«Восстанавливается быстрее, чем ожидалось»: директор по продукту Aviasales Иван Козлов оценил ситуацию на travel-рынке Статьи редакции

Прогнозы роста цен на авиабилеты пока не оправдываются.

Директор по продукту Aviasales Иван Козлов на своей странице в Facebook подвёл итоги мая-июня 2020 года и оценил положение travel-рынка в условиях пандемии коронавируса и запрета международных авиаперевозок. По его словам, рынок восстанавливается быстрее, чем ожидалось.

Прошло почти два месяца с моего поста о том, как обстоят дела у Aviasales. Продолжаем хроники нашего противостояния коронавирусу.

Про тревел рынок

Все живут, и официально (!) никто из сколько-нибудь крупных игроков пока не умер. Чувствуют себя все по-разному. Расходы у большинства давно оптимизированы. Тем сотрудникам, кому можно было не платить, не платят. Они либо сокращены, либо... либо просто не платят. Оказывается, так тоже можно.

Есть хорошее: рынок авиаперевозок восстанавливается быстрее, чем мы предполагали. Речь, конечно, про внутренние перелеты, потому что международных по факту нет. По прогнозам границы страны будут открывать в несколько этапов, и первый будет 15 июля. Разумно предполагать, что никто в моменте не сорвётся и не бросится покупать билеты в дальние края, особенно с учётом потенциальных ограничений и неудобств, но, послушайте, мы живём в России. У нас всё возможно. Страна абсолютно бесстрашных людей. Это видно и по улицам, и по внутренним перелётам.

У нас, если говорить честно, они толком и не останавливались. Была просадка, да. Большая. Но люди летали. А потом открыли Крым, и случилась почти клюшка. В дополнение к Крыму вчера пришли новости про Краснодарский край, и это также неминуемо подстегнёт дальнейший рост. Люди не боятся.

Возможно, это прозвучит немного ура-патриотически, заранее прощу прощения, но, кажется, мы более живучи и адаптивны, чем сами предполагали. Я не только про тревел, а в целом про бизнес. Не все переживут, это понятно, но я ожидал бó‎льших потерь.

Чтобы вы могли наблюдать за восстановлением рынка и в целом фил аур пэйн по поводу произошедшего, вот вам спецпроект от наших аналитиков и команды маркетинга: https://index.aviasales.ru/

Что с Aviasales?

Падение год к году примерно 30%. Прискорбно, если учесть, что по плану мы должны были вырасти относительно прошлого года примерно на те же 30%.

Пока мы идём по оптимистичному плану восстановления, но держим в голове вторую волну. Я в неё не верю — если и будет новый скачок заболеваемости, вряд ли у кого-то хватит духу ещё раз остановить страну. Кажется, обойдётся разными по степени адекватности и действенности мерами. К сожалению, мы как страна не можем себе позволить ещё сколько-то там месяцев отдыхать.

К «удаленке-распределенке» все привыкли. Внутренние опросы показывают, что многим такой режим даже нравится. Всё идёт к тому, что мир действительно уже не станет прежним. Считаю, что будет так: движение в сторону расслабления офисного режима начнётся с нескольких бодрых и смелых компаний, в какой-то момент подключится крупняк (за кадры-то биться нужно), а за некоторой критической массой компаний, как обычно, подтянутся вообще все. Хорошо ли это, правильно ли это — вопрос второй. Российские офисы для особо нуждающихся мы, кстати, приоткрыли — с соблюдением мер, конечно. На Пхукете ничего и не закрывалось, повезло ребятам.

Команду сохранили и даже усилили. Расчехлять найм на полную катушку мы пока не готовы, но точечный найм продолжим.

Наш маркетинг не может остановиться и штампует годноту. Внутри мы уже привыкли, но всё равно каждый раз дико радуемся.

Удивительная находка из области оптимизации костов: если прийти к SaaS'ам и сказать, что ты сильно пострадавший и жутко несчастный, тебе могут ощутимо помочь. Один сервис вместо скидки просто дал нам бесплатное использование на год. Круто, что, когда в сложный момент государство кладёт на тебя болт, можно ожидать поддержки и помощи от коллег с ИТ-рынка.

Модели обновляем уже не каждый день, но с хорошей периодичностью. Год для тревела, конечно, потерянный, но надежда на следующий пока есть.

Что по продукту?

Продолжаем работать над технологическим фундаментом. Стадия разная в зависимости от конкретного узла: что-то доехало до продакшна, что-то в стадии осмысления. Главное, я считаю, это движение вперед.

Пока всё идёт к тому, что через год Aviasales будет совсем другим. Наш продукт достаточно давно не менялся. Он хорошо выполняет свою основную функцию, но некоторые вещи пора переосмыслить.

Задача не испортить и дать что-то больше — сложная, но можете быть спокойны — мы знаем, как её реализовать. Впрочем, это тема отдельной заметки. Если интересно, я расскажу.

Что будет дальше?

Относительно прогноза двухмесячной давности (это отсылка к предыдущему посту) мало что поменялось.

1. Восстановление действительно идёт постепенно. Сначала внутренние перелёты, потом региональные, потом всё остальное. По такому сценарию с несущественными оговорками идёт весь мир. До полного восстановления очень далеко.

2. Потери на рынке всё ещё неочевидны, но, как я сказал выше, кажется, мы более живучи, чем сами предполагали. Жертвы будут (даже список кандидатов ясен), но меньше, чем можно было предположить.

3. Без путешествий людям тяжело. Судя по приборам, в России многие не готовы ждать «когда-нибудь потом» и ломятся уже сейчас. При этом различных правил прибавилось. Судя по всему, до конца года или даже больше мы будем летать либо со справкой подмышкой, либо с дополнительными деньгами на экспресс-анализ в аэропорту.

4. Прогноз роста стоимости авиабилетов пока не оправдывается. Ну, и хорошо.

Aviasales лучше большинства компаний из travel-сегмента переживает эту катастрофу. Испытываю гордость за команду и передаю привет всем и каждому, с кем мы противостоим этой буре.

Иван Козлов
директор по продукту Aviasales
{ "author_name": "Лиана Липанова", "author_type": "editor", "tags": ["\u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","\u043d\u043e\u0432\u043e\u0441\u0442\u044c","\u043d\u043e\u0432\u043e\u0441\u0442\u0438","travel","aviasales"], "comments": 60, "likes": 28, "favorites": 22, "is_advertisement": false, "subsite_label": "offline", "id": 134868, "is_wide": true, "is_ugc": false, "date": "Wed, 17 Jun 2020 22:05:10 +0300", "is_special": false }
0
60 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
33

Бото-Клоунам из поддержки афтора "позитивного" поста физкульт-привет, а остальным немного инфы:

У меня 3 WL от текущих деятелей: Сев. Америка, Европа и РФ+СНГ. Они мертвые по трафику и продажам с марта. Плюс еще с десяток сайтов по туризму + оффлайн биз (прокат/аренда). Туротрасль мертва и вам об этом скажет любой человек который в бизнесе.

Я не знаю, что хочет конкретно Иван Козлов, может продать долю, может поднять раунд в привлечении баблишка, но "просели на 30%" откровенный пиздеж и это подтвердит любой представитель туротрасли.

Ответить
–1

Да при чём тут «ботоклоуны»? В Вашем случае вопрос, скажем так, не к содержанию, а к стилю повествования.

Ответить
7

туризм сдох. но речь сейчас вообще не про туризм: командировки, студенты, к родственникам - все отложенные из-за карантина поездки поперли. Самолет все же транспорт, внутри страны, не только путешествия; 

Ответить
4

Ага, "охотно" верю.
www.kommersant.ru/doc/4379792

В апреле—мае из-за ограничений полетов пассажиропоток крупнейших аэропортов России упал на 80–95%

P.S. Как там твоя Белка? Тоже на 30% отрицательный рост фиксанула? =)

Ответить
0

В апреле—мае из-за ограничений полетов пассажиропоток крупнейших аэропортов России упал на 80–95%

ну так-то график из статьи не противоречит этому https://index.aviasales.ru/

Ответить
0

Ага. Только, наверное, ты хотел ответить автору комментария, на который я ответил?

Ответить
2

Подтверждаю, обычно в середине июня уже обналичивал небольшому туроператору чистую прибыль миллионами, сейчас обналичивать нечего, 4 (четыре, Карл!) клиента с начала летнего сезона! Конечно, он не умрет и продолжит кататься на своем спорткаре, у него золотая подушка и парашют, но вот большая часть работников уже не вернется на работу, аренда и расходы подрядчикам пересматриваются под микроскопом. И многие, очень многие его коллеги по бизнесу без толстой подушки уже ищут днем с огнем альтернативы.

Ответить
6

На 30% они просели, ага.

Ответить
26

1. продажи != трафик
2. веб != весь трафик (есть мобильные приложения)
3. речь про июнь, у симиларвеба июня не будет еще 3 недели

Ответить
2

Тем более, Ваня пишет про год к году, а не месяц к месяцу.

Ответить
12

но, кажется, мы более живучи и адаптивны, чем сами предполагали.

Скорее речь идёт о том, что отпуск для части людей был ежегодной радостью и отдушиной. И пахать еще год без такой компенсации и восстановления нервной системы люди не готовы из принципа. И эта часть сейчас летит и едет.
В воскресенье был в ТЦ, там часть этажа с турагенствами и фирмами как после зомби апокалипсиса - валяется мебель, бумаги. Из 6 фирм закрыты офисы всех 6. Какой рост, какое восстановление?! Апрель сгинул, май, июнь хлебные прошли. Что остаётся? Июль, август, сентябрь? Да ещё с неясной перспективой открытия границ. 
Потери на рынке всё ещё неочевидны, но, как я сказал выше, кажется, мы более живучи, чем сами предполагали.

Потери будут в лучшем случае через год ясны. Понятно, что агрегатор - это как администрация рынка, зарабатывает всегда. Но до тех пор пока есть продавцы на рынке и покупатели. А пока тревел рынок выглядит как продуктовый, который закрыли на карантин. 
Страна абсолютно бесстрашных людей. Это видно и по улицам, и по внутренним перелётам.

Это скорее злость и желание отстоять свое право на человеческую жизнь даже высокой ценой.

Ответить
1

Впереди стадия апатии. Ждем.

Ответить

Комментарий удален

0

Впереди будет то, что впереди. У многих моих знакомых (а они знали, что будет жопа) зависли деньги у туроператоров (блин, 2020 год, когда много сервисов, с помощью которых можно быстро куда-либо сорваться, но всё равно несут деньги туроператору)... ждут того, что их выпустят за рубеж. )

Ответить

Комментарий удален

1

 Какой рост, какое восстановление?! Апрель сгинул, май, июнь хлебные прошли. Что остаётся? Июль, август, сентябрь? Да ещё с неясной перспективой открытия границ.

Статистика относительных чисел тем и хороша, что можно говорить обо всём не учитывая эффекты высоких и низких баз (по сути, как угодно трактовать цифры).

Ответить

Нефтяной динозавр

Олег
1

Стоп, а при чем тут офисы турагенств и турфирм?Тур оффлайн продажи дохли уже не первый год и удивительно как они вообще оставались в таких количествах. А сейчас. Вместо этих 6 офисов из дома купили билеты онлайн, забронировали отель онлайн и вперед. Логично, что в этой ситуации мало дураков отдавать деньги турфирмам, которые массово на грани банкротства. Билеты на самолеты напрямую у авиакомпании и то страшновато.

Ответить
0

Таки будете удивлены, но много людей покупает именно туры. Возрастные, семейные с детьми, например. Как говорится "плачу и как хочу". И 5* UAL и палатка в горах по своему привлекательны. А в текущей ситуации, сужу по знакомым, многие вообще решили переждать непонятное время не зависимо от того тур это или самостоятельная поездка. Максимум - на своей машине в знакомые места в России, чтобы в случае чего за пару дней домой вернуться. 

Ответить

Нефтяной

Олег
0

Многие покупают туры онлайн, без посещения офисов. И вы подтверждаете реальность - те кто самостоятельно не путешествует пережидают. Остальные как раз и покупают авибилеты и бронируют отели через сервисы не удивлюсь если в т.ч. авиасейлз или скайсканнер, пока внутри России разумеется. Кстати, Островок с Российским рынком наверное тоже в плюсах.

Ответить
6

Авиасало периодически заносит бабло за хвалебные оды?
Air France - сокращение около 8-10к человек
Lufthansa - до сих пор не решено, когда и как помогут
Аэрофлот выпустит еще столько же акций (и останется настолько же убыточном, и даже транссибирские перелеты не помогут)

В США вторая (первая?) волна на подъеме. В августе перестанут платить пособия, а памятником разрушать боьше не останется и придется ижти кладовщиком на амазон, а не на боенгах с индийским ПО летать.
В Пекине говорят о десятках (лол) новых заболевших.
Про Индию молчу, никто не считает.

В России голосование за Конституцию, которую можно уже купить за 50 рублей (и "Труд" за 3 копейки).

Ну давай, Иван Козлов, еще победных реляций, как раз под парад.

Ответить
8

Вы все про зарубежные страны, а автор про внутренний рынок. У меня с июня, как только начали снимать ограничения для туристов в регионах, так пошли бронирования. В частности Казань и Калининград. Автор прямо же сказал, что текущий год для туризма все равно потерян, а на следующий только надежды. К любой статье припишут конституцию и парад, вообще двинулись уже, работайте на огород идите, раз думать больше не о чем.

Ответить
–4

Женщина, иди вяжи носки, или поднимай там свой бизнес, и не учи меня, что мне делать. Если я написал про Конституцию, то потому что это актуально по датам, а илонамаска не хочется втягивать в любой спор. А заодно давай стату по своему бизнесу, без этого беспредметный разговор.

Я тебе тоже про внутренний рынок. У меня был план полететь на Алтай. До ковида это мне стоило 8-12 тысяч. Сейчас это стоит 16 тысяч. Это к вопросу о внутренних перевозках. Не учитывая того, что 

Казань и Калининград это смешно. Если зайти на вандруки, то там туча (Ютайр, Уральцы) дешевых перелетов из мск в эти города, только это даже не Золотое Кольцо, и не подбрюшная Турция. Пока автор не предоставит конкретных цифр (а ему уже намекнули аналитикой по его сайту, что провал все еще огромный), его выступление это просто "бей барабаны". По духу отлично, по факту бздеж.

Ответить
1

Намёк с аналитикой от Симиларвеб — это лютый кек.
В Симиларвебе данные по посещаемости июня появятся только в июле.

Иван чётко пишет про текущие цифры по продажам июня к аналогичным датам прошлого года.

Конечно, куда удобнее притянуть другие страны, голосование по конституции, парад и напрыгнуть на девушку, заткнуть ей рот словами "не учи меня, что мне делать", чем смириться с фактом, что и рынок авиаперевозок РФ показывает тенденцию на восстановление, а Aviasales не сдох и продолжает развиваться ;)

Ответить
0

Читай внимательнее - не я ей затыкаю, а она меня первая отправила на огород.
Если тебе не нравится парад, вставь маска, я уже написал. Или ты из ура-патриотов?

Твоя тенденция на восстановление никакими цифрами не подтверждается. И закончится скорее всего осенью вместе с второй волной и похудением кошельков вместе с ростом цен на топливо и обслуживанием в аэропортах (меньше путешественников = выше затраты).

Ответить
5

Ясно :)))

Жаль, что уровень комментаторов на VC продолжает падать, а уровень обозлённости только растёт.

Ответить
–1

Согласен и поддерживаю. Уровень авторов и статей с аналитикой от студентов ВШЭ и стартапов, которые кроме добрых статей о себе, не генерят никакой пользы, тоже к сожалению растет.

Ответить
2

Это заметка в моём личном (!) Facebook с моим личным (!) мнением и описанием картины прямо сейчас. Вы мне хотите запретить туда писать?

И я вообще не понимаю, какой смысл мне кого-то обманывать, с учётом того, что ложь будет очевидна 200+ членам команды, которые знают нашу статистику ¯\_(ツ)_/¯

Ответить
1

Студент, ты сессию сдай сначала, а потом будешь тут уважаемым комментаторам отвечать! 🤣

Ответить
–1

Ты бы перестал копаться в своем пупке, докапываясь до моих слов, а то я почувствую себя твоим героем.

Ответить
0

Таки резонное сомнение посеяно, как так получается, что трафик аэропортов сдулся на 80-90%, а Y2Y только на 30%? Или январь-февраль вытягивают? Интересно было бы узнать May2May.

Ответить
0

Ещё раз.

Речь про падение на 30% год к году в ИЮНЕ!

Ответить
–1

Ничего я тебе не собирался запрещать. Ты глаза разуй. Эта заметка на vc, а не в твоем личном бложике.

Ответить
1

Вот зайди на вандиуки сначала а потом пиши что нихера там нет по рф. Сейчас посмотрел горно алтайск - в августе можно за 7000 в обе стороны взять. Обычная цена в августе 20+. Камчатка тоже дешёвая продаётся.

Ответить
0

Твоя Москва только недавно вышла с карантина, и вангую, что зайдет в него снова. если карантин снова не возобновят...штош, перелеты действительно будут. В основном узбеков и понаехавших, которым придется валить из мск с ее безработицей. Это раз.
Не вся Россия живет в Москве это два. У меня был региональный перелет в Новосиб, но программа регперелетов слегка так подсократилась ввиду много чего.
Все сейчас пытаются сымитировать хоть какую-то деятельность (авиасало, вандруки, авиалинии, рестораны с типа-террасами, разработчики софта, которые обслуживали реальную экономику). Поэтому такие перелеты это попытка хоть как-то выжить, перевезя n пассажиров. Гарантии того, что твой билет не канет в бездну (или станет фантиком в виде сертификата) не даст никто. Я уже погорел с Люфтганзой в апреле, а с внутренними перевозками с горизонтом планирования больше 2 месяцев связываться = лотерея.
Это было три.
Четыре. Ковид шагает семимильными шагами и болеет им меньше 1%. Без вакцины. Без лекарства. С дерьмовой медициной. С карантинами. Хочется куда-то лететь? Фпирет. Дача и прилегающие областные города это все о чем, сейчас можно мечтать.
Есть еще пара моментов, но думаю, достаточно.

Ответить
0

Вот именно, что я сам из Сибири, и здесь не было такого жёсткого карантина как в Москве. Только между регионами контроль и тот все обходили, и как сразу ослабили рванули в горный Алтай. Анекс вообще чартеры в хакассию поставил чартеры. Её на карте половина страны не найдут, а будут самолётами возить туда.

Ответить

Выдающийся рубин

Vlad
1

БОенг тоже тыщ 10 увольняет,кстати.

Ответить
8

"Расходы у большинства давно оптимизированы. Тем сотрудникам, кому можно было не платить, не платят. Они либо сокращены, либо... либо просто не платят. Оказывается, так тоже можно." Лол

Ответить
4

Сколько обошлась интеграция к Наливкину?

Ответить
2

Виталий Иванович зафиксировал двухкратный рост внутреннего туризма в Уссурийске после этих событий. А вы тут со своим пессимизмом.

Ответить
0

Заводик ЖБИ в Уфе, трёшка, Крузак и Ауди жены

Ответить
3

Жертва зомбоящика, агент режима. Наверное ещё и за поправки в Конституцию голосовать будет

Ответить
0

Вы это про себя? Где в статье отсылка к зомбоящику и режиму? В ночи глаза слипаются, но лишь бы тролльнуть куда-то, не глядя куда?

Ответить
0

Он что-то там хорошее и оптимистичное про один секторов экономики России написал
Я вот гулял вчера и увидел лоток, узбеки продают крымскую клубнику.
Ну купил килограмм - абсолютно вся клубника оказалось безвкусной. Русские пришли и умудрились в Крыму даже клубнику испортить. А каком отптимизме может идти речь? 

Ответить
1

Да эта клубника такая же крымская, как я-швейцарец

Ответить
3

Главное - оставьте "ебучую географию". Это важно. Спасибо

Ответить
1

Оставим, это святое 

Ответить
2

Редко пишу комментарии, и оптимизм это конечно всегда хорошо.
Но реальный удар по экономике (уже был раньше, но я про будущее и про банковский кризис) будет во многих отраслях только осенью.
А нет денег, нет и отпусков и многого другого.

Ответить
–15

Anthony Baitsur
продажи != трафик
>>

Ну да - ну да. На продаже масок и санитайзеров докрутили просадку? 

Ответить
3

Научить пользоваться кнопкой «ответить»?

Ответить
–5

Научи, с тебя 100$

Ответить
1

Молодец, умеешь, могёшь.

Ответить
1

Отличный настрой! Так держать ✨👌🏻

Ответить
1

Когда граница с Китаем откроется? Сижу с зимы жду самолета... :(

Ответить
0

Задача Продакта - делать востребованные продукты, а не реанимировать  то, что уже сдохло. "Продолжаем работать над технологическим фундаментом." - зачем?

Ответить
2

Чтобы людей хоть чем-то занять ;)

Ответить
0

Уважаю честные ответы. Пусть сами себе цели ставят по OKR. Или у вас не Аджайл? :-)

Ответить
1

Я не знаю, я ж не продакт :)

Ответить
0

Особенно пока можно не платить.

Ответить
0

Bingo!

Ответить
0

Представитель компании, офис которой находится на Пхукете, а юридически она находится в Гонконге, сетует на то, что в России государство плохо помогает бизнесу )))

Ответить
0

Мы ни копейки не попросили у российского государства.
Но зато некоторые наши клиенты, к сожалению, нуждаются в помощи.

Ответить
0

Максим, более чем уверен в этом. Просто рассказывать про болты из чужой юрисдикции, не совсем корректно. Тем более, что у участников дискуссии нет полной информации по этому вопросу. В запале дискуссии,  можно обсудить, что в США с поддержкой неплохо получилось, вцелом. но опыт перенимать не хочется ))) А вообще удачи авиасейлс, надеюсь всё у всех восстановится!

Ответить

Блоги компаний

Комментарии
null