Компьютерные клубы в России примерно с 2018 года переживают своё возрождение. Сейчас это отдельная сфера бизнеса объёмом 23 млрд ₽ с современным дизайном помещений и мощными компами.Для тех кто интересуется нашей нишей расскажу как устроена бизнес-модель типичного компьютерного клуба в России в 2024 году.Бизнес-модельЕсли по-простому, то Бизнес-модель — это схема устройства бизнеса.Для чего она нужна? Чтобы быстро понять основное устройство и принципы функционирования компании. Например, вы хотите запустить новый бизнес или стать инвестором, но незнакомы с этой нишей. Бизнес-модель для начала поможет увидеть основные принципы работы компании.Бизнес-модель по Остервальдеру — один из самых популярных методов описания бизнес-моделей. Он включает в себя 9 разделов. По ним мы и пройдёмся, на базе нашего компьютерного клуба INGAME ARENA в Екатеринбурге.1. Потребительские сегментыЭто клиенты, которых мы хотим привлекать и обслуживать.Наш сегмент: Геймеры (ПК)Это массовый рынок. В России 55% населения регулярно играют в видеоигры (в возрасте 12 — 64 по данным Mediascope). И 33% от всего населения — это ПК-геймеры. Получается 48 млн человек в России. По данным портала LanGame в России в 2023 году 2,8 млн. уникальных пользователей, в среднем каждый месяц посещают компьютерные клубы.2. Ценностные предложенияТовары и услуги, ценные для сегмента.Услуга по аренде места с компьютером для видеоигр.Тем самым клиенты получают удовольствие от своего хобби, отдыхают и проводят время одни или с друзьями. Это развлечение также является доступным по цене. И исключает необходимость покупки дорого игрового компьютера (от 150к ₽) .3. Каналы сбытаСпособы донесения ценностных предложений до потребительского сегмента (то есть как мы расскажем о нашей услуге клиентам) .Социальные сети;Поиск;Карты;Рекомендации;Внешнее оформление клуба;Офлайн-реклама.Здесь каналы сбыта компьютерных клубов похожи на любой офлайн-бизнес.4. Взаимоотношения с клиентамиО том, как компания выстраивает отношения с клиентами.Буду очень краток, потому как тема огромная и сейчас суть статьи не в этом) Основной фокус в компьютерных клубах делается на удержании клиентов.5. Поток поступления доходовВ нашем компьютерном клубе всего 2 потока получения денег:1) Сдача в аренду мест с компьютерами (поминутно, пакеты часов и тп);2) Продажа еды и напитков.Но в отрасли ещё бывают:Плата за аренду мест с приставками;Кальяны;Алкоголь;Полноценная кухня;VR;Симрейсинг;Турниры;Мерч, сувениры;Майнинг;Сдача игровых аккаунтов в аренду;Офлайн-игры;Выездная аренда ПК;Субаренда;Корпоративы.6. Ключевые ресурсыНаиболее важные активы для работы компании.Места с компьютерами;Инфраструктура клуба (сеть, коммуникации);Помещение.7. Ключевые виды деятельностиЧто делать, чтобы компания работала, как задумано.Обеспечение функционирования активов;Привлечение клиентов;Удержание клиентов.8. Ключевые партнёрыПоставщики оборудования;Поставщики коммуникаций;Арендодатель;Поставщик ПО;Поставщики еды и напитков;Партнёры по маркетингу;Сервисы приёма платежей.9. Структура издержекОсновные расходы для работы компании.Еда и напитки на продажу;Оплата работы команды;Аренда;Коммуникации;ПО;Прием платежей;Маркетинг;Амортизация.ИтогиЯ бы предложил не думать сразу, что тут "всё просто". Несколько раз лично сталкивался с ситуациями, когда предприниматели недооценивали нашу сферу, а после — закрытие и распродажа. К тому же часть франшиз даёт такие надежды при продажах.Бизнес-модель служит лишь ориентиром в коротком знакомстве с бизнесом компьютерных клубов.