Какие офисы нужны современному бизнесу?

Каждая эпоха предъявляет свои требования к организации труда. Мы помним, каким был типичный офис 90-х, 2000-х, 2010-х… Пришло время поговорить о настоящем и заглянуть в будущее, чтобы знать, к чему готовиться и как позаботиться о своём любимом офисе.

Умный, гибкий, адаптивный, сервисный, безбарьерный - это все о нем, о современном офисе. Но какие офисы на самом деле выбирают успешные компании? Что важнее на рабочем месте - хорошая акустика или зал для медитаций? И почему не всем компаниям нужны гамаки и комнаты для сна? Как выбрать и обустроить эффективное рабочее пространство для современного бизнеса?

Какие офисы нужны современному бизнесу?

Эксперты ILM и AMO.RU совместно с Fort Project при поддержке сети умных офисов SOK провели исследование более 150 новых офисов крупных Российских и международных компаний в Москве, относящихся к сегментам IT, коммуникации, банки и финансы, торговля, консалтинг, производство, промышленность, медиа, фармацевтика, а также опросили экспертов рынка офисной недвижимости и изучили исследования зарубежных компаний, чтобы описать современные тренды в организации офисного пространства и получить целостную картину развития трендов в организации офисного пространства на ближайшие годы. Ознакомиться с подробным исследованием и выводами можно здесь.

Как изменения в бизнес-процессах влияют на организацию офисного пространства

Долгосрочные архитектурные и технологические тренды, а также новые бизнес-модели операторов офисной недвижимости обусловлены массовыми изменениями в бизнес-процессах, корпоративных культурах и культуре труда. Если за нашумевшей инновацией не стоит серьёзная деловая необходимость, она будет на слуху 1 - 2 года, после чего займёт своё место в узких нишах и перестанет быть заметна.

Современные концепции управления, в т.ч. agile и lean, требуют комплексного внедрения на уровне моделей управления и внутренних коммуникаций. Изменения в инфраструктуре офисов и другие новшества должны быть следствием изменений в умах.

Поэтому необходимо прежде всего понимать логику трансформации бизнесов и команд. В этой статье отдельно от Н-трендов (недвижимость) мы рассматриваем Б-тренды (бизнес).

Б1. Процессный подход к управлению

Всё больше компаний внедряют управление бизнес-процессами. Оптимизация бизнес-процессов отражается в т.ч. на потребности в пространстве. Выводя людей за штат, сокращая объёмы хранимой продукции, формируя проектные команды под конкретные бизнес-задачи, отвязывая рабочие места от конкретных работников, бизнес получает возможность отказаться от части площадей и эффективнее использовать существующие.

Б2. Проектно-матричные структуры

Большая часть работы, не поддающейся автоматизации и требующей участия людей - это проекты: разработка продуктов, маркетинг и PR, клиентские проекты... Одни и те же люди входят в разные проектные команды. Это приводит к росту потребности в мобильных рабочих местах и помещениях среднего размера, пригодных для проектных команд.

Б3. Скорость изменений

Ускорение коммуникаций, логистики и аналитических процессов приводит к частой смене стратегических целей. Чтобы отреагировать на возможности и угрозы, требуется оперативно собрать команду, наладить краткосрочную линию производства. В выигрышном положении оказываются бизнесы, которые могут быстро расширить или сократить площадь (в т.ч. за счёт гибких офисов), а также переформатировать занимаемое пространство.

Б4. Удалённые сотрудники

Число людей, работающих из произвольной локации (как фрилансеров так и штатных сотрудников), продолжает расти. Вопрос их доли в коллективе упирается в способность компании грамотно выстроить управление виртуальной командой.

Б5. Кооперация между удалёнными подразделениями

Если удаётся объединить разные отделы под одной крышей, это помогает сэкономить на аренде и порождает запрос на смешанные планировки (тренд Н2). Но не всегда это возможно, и тесное сотрудничество между офисами всё более распространяется. Это создаёт необходимость видеоконференц-залов, оборудованных инструментами проектной работы и создающих эффект присутствия за счёт широкоформатных камер, однонаправленных микрофонов и крупных экранов.

Б6. Амбиции квалифицированного персонала

Новое поколение специалистов нуждается в свободе и комфорте. По данным Flexjobs.com, 80% ищущих работу отмечают гибкость графика и локации как один из факторов выбора работодателя. В борьбе за персонал бизнес активно осваивает концепции демократичных офисных планировок, насыщенных креативными зонами для работы, комнатами для массажа, спортзалами и пр.

Б7. Частное предпринимательство всё доступнее

Всё больше специалистов выходят за рамки крупных компаний, в которых выросли, и становятся резидентами коворкингов и других сервисных пространств. Эта тенденция особенно усилилась вследствие кризиса 2014 года. Сами сервисные пространства, как мощный фактор доступности предпринимательской деятельности, стимулируют спрос со стороны новых предпринимателей.

"В настоящее время сервисные пространства пользуются высоким спросом со стороны крупных корпоративных клиентов, так как этот формат офисной недвижимости предусматривает возможность краткосрочной аренды с возможностью быстрого выхода из договора. Крупному бизнесу физически трудно быстро внедрять временные изменение. Много ресурсов и времени будет затрачено на поиск подходящего варианта и отделку офиса. Поэтому нет ничего лучше быстро разместить проектную группу для проверки или реализации бизнес-идеи или продуктовой гипотезы".

Анна Воробьева, Директор проекта AMO.RU

Б8. Люди всё дольше остаются экономически активными

В мире растёт доля работающих среди людей пенсионного возраста. На сегодняшний день она составляет 13%. Это сказывается на росте требований к эргономичности рабочих мест и возможности работать из удобного места в удобное время.

Тренды в офисной недвижимости

В контексте описанных выше бизнес-трендов легко осознать следующие тренды на рынке офисной недвижимости.

Н1. Рациональная организация пространства

Высокая стоимость аренды и эксплуатации офисов подталкивает бизнес оптимизировать эти издержки. Растёт доля открытых рабочих зон, особенно в офисах свыше 3 000 м кв.: там open-space занимает более 55% площади. Компании обучаются сокращать неэффективные площади, такие как коридоры, и повышают гибкость использования пространства. В среднем по Москве неэффективные помещения составляют 10% от площади офиса.

Планировка влияет не только на количество простаивающих метров, но и на производительность труда.

Неудачное зонирование может существенно снизить продуктивность. Дискомфорт доставляет все, что ограничивает мобильность: неудобное расположение турникетов или неисправно работающие лифты. А вот наличие верхнего светового атриума, рекреационные зоны и озеленение пространства положительно влияют на общее психологическое настроение в коллективе.

Дмитрий Москаленко,

Первый заместитель генерального директора «Корпорации А.Н.Д.»

Н2. Смешанные планировки

По данным исследования Gensler, работники устали от open space. Только миллениалы и поколение Z готовы к открытости. 77% работников хотят работать в смешанной планировке. Большинство людей, особенно женщин, не устраивает уровень приватности, который они имеют на работе сейчас [2]. Доминирующая позиция open-space обусловлена их экономической эффективностью и гибкостью. Этот тип организации офисного пространства обеспечивает стоимость содержания рабочих станций в среднем в 2,5 раза ниже, чем уровень затрат на кабинетную систему [1].

Наше собственное исследование показало, что основной тип организации офисного пространства – смешанная планировка с офисным open space и кабинетами (95%). Только 5% исследуемых офисов не включают в себя классические кабинеты для руководства.

Оpen space — самое экономичное решение для размещения персонала, но самое низкоэффективное и некомфортное для работы. Компании, которые воспринимают офис и персонал как область для инвестиций, а не статью затрат, на офисы открытого типа даже не смотрят

Иван Шкиря,

Совладелец офисных пространств “Дела”

Н3. Комфортная среда

Концепция офиса “как дома” всё чаще выигрывает у концепции “как на фабрике”. Дело не в вольготной атмосфере, а в гибкости. В офисах “как на фабрике” каждый сам персонализировал своё рабочее место. Стол - “берлогу” трудно быстро трансформировать или переместить в проектный офис. Поэтому функция уюта переносится на зоны неформального общения. Они могут напоминать и “берлогу”, но важно, что люди оказываются там вместе и продолжают продуктивную коммуникацию.

Must have офисного дизайна сегодня это не только наличие кофе-поинтов, но и интеграция в рабочее пространство lounge-зон, открытых террас на крыше бизнес-центра, спортивных зон и акустических кабин для переговоров.

Михаил Миронов,

Коммерческий директор «Р7 Групп»

Н4. Внимание к здоровью

Компаниям всё труднее быть привлекательными для продвинутых кадров, если их офис отделан неэкологичными материалами и лишён помещения для физических упражнений.

Но гораздо важнее элементарная экология рабочего пространства. Она влияет на продуктивность, благополучие и настроение сотрудников на порядок существеннее, чем фитнес и эргономические приспособления. Низкое качество воздуха усыпляет работников и приводит к потерям около часа в день. Обилие натурального освещения, комфортная температура, чистый воздух и низкий уровень шума сокращают в среднем 4 дня больничных в год на сотрудника

Две группы факторов влияют на продуктивность работы сотрудников в современных компаниях:

Классические: правильная работа систем здания (вентиляция, отопление и так далее), достаточность пространства для работы, правильно спланированное освещение на рабочих местах и развитая инфраструктура объекта.

Бизнес-факторы: способность гибкого изменения офисного пространства для формирования рабочих команд под проект в соответствии с процессами, принятыми внутри компании.

Надежда Холодная,

Директор департамента коммерческой недвижимости ГК «ВЫСОТА»

Н5. Технологичность

Самое насущное -- технологии для коммуникации и удалённого доступа. К ним относится в т.ч. техника для видеоконференций и презентаций и высокоскоростной интернет. 84% трудящихся ставят быстрый Wi-Fi на первое место среди факторов продуктивности. 37% добавляют к этому удалённый доступ к корпоративному серверу. Входят в моду мультимедийные стены, обеспечивающие качественное изображение и звук даже в открытом субпространстве для мозгового штурма или семинара.

Отдельный класс технологий относится к реконфигурации офиса. Сюда относятся передвижные стены, диваны с акустическими спинками и прочее

Н6. Гибкий офис (flex office / activity based office)

Набирающая популярность концепция полностью меняет подход к рабочему пространству. Конфигурация офиса обусловлена задачами, а не оргструктурой. Кабинет отдела становится бессмысленной сущностью, поскольку сотрудники почти всегда там, где сейчас решается задача в рамках проекта.

На смену кабинетам и open space приходят гибкие офисы. В них полностью или частично отсутствуют фиксированные рабочие места, а открытые пространства сочетаются с мультифункциональными зонами. Новые технологии гибкого офиса позволяют оперативно менять конфигурацию и обновлять помещение, подстраиваясь под текущие задачи. Большинство помещений такого офиса - временные, они , формируются стильными передвижными акустическими стенами.

Какие офисы нужны современному бизнесу?

Многие крупные компании, которые работают в сфере рекламы, PR, IT-индустрии, давно перешли на свободный тип планировки. Более того, они создают зоны отдыха, вводят ненормированный график и всячески способствуют тому, чтобы сотрудник не выгорал на работе. В таких организациях даже можно взять годовой «творческий» отпуск.

Антон Бабчихин,

Директор по маркетингу комплекса «Румянцево»

Н7. Персонализация рабочего места

Согласно исследованию Гарвардского университета, возможность персонализации рабочего пространства для сотрудников важнее неограниченного отпуска. Главным образом они хотят персонализировать экологические параметры рабочего места (см. тренд Н5)

​Таблица: экологические параметры рабочего места, персонализации которых требуют трудящиеся
​Таблица: экологические параметры рабочего места, персонализации которых требуют трудящиеся

Итак, мы выделили 7 трендов трансформации рынка коммерческой недвижимости (Н) и 8 трендов трансформации бизнес-среды (Б). Попробуем представить их вместе и проследить взаимосвязь между ними.

В таблице ниже мы отметили, какие из Б-трендов, по нашему мнению, напрямую влияют на каждый Н-тренд. Как можно видеть, наибольшим числом Б-трендов подкреплён тренд Н6 - гибкий офис. На втором месте - Н5 технологичность.

​Таблица: влияние Б-трендов на Н-тренды.
​Таблица: влияние Б-трендов на Н-тренды.
22
1 комментарий

Современные. Точка. 

2
Ответить