{"id":13643,"url":"\/distributions\/13643\/click?bit=1&hash=a8215ceddd252b2083ce5ad9aec744ff1eefa9bc3de1c4cbfdb18016cc439e99","title":"\u0412\u044b\u0431\u0435\u0440\u0438\u0442\u0435\u0441\u044c \u0438\u0437 \u043b\u043e\u0432\u0443\u0448\u043a\u0438 \u00ab\u043c\u043d\u043e\u0433\u043e\u0440\u0443\u043a\u043e\u0433\u043e \u0428\u0438\u0432\u044b\u00bb","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"6f999284-e19c-51a5-b74d-c3d432185ecb","isPaidAndBannersEnabled":false}
Офлайн
Notboringeconomy

Почему цена бензина постоянно растет? Кто влияет на стоимость и какая реальная цена бензина?

Цены на бензин в России являются острым и дискуссионным вопросом, уступая только продуктам питания. Как правило люди недовольны постоянным увеличением цен на бензин, независимо от роста или падения стоимости нефти и доходов населения.

Насколько справедливо такое недовольство и почему это происходит? Самый популярный ответ – желание нефтяных компаний больше зарабатывать на беднеющем населении. Давайте разберемся в настоящей причине постоянного роста цен на примере самого доступного АИ-92.

Рост цен на бензин обгоняет инфляцию

С 2010 по 2019 гг. цены на бензин АИ-92 выросли на 84% (7% в год), что превышает официальную инфляцию (80%) и динамику цен непродовольственных товаров (71%). Изменение цен нефтепродуктов сказывается не только на кошельках владельцев автомобилей, но и на всей розничной торговле. В себестоимость товаров включены затраты на перевозку автомобильным транспортом, использующим бензин или дизель.

Причины роста цен на бензин

За последнее десятилетие (2010-2019 гг.) наблюдались периоды высоких и низких цен на нефть, но на АИ-92 это не отразилось. Цена на бензин увеличилась на 20 руб. – с 23 руб. до 43 руб. за литр. Разберемся, кто на это влияет.

Розничная цена АИ-92 в России. Источник: расчет автора по данным Росстат. Нескучная экономика

Структура стоимости литра бензина

Стоимость бензина как и любого товара состоит из 3 основных компонент: себестоимости сырья, издержек производства и продажи; налогов; прибыли компаний.

Структура цены АИ-92 в России. Источник: Расчет автора по данным Росстат, Минфина и Минэнерго Нескучная экономика

Себестоимость бензина

Рост себестоимости, расходов на производство и сбыт бензина обусловлен увеличением зарплаты сотрудников и расходов на добычу ухудшающихся запасов нефти. В 2010-2019 гг. они увеличились на 50% – с 10,9 руб. за литр до 16,4 руб или на 5,5 рублей.

Прибыль компаний от продаж АИ-92 в России не меняется длительное время – в среднем она составляет около 3 руб. за 1 литр. Получается, что увеличение расходов и стабильная прибыль компаний не могли привести к росту цен бензина АИ-92 на 20 рублей. Перейдем к налогам – ключевому фактору роста цен на бензин

Доля налогов в цене бензина

Продавая бензин в России компании платят большое количество налогов. При добыче нефти – налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и налог на дополнительный доход (НДД), при переработке нефти – акцизы (в т.ч. акциз на нефтяное сырье и демпфер). А при продаже бензина на АЗС – налог на добавленную стоимость (НДС).

Изменение налогов в цене АИ-92. Расчет автора по данным Росстат, Минфина и Минэнерго Нескучная экономика

За последние годы все перечисленные налоги значительно увеличились — в 2,6 раза или на 14,3 руб. за литр. Эффективная ставка НДПИ и НДД с учетом льгот выросла в 3,7 раза (до 8,6 руб. за литр) из-за налогового маневра в нефтяной отрасли. В рамках маневра увеличение НДПИ нивелировалось снижением экспортной пошлины на нефть и акцизов. На практике пошлина снизилась меньше планируемого, а акциз вырос до 7,8 руб. за литр (включая акциз на нефтяное сырье и демпфер).

НДС увеличился из-за изменения ставки с 18% до 20% и повышения налоговой базы. С 2010 г. сумма НДС выросла на 87% – с 3,8 руб. за литр до 7,1 руб.

В 2019 г. доля налогов (эффективные ставки) в цене бензина АИ-92 достигла исторического максимума – 54%, доля расходов на производство и сбыт составила 38%, а прибыль компании от продажи – только 8%. Если учесть и общеэкономические налоги: налог на прибыль компаний, НДФЛ, взносы сотрудников и прочие отчисления в бюджет, то налоговая составляющая в цене увеличится на несколько процентов.

Доля налогов в цене и структура розничной цены АИ-92. Расчет автора по данным Росстат, Минфина и Минэнерго Нескучная экономика

Стоимость бензина без роста налогов. Реальная цена бензина

В 2010 г. цена бензина АИ-92 составляла 23 руб. и если бы налоговые ставки и условия не менялись, то в 2019 г. цена бензина была не 43 руб., а только 30 руб. Рост цены вместо фактических 87% ограничился бы 24%. Цена АИ-92 без учета налогов и сборов в 2019 г. составила 19,6 руб. и с 2010 г. она увеличилась только на 5,5 руб.

Фактическая цена АИ-92, цена в налоговых условиях 2010 года, цена без учета налогов. Расчет автора по данным Росстат, Минфина и Минэнерго Нескучная экономика

Приведенная в статье оценка факторов изменения цены на АИ-92 свидетельствует о главенствующей роли налогов в ценообразовании. Именно налоговая политика государства, а не динамика цен на нефть или нефтяные компании, в наибольшей степени влияет на цену бензина для потребителей в России.

Мой сайт, мой telegram

0
89 комментариев
Написать комментарий...
Дорогой единорожек88

И будет расти дальше, пока у государства не треснет еблет 

Ответить
Развернуть ветку
Александр Привалов

Подскажите, пожалуйста, должен треснуть какой-то конкретный еблет, или, так сказать, еблет в целом?

Ответить
Развернуть ветку
12 комментариев
Сергей Подливчук

Воу воу. Вы же сами говорите, что вся прибыль с недр должна идти народу? Че не так?

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Струков

Все просто же. Цена на бензин растет, это увеличивает стоимость доставки бензина до АЗС, что в свою очередь...😄

Ответить
Развернуть ветку
Денис Евграфов

Михаил, у Вас куча интересных статей, зачем вы их пишете? Рекламы не нашел, в чем профит - непонятно

Ответить
Развернуть ветку
Notboringeconomy
Автор

Денис, мне нравится научная деятельность — это мое хобби после защиты кандидатской диссертации. В науке я не работаю и не преподаю, но есть желание делиться знаниями. В свободное время изучаю интересные вопросы экономики, а тут и ( на других площадках) делюсь ценной информацией (как мне кажется).
Зарабатывать на этом пока не планирую, поэтому рекламы на сайте или каких-то услуг не продаю. Но в будущем — возможно).

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Vl Al

Отсутствие стратегического видения у государства на срок 10-25 лет. Ввиду того, что визионеры государства естественным путем проедут на лафетах гораздо раньше. По сей причине визионеры государства живут одним днем. Урвать здесь и сейчас.

Ответить
Развернуть ветку
Pepper510510 Rusty

То что указано в статье, давно известно в общих чертах, автор же, тот самый капитан очевидность.
Жаль, что нет теоретических и практических материалов о том, почему, к примеру, цена бензина не падает при уменьшении стоимости барреля,нет инфы по картельным сговорам, нет инфы по стоимости нефти.
И самое главное нет инфы о ценообразовании в США для сравнения.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Kuzbassov

Для сравнения нашел график цен в США для сравнения. Там как раз цена падает

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Сергей Подливчук

Считаю, что бензин должен стоить в зависимости от того, какое расстояние проезжает человек. Например:

0 - 5000км в год - 100 рублей/л
5000 - 10000 - 80 рублей/л
10000 - 20000 - 60 рублей/л
20000 - 30000 - текущая цена
30000+ текущая цена - 15%
 
Это нужно для того, чтобы каждая лягушка не ездила на машине 5 км в день по центру города, чтобы сходить на ноготочки. А людям, которым действительно нужно далеко ездить - давать скидку.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Starchenko

Ну тогда если вы в кино зайдете меньше 100 раз в год - цена билета х10. А то аренду то оплачивать нужно каждый месяц.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Дмитрий Алексеев

Считаю, что те, кто ездит 5000 км в год, должны получать бензин бесплатно - в силу того, что наносят меньше вреда окружающей среде. А те, кто ездит много, должны переходить на газ, опять же из экологических соображений. И вообще все всем всё должны!

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
К М

Если вы кушаете мало хлеба, он должен стоить для вас дороже в 10 раз

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Максим

А еще надо ввести понижающий коэффициент на продукты для толстых и повышающий для худых, а то слишком большая нагрузка на канализацию и систему очистных. 

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Muratov

Сразу появится агрегатор, который будет брать со скидкой и продавать по 100р/литр.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Krestovnikov

И зачем было писать такую замечательную статью и рисовать симпатичные графики, если ответ на вопрос "Кто виноват?" это слово из 5 букв?)

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Алексеев

Трамп? :-)

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Олег Симонов

Укрна

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Timur Kuzmin

В РФ доля стоимости сырой нефти в конечной стоимости бензина на заправках - 15%, не более. В США - 40-45%. Поэтому там мы видим разницу, а в РФ нет.

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Timur Kuzmin
Прибыль компаний от продаж АИ-92 в России не меняется длительное время – в среднем она составляет около 3 руб. за 1 литр.

Автор, вы путаете среднюю наценку розницы (АЗС) на 1 литр продаваемого бензина и прибыль ВИНК, которая спрятана в оптовой цене за 1 тонну топлива. В 2019-20 г.г. средняя наценка розницы составила 6-8 руб/литр, а какова прибыль нефтяных компаний, спрятанная в опте, никто не знает - эти данные не публикуются. У вас в друзьях на FB есть Павел Баженов - специалист по независимым российским заправкам, спросите у него, что к чему))

Ответить
Развернуть ветку
Олег Михайлов

Статья ни о чём. Не раскрывает реальной стоимости бензина. Всё просто: из-за снижения экспортных ставок нефтедобывающие компании увеличили поставки зарубеж, а на внутреннем рынке возник искусственный дефицит бензина, из-за которого заправки вынуждены конкурировать за него. Выше спрос - выше цена, при неизменном объёме топлива. Рекомендую посмотреть обзор FuryDrops: https://www.youtube.com/watch?v=BWCiW_trWXU

Ответить
Развернуть ветку
Notboringeconomy
Автор

Жаль, что Вы не разобрались в ценообразовании на бензин.
Эскортные поставки бензина из России очень малы — 10-20% от потребления внутри России, при этом большая часть экспортируется в постсоветские страны. Это не сырая нефть, дизель или мазут, где доля экспортных поставок существенная. То есть большая часть поставок бензина идёт на внутренний рынок, который для бензинов приоритетный, а экспорт не является определяющим. Главное по бензинам — спрос и предложение внутри России, а также обязательство перед ФАС о доле продаж через Санкт-Петербургскую биржу.

В статье приведены данные о росте налогов за длительное время, где были разные периоды налоговых условий — 60-66-90-100, большой и малый налоговый манёвры и т.п. Но это всегда приводило к повышению налогового бремени, отчасти из-за отказа от изначальных планов по сокращению других налогов на фоне роста НДПИ.

В 2018 году из-за относительно высоких цен на нефть и нэтбэка власти ввели демпфер для регулирования роста цен на внутреннем рынке, что не даёт оптовой цене сильно расти и падать. Но несмотря на это налоги продолжают расти, в этом году нефтяники доплатят за это в бюджет — буквально за то, что оптовая цена на внутреннем рынке недостаточно высокая.

То есть главная причина — постоянное повышение налогов для отрасли и для внутреннего рынка, а также несоблюдение собственных же предписаний о снижении части платежей в бюджет (например, акцизов) для балансировки налоговой нагрузки между каналами поставки.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Дмитрий Базуев

Статья вообще ни о чем. Никаких цифр. Только догадки не подтверждённые расчетами. Вы бы лучше посмотрели материалы ФАС. Проанализировали бы ситуацию, когда Газпромнефть на аукционах искусственно разгоняла вверх цену на бензин с использованием своих фирм-прокладок. Описали бы специально созданный дефицит бензина на внутреннем рынке. Действия великой троицы по выдавливанию независимых операторов АЗС с рынка. Поглащением независимых переработчиков крупными игроками (пример действий Роснефти с Башнефтью), возможное объединение ЛУКОЙЛа с Роснефтью. Вот что определяет цену на внутреннем рынке, а не налоги

Ответить
Развернуть ветку
Notboringeconomy
Автор

Комментарий ни о чем. Никаких слов

Ответить
Развернуть ветку
Timur Kuzmin
Продавая бензин в России компании платят большое количество налогов. При добыче нефти – налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и налог на дополнительный доход (НДД), при переработке нефти – акцизы (в т.ч. акциз на нефтяное сырье и демпфер). А при продаже бензина на АЗС – налог на добавленную стоимость (НДС).

И тут вы все смешали в одну кучу. "Продавая", "добывая" и "производя" - это не синонимы. У всех нефтяных компаний центры прибыли находятся в нефтепереработке и оптовых продажах, причем неавтомобильных видов топлива. Почему неавтомобильных? Потому, что эти виды топлива ничем не отличаются от используемых в автомобилях, но имеют существенно меньшую базу налогообложения. НПЗ выпускает такое топливо, например, как авиационное (тот же 92-й бензин), платит меньше налогов, после чего через цепочку трейдеров это топливо оказывается на АЗС и продается нам, как обычный Аи-95. Чем существенней разница в налогах между автомобильным и иными видами топлива. тем выгоднее не государству, а черному рынку. Попробуйте раскрыть эту тему - она актуальна не только для РФ, но и для США и для Европы.

Ответить
Развернуть ветку
Notboringeconomy
Автор

Все налоги— от добычи, переработки и продажи есть в цене литра на АЗС. Поэтому вся цепочка и учитывается.
Центр прибыли нефтяных компаний не находится в переработке, в некоторые годы НПЗ близки к убытку, откройте СПАРК и посмотрите финансовый результат. Для НПЗ ВИНК характерна давальческая схема переработки.
Центр прибыли часто меняется в зависимости от налогового окружения и цен на нефть, но как правило это нефтедобыча и экспорт сырья. Откройте Анализ MD&A нефтяных компаний и посмотрите на чем они зарабатывают.
Расскажите про цепочки трейдеров при продаже авиационного топлива как АИ-92, если такое и есть, то это не массовое явление, а частные случаи мелких НПЗ. Или есть другая информация?

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Дмитрий Базуев

Вы забыли рассказать ещё про печное топливо и ДТ. И это нонсес когда печнуха по качеству лучше ДТ и на заправках в емкости с ДТ заливается именно печное топливо. И здесь разница в налогах остаётся в кармане производителя.

Ответить
Развернуть ветку
Григорий Федин

стоимость бензина растёт только в нутри РФ, на бирже как продавали российский бензин по цене около 2х рублей за литр, так и продают. 

Ответить
Развернуть ветку
moneysellers.ru

Отличная статья, которая правильно расставляет статус-кво. 

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Сидоров

Хорошая статья, а вообще у нас уже не казначейские билеты вместо денег а , фантики. Рублевая масса соответствует обмену массы долларов на рубли, чем Путин и хвастается, чем больше курс тем больше в его копилке. Если мы жили в рынке , а не по указке МВФ от у нас была бы своя монетарная политика, это раз, а живя в рынке нефть в том году падала очень сильно, но мы снижения не увидели, как европейцы и американцы. У нас жизнь такая, дядюшка СЭМ то наступит сильнее на хвост, то при отпустит, ничего мы сами не можем полностью решать и делать. Только в рамках нам дозволенного, как это еще никому непонятно?  Как выражение в фильме было "моя корова, я ее и дою".  Всех наших умных экономистов, надо отправлять на переподготовку к советским. Мы несли огромные затраты на социалистический лагерь, вооружение , пропаганду, грандиозные стройки, но такого катастрофического положения не было. Сейчас мы в продовольственной зависимости, в кадровой, в тяжелом машиностроении,  электронике, короче список большой сами залезли во все зависимости. Спасибо балбесу Горбачеву, он нас и посадил в поезд в котором было сказано: " а теперь откройте шторы в вагоне и посмотрите куда вы приехали". А туда, молодежь теперь вообще никому не верит, все что говорят по телеку у них называется "зашквар", сидят в ютубе, мечают жить на западе и нужен им только ноутбук, пентхаус и телка  с накачанными губами и сиськами и то на вечер. Шмотки секс и деньги. Остальная информация в смартфоне и в сети, ответ на любой вопрос дадут не задумываясь,  очень быстро загуглив, мозги уже не нужны, все потихоньку и наша страна превращается в стадо баранов....

Ответить
Развернуть ветку
Валентин Самофалов

Золотые слова! Только развал союза это не только горбатый виноват, разваливать начали сразу после Сталина. 

Ответить
Развернуть ветку
Сослан Сакшин

простая и понятная статья, автору спасибо

Ответить
Развернуть ветку
Notboringeconomy
Автор

Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Сергеев

Спасибо за раскрытие вечного вопроса о повышении цен 😀 Другие виду топлива будут рассматриваться?

Ответить
Развернуть ветку
Notboringeconomy
Автор

Разница будет небольшой, суть такая же

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
max smirnoff

Мыши плакали, кололись, но продолжали жрать кактус.
Как ни странно, большинство автовладельцев продолжают жрать, хотя машину уже давно негде припарковать, а её обслуживание съедает большую часть зарплаты. Альтернативные виды транспорта убогих не вдохновляют. Соответственно, государству остается только доить, доить и еще раз доить.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Михайлов

Я - сторонник общественного транспорта. В Москве, несомненно, удобнее передвигаться на метро и автобусах. Но что делать регионам, где общественный транспорт в плохом состоянии? Вот люди и пересаживаются на личные авто, чтобы не давиться в метро в час-пик. К тому же, личный автомобиль - это и выезд за пределы города, и на дачу, и ребёнка в кружки-секции отвозить, встречать откуда-то. Перевозить маломобильных родственников, например. Вот для этого и нужен автомобиль.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Константин Сердюк

Нужно Белоруссии помогать, Сирии, абхазии,Венесуэлы и т д............

Ответить
Развернуть ветку
max smirnoff

Почему бы и нет? Мы все на одном шарике живем.

Ответить
Развернуть ветку
Ruslan Sorsa

Это все ложится на плечи всех водителей, все налоги и прочее... уместно увеличивать стоимость бензина по определенным критериям.
Например у вас большая семья, и минивэн, ваша ставка по бензину меньше.
Или у вас большая семья, и у каждого по машине, соответственно ставка выше.
Вместо этого, увеличение, вот вам ндс еще 20%! А зарплата та же...

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Звонов

"цена бензина была не 43 руб., а только 30 руб" да да да аг щаас, будьте таким наивным.
У нас на все налоги повысили? Цены все растут! И если не повысит государство то повысит бизнес и положит себе в карман, гражданин все равно ничего не выиграет! Это происходит со всем, товары услуги, Осаго, страховка, проценты в банке да что угодно!

Ответить
Развернуть ветку
color
Рост себестоимости, расходов на производство и сбыт бензина обусловлен увеличением зарплаты сотрудников и расходов на добычу ухудшающихся запасов нефти. В 2010-2019 гг. они увеличились на 50% – с 10,9 руб. за литр до 16,4 руб или на 5,5 рублей.

Тут автор конечно поленился углубится в тему. Вероятно, вполне сознательно.
Так что если что парни, основной вывод из статьи - нефтяные компании молодцы, нищают на 3 рубля с литра уже 10ый год подряд, а все уходи на налоги. По мордочкам Сечина, Алекперов и ко это очень заметно.

Аналитика на зарплате.

Ответить
Развернуть ветку
Notboringeconomy
Автор

Раскрыли меня)

Ответить
Развернуть ветку
Павел Логинов

Где рост вы увидели? Литр бензина в 2010 стоил $0.75, сейчас — $0.57

Ответить
Развернуть ветку
Георгий Беглорян
Ответить
Развернуть ветку
Игорь Сидоров

Кухонная экономика использовала советскую веру народа ,что наверху лучше знают.Собрали активы под себя, тоже делал Березовский и Ходорковский, но они сидели в поездах разных направлений, им Питерские "партизаны" сделали пару диверсий и они отвалились. А сейчас задача всей этой междусобойчины сдерживать народ от возмущений, вести мощнейшую пропаганду о плохих европейцах,американцах ворах и беспоидельщиках! Прикрываясь победой наших дедов в ВОВ, их силой, добротой и смелостью, при этом опять надурить с квартирами обещанными ветеранам! Да этим людям всем надо быть на полном государственном обеспечении! А по честному мы работаем на дядюшку СЭМА, и начали это уже с Горбачева, потом Американскийд десант при Ельцине, изменение в банковской и финансовой системе и так далее, хотя бы поинтересуйтесь на каких условиях мы вошли в ЕЭС, как за счёт своей монетарной политике вылез Китай, до этого у нас тоже было все свое! Нельзя надолго одевать чужой кафтан, только если надо согреться!

Ответить
Развернуть ветку
юрий

Здравствуйте почему вы возмущаетесь ростом цен на бензин наоборот хорошо что они ростут желаю нам цену бензина в пятьсот рублей за литр и все нет этого государства ненадо забостовок ненадо митингов

Ответить
Развернуть ветку
юрий

Поверьте мне вся экономика рухнет осталось чучуть подождать как говориться жадность фраера обует так что пусть подымают цены на бензин да побольше 

Ответить
Развернуть ветку
Александр Яковлев

Ясно только одно, что повышение налогов на топливо, разгоняет инфляцию, что влечет обесценивание денег. С таким подходом, простой народ никогда не будет жить хорошо. 

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 89 комментариев
null