деятельности.

Как AR-технологии помогают наполнить офисное пространство смыслами и зачем это нужно

На стене переговорки изображена пустая рама, вокруг которой нанесены надписи “Can you see me?”, “Everything you can imagine is real” и другие. Чтобы увидеть, что же находится внутри, нужно навести камеру телефона на qr-код, расположенный на столе, и затем перевести камеру на стену. Тогда перед вами появится перламутровый единорог, раскручивающий логотип Reca. Этот персонаж стал отсылкой к стартап-культуре, где «единорогами» называют компании, которые оцениваются в $1 млрд.

По диагонали от переговорки «Дагестан» находится переговорная комната «Оранжерея». Она получила такое название, так как похожа на стеклянный короб, где выращивают растения. Пока там стоит всего один фикус и букет сухоцветов, но, возможно, в будущем там будет сад.

На стене изображен крупный минималистичный логотип компании и пара стикеров: «глубоко в реках» (отсылка к нашему названию и поиску идей вместе с проектами, с которыми мы работаем) и «я в самом центре происходящего».

Как AR-технологии помогают наполнить офисное пространство смыслами и зачем это нужно

Эта комната посвящена ИТ-продуктам рынков mediatech, fintech, content creation, metaverse&AR/VR и др. внутри creator economy, в который мы верим и инвестируем. Механика такая же, как и в первой переговорной комнате. После наведения камеры на логотип появляется цифровая 3D-сцена со строящимся вокруг логотипа Reca городом с небоскребами: работают краны, летают самолеты, крутится обзорное колесо. Визуализация передает идею метафорического города Reca, который строится вместе с тем, как растет компания. По мере того, как портфель проектов компании будет расти, будет меняться и город.

Люди - главный ресурс

Проект создания цифрового слоя в пространстве рабочего офиса стал не просто интерьерным решением, а способом рассказать нашу историю. Офис, кроме рабочего места, стал выставочным пространством, где о талантах могут узнать гости компании, и центром сосредоточения творческой энергии. Для сотрудников пространство обрело дополнительные смыслы, и всем из нас приятно возвращаться в офис.

Однако стоит помнить о том, что то, что кажется актуальным сегодня, уже завтра может перестать работать. Тридцать лет назад офис должен был вмещать как можно больше людей, и все помнили разве что о том, что сейлз-менеджерам нужно отдельное пространство, где громкие звонки не будут мешать остальным сотрудникам. Сейчас офисы стилизуют, украшают цветами и предметами искусства, библиотекой и зонами отдыха. Другие, как мы, ищут еще и технологические решения оформления рабочих пространств (например, VR). Уже через десять лет все может измениться, потому что меняются потребности сотрудников и компаний. Важно следить за этими изменениями и тонко их чувствовать, потому что офисы оказывают прямое влияние на качество работы людей, их состояние и вовлеченность. В конце концов, именно люди — наш главный ресурс.

*Meta, которой принадлежит Instagram, признана в России экстремистской организацией

9
2 комментария

для всего для касается недвижки идеально использовать AR

2
Ответить

Офис - супер) Вот бы у нас так покреативили😄

1
Ответить