Что думают игроки e-travel о будущем туристического бизнеса?

Туризм признан одной из наиболее пострадавших от COVID-19 отраслей экономики. Он принял на себя удар пандемии одним из первых – тысячи отмен авиарейсов, приостановка наземного транспорта, закрытие гостиниц. Глобальный локдаун на несколько месяцев положил одну из самых больших индустрий в мире на лопатки. Повлияет ли резкое «обнуление» спроса на правила ведения бизнеса в туризме? Ждать ли массовый переход путешественников в онлайн? Какие технологии становятся приоритетом? Эксперты рынка – Mego.travel, Biletix и Sabre – рассуждают о первых уроках пандемии, перспективах туристической отрасли и роли партнерства в кризис.

Николай Филатов
генеральный директор онлайн-агентства Mego.travel

Есть расхожее мнение, что пандемия спровоцировала скачок в цифровизации бизнеса. На мой взгляд, пока сделан только первый шаг – переход к цифровой коммуникации с использованием Zoom, Skype и других инструментов. Вряд ли это можно действительно называть цифровизацией. Это понятие намного шире. Оно включает не только внедрение определенных технологий, но и комплексную перестройку бизнес-процессов, изменение продукта, методов взаимодействия с рынком и корпоративной культуры. Полный переход в «цифру» – это колоссальная работа, хотя, безусловно, кризис подтолкнул развитие этого процесса.

Ускорила ли пандемия переход потребителей в онлайн – пока тоже большой вопрос. Конечно, во время самоизоляции количество онлайн-покупок выросло, но насколько увеличилась пользовательская база? Или же те, кто и раньше покупали в онлайне, теперь стали заказывать больше?

Если исходить из известной типологии потребителей по готовности к инновациям, которая выделяет пять групп: новаторов, ранних последователей, раннее большинство, позднее большинство и консерваторов, – то быстрый скачок происходит, когда включается группа раннего большинства. Это относительно консервативные люди, которые начинают пользоваться новинками тогда, когда первопроходцы их уж освоили. Те же потребители, которым раньше что-то мешало совершать покупки в Интернете, отнюдь не так быстро отказываются от своих устоявшихся привычек.

Принятие онлайн-тревел уже перешагнуло раннее большинство, и рынок развивается в сторону привлечения позднего большинства. Обычно с момента совершения самой первой онлайн-покупки (скажем, книги) и до того, как человек будет готов к более серьезным тратам, проходит примерно полтора года. Авиабилеты и туры относятся как раз к дорогостоящим покупкам. В этом ключе мы ожидаем, что пандемия станет катализатором, который ускорит рост в сегменте онлайн-тревел за счет пользователей, уже преодолевших внутренний барьер и готовых тратить в онлайне больше.

В условиях «новой нормальности» сам туристический продукт тоже может измениться и усложниться. С точки зрения распространения вирусных инфекций авиаперелет не опаснее поездки на общественном транспорте или похода в магазин. Самолеты оборудованы современными системами кондиционирования, которые тщательно фильтруют и полностью обновляют воздух в салоне за три минуты. Однако в сознании потребителя, который обеспокоен своим здоровьем, это не так, поэтому регуляторы будут принимать дополнительные меры безопасности, чтобы психологически успокоить пассажиров.

Конечно, запрос на безопасность у людей разный, и здесь у игроков рынка открывается настоящее поле для творчества. Возможно, появятся какие-то дополнительные возможности по выбору мест в самолете или увеличится спрос на приоритетную посадку, чтобы не стоять в очереди с другими пассажирами. По мере нововведений в аэропортах и в самолетах, онлайн-агентства будут запускать новые сервисы, помогающие выбрать и скомпоновать самое безопасное путешествие.

Хорошая новость в том, что люди по-прежнему хотят гулять, покупать и путешествовать. По нашим оценкам, более 30% потребителей готовы прямо сейчас покупать авиабилеты за границу, но международные поездки пока ограничены правительствами стран. На рынке формируется отложенный спрос.

Как только барьеры будут сниматься, люди вновь начнут путешествовать, несмотря на какие-то изменения в правилах.

В целом история показывает, что в экстремальных условиях все, что было неэффективным и тормозило развитие, быстро отмирает и таким образом ускоряет трансформацию. Когда рынок перезапускается фактически с чистого листа, могут поменяться устоявшиеся конструкции рыночных отношений, ускориться уже запущенные процессы (например, переход отрасли на новый стандарт дистрибуции NDC), появиться инновационные модели и продукты. Главный вопрос заключается в том, хватит ли у бизнеса, погруженного в решение насущных кризисных вопросов, ресурсов и политической воли, чтобы уже сейчас задуматься о будущем и начать эти изменения.

Александр Сизинцев
совладелец сервиса по продаже авиабилетов Biletix

Для низкомаржинальных и высокооборотных бизнесов, каким является туризм, полная остановка деятельности, вызванная пандемией, стала очень серьезным испытанием. Многие игроки рынка были вынуждены пойти по пути сокращения расходов и поставить активные разработки на паузу. Другие компании стараются использовать это время для рефакторинга и улучшения продукта, чтобы стать еще более конкурентными на рынке, однако такая финансовая возможность есть не у всех.

Стопроцентного понимания того, в какую сторону будет развиваться рынок, пока нет ни у кого. Ясно одно – туризм точно будет жить, поскольку всегда хочется самому побывать в новом месте и полежать на пляже, а не только смотреть «Орел и Решку» по телевизору, сидя дома в изоляции. Вопрос заключается в том, когда, где и в каком количестве мы будем путешествовать.

Понятно, что сначала стартует развитие внутренних перевозок, и сейчас этот рынок уже начал постепенно оживать. Как и когда будет восстанавливаться международный туризм пока не ясно, но огромное количество стран заинтересовано в скорейшем возобновлении туристического потока, особенно в Юго-Восточной Азии и Европе, где туризм составляет серьезную долю ВВП.

Текущий кризис будет стимулировать игроков туристического рынка пересмотреть, как и с какими технологиями они работают.

Один из возможных сценариев – это изменение схемы взаимодействия поставщиков услуг, глобальных дистрибутивных систем (GDS) и агентств. Если раньше авиакомпании платили GDS условно 5–15 долларов за полетный сегмент, а агенты получали от GDS вознаграждение за бронирование этого сегмента, то сейчас мы можем столкнуться с тем, что из-за кризиса авиаперевозчик сможет платить условно не более 5 долларов за сегмент, и тогда агентское вознаграждение будет стремиться к нулю. Встает вопрос, на чем же тогда будет зарабатывать агент и что сможет предложить ему GDS – технологии, отсутствие look-to-book, гибкий сервис? Либо заработок агентства пойдет уже не со стороны технологического провайдера, а со стороны конечного потребителя?

Другой возможный сценарий – это пересмотр стоимости технологий для компаний. Онлайн семимильными шагами движется в сторону признания, потому что сейчас им вынуждены пользоваться даже те, кто раньше относился к покупкам в Интернете скептически. Процесс «онлайнизации» неизбежен, и стоимость транзакций так или иначе будет снижаться, что повлияет на конечную цену технологий для потребителей.

Авиационная отрасль вошла в пандемию с большим количеством устоявшихся связей, подходов и стандартов, которые в одночасье не перевернуть. Точно ясно, что авиакомпании будут стараться минимизировать свои издержки, связанные с хранением и дистрибуцией контента, а агентства – искать доступ к этому контенту наиболее выгодным для себя способом. Приблизились ли мы к каким-то революционным изменениям благодаря этому кризису или пока нет, покажет время. Если ведущие технологические игроки смогут предложить новые технологии, которые будут в разы дешевле, проще и легко встраиваться в инфраструктуру отрасли – это будет колоссальный шаг вперед.

Анастасия Лавренюк

глава технологической компании Sabre в России, Украине и СНГ

Туристическая индустрия привыкла работать в условиях динамичных изменений, но к такому уровню коллективной неопределенности не был готов никто. Для бизнеса, построенного на транзакциях, падение продаж до минимальных в истории значений – это шоковая ситуация. Не было готовой инструкции, как действовать в условиях пандемии и глобального локдауна. Перезапуск отрасли объемом более 9 трлн долларов США – это поистине масштабная работа, в которой каждый участник экосистемы туризма призван сыграть значимую роль.

По нашим оценкам, туристическая индустрия будет восстанавливаться по U-образному сценарию, и этот процесс займет время. Чтобы ускориться, каждый должен задать себе вопрос: «Что мне нужно сделать для того, чтобы путешественник вновь почувствовал себя спокойно и безопасно?»

Конечно, есть люди, готовые прямо сейчас сорваться в путешествие, но для многих вопрос своего здоровья и здоровья близких становится решающим. Для того, чтобы завоевать доверие этих клиентов, авиакомпаниям и отелям нужно не просто выполнить предписанные регуляторами санитарные требования, а всячески продемонстрировать людям свою заботу. Агентства же могут повысить свою ценность, предоставляя самую полную и актуальную информацию о новых правилах путешествий и сервисах, направленных на безопасность в поездках. В этом ключе вырастет значение технологий ритейла, которые помогают эффективно продвигать и продавать новые туристические продукты в прямых и непрямых каналах.

На пути создания новой ценности может быть переосмыслена роль партнерства.

Старый добрый принцип «сделай сам» безнадежно устарел. В таких стремительно меняющихся и сложных условиях именно партнерство расширяет возможности бизнеса и ведет к инновациям.

Успех совместной работы кроется в трех основных качествах:

– В едином понимании ценности для конечного потребителя, цепочки ее создания и значимости роли каждого партнера.

– В гибкости, честности и открытости партнеров. Именно эти качества особенно важны в кризис. В период массовых отмен путешествий открытый диалог с заказчиками помог Sabre быстро запустить необходимые технологические решения, и мы продолжаем создавать инновации в интересах всех игроков рынка.

– В корпоративной культуре, стимулирующей партнерство и побуждающей команду воспринимать других игроков не как конкурентов, а как возможных союзников.

Задачу Sabre как технологического партнера индустрии туризма и путешествий мы видим в том, чтобы постоянно совершенствовать наши технологии и системы, обеспечивая их бесшовную интеграцию с внутренней IT-инфраструктурой заказчиков. На наш взгляд, будущее – за гибкими интеллектуальными платформами на базе облачных технологий с распределяемой нагрузкой. Их преимущества сегодня на лицо:

– Гибко настраиваемая архитектура позволяет бизнесу быстро адаптироваться к меняющимся условиям рынка. Например, к взлетам / снижениям спроса или к резкой смене фокуса с продаж на послепродажное обслуживание, как это произошло с агентствами и авиакомпаниями в момент массового введения запретов на путешествия и отмен рейсов.

– Единая централизованная среда для сбора и анализа данных (вместо прежних разрозненных систем) позволяет формировать целостную картину потребительского поведения и спроса в различных каналах.

– Облачные технологии, разработанные ведущими глобальными компаниями, демонстрируют высокие показатели отказоустойчивости и защищенности от кибератак.

Будущее туристической индустрии еще не определено, ведь мы только вошли в этот кризис. Однако те компании, которые делают ставку на цифровизацию и партнерство могут быстрее корректировать курс и адаптироваться к новым условиям рынка. Признаки восстановления спроса в отдельных регионах и странах вселяют оптимизм, а, как известно, оптимизм умножает силы. Имея надежных партнеров, можно изобретать новые бизнес-модели и находить нестандартные решения, превращая невозможное – в новые возможности.

77
2 комментария

Ольга, спасибо за сбор мнений, было интересно прочесть.
У меня вот некое ощущение, что все трое произносят "туризм обязательно восстановится" как некую мантру из глубокой личной уверенности... но всё трое работают в индустрии и ближе к авиа-семегменту...
А вдруг будущее туризма — вылазки на велосипедах/машинах вокруг города и таки да, онлайн-туры и виртуальные приключения? Ну то есть вот все эти "игроманы" — там сделать еще один шаг в качестве VR и всё...
Текущий разрыв авиасетей + вирусные опасения + флайт-шейминг (котороый мы видели в прошлом году) — вдруг, прошлый год и был пиком авиасообщения, а?...

1
Ответить

Дмитрий, спасибо за отзыв! Каким в действительности будет будущее туризма: VR-тревел на диване, эко-велотуры или полеты в космос – покажет только время. Но лично я соглашусь с экспертами, что телевизора/экрана не достаточно – всегда хочется самому потрогать пальму, окунуться в океан или подняться на Эйфелеву башню. А относительно вирусных опасений наших соотечественников, думаю, южные пляжи и овербукинг на рейсах в Сочи говорят сами за себя... 

1
Ответить