Что выбрать: работать со студией или с фрилансерами?
Что лучше: привлечь агентство/ студию или работать с фрилансерами? Универсального ответа на этот вопрос нет. Каждый собственник бизнеса выбирает для себя комфортный вариант, а иногда чередует их с разными проектами. Рассмотрим сотрудничество со студией и с фрилансерами по основным показателям, чтобы помочь вам определиться с подрядчиком.
Запуск аутсорсингового проекта начинается с формирования команды. И если у вас просто не хватает рабочих рук, чтобы сверстать новый сайт по готовому макету, вы находите специалиста на фрилансе. А как быть, когда этот новый сайт еще только в планах, и его нужно сначала спроектировать и нарисовать? Можете собрать команду фрилансеров: дизайнера, копирайтера, разработчика и технического специалиста на поддержку. Или можете прийти с задачей в агентство, где уже есть все эти сотрудники. Будем разбираться, сколько это стоит, как строится и оплачивается работа в обоих случаях.
Брифинг
После знакомства фрилансер запрашивает у вас ТЗ. Это, как правило, список вопросов. Получив ответы, специалист начинает работать над проектом. В процессе или промежуточном итоге вы получаете первую версию. Дальше идут неизбежные правки, потому что вы точно представляли себе не совсем то же, что и нанятый дизайнер, копирайтер или разработчик. Может быть и так, что ваши ожидания совсем не совпали с увиденным. Здесь важно помнить, что фрилансеры делают ровно то, что запрошено. Не будет слишком подробного и глубокого погружения в детали, это для них не выгодно финансово, да и времени столько нет, есть другие проекты. От сложной задачи проще отказаться, чем потратить ресурсы на ее выполнение.
Агентство или студия, получив ваш запрос, тоже отправляют вам список вопросов. После этого вас ждет очная встреча или видеоконференция с участием большинства представителей команды, которая будет работать над проектом. Ребята могут попросить вас показать свой бизнес: провести экскурсию на производстве, презентовать всю продуктовую линейку, познакомить с сотрудниками.
Все задачи и их решения будут согласованы с вами. У нас в Artu studio есть официальный документ «Понимание задачи». Там детально и понятным языком прописано все, что от нас хочет получить клиент, и что мы будем делать для этого. Документ подписываем вместе с договором. От ТЗ в классическом понимании мы отказались, оно не помогает ни нам, ни заказчику.
Рабочий процесс
Если фрилансеры не работают командой, их действия не согласованы между собой. При этом фриланс-специалисты не против того, чтобы общаться и взаимодействовать с вашей командой или даже между собой. Просто у них нет налаженного постоянного процесса обмена. Это влечет за собой риски: дизайнер может нарисовать то, что не сможет сделать разработчик, могут и сроки сдвинуться. Допустим, сайт нужно запустить за месяц, а на разработку точно по макету потребуется два. В таком случае разработчик будет сам себе упрощать работу и делать по своему усмотрению, чтобы уложиться в дедлайны. Тут и качество проекта, скорее всего, будет проигрывать.
В студии сформирована своя команда, и налажены процессы между всеми исполнителями. Дизайнер спроектирует то, что разработчик в состоянии запрограммировать, а если возникнут сложности, ребята найдут решение сообща. Работа с контентом тоже ведется на другом уровне: его внимательно изучают, обрабатывают или перерабатывают при необходимости и наличии бюджета, стараются учитывать контекст и особенности отрасли.
Коммуникация
Фрилансеры могут быть доступны для общения буквально 24/7. Каждый сам выбирает свое комфортное рабочее время: ночью или днем, в будни или выходные. При этом фриланс-специалисты отдают себе отчет в том, что их график не совпадает с офисным. Поэтому они готовы к тому, что вы не ответите сразу на сообщение в пять утра. Но сами спокойно напишут, если вы зададите вопрос после 19:00.
Агентства и студии работают скорее в классическом офисном графике. Как правило, вы заранее договариваетесь о том, в какие часы обе стороны будут доступны для общения. А дальше каждый отдельно взятый сотрудник относится к звонкам и письмам в нерабочее время по-разному.
Команда нашей студии сейчас полностью перешла на удаленную работу и перестала арендовать офис. Наши ребята работают в разных городах и разных часовых поясах, поэтому у нас нет строго оговоренного рабочего времени. Мы придерживаемся принципов аджайла и всю работу планируем и делаем командой итеративно, а во время итераций соблюдаем ритуалы, которые поддерживают команду в тонусе. Процессы закрытия спринта и планирования следующего проходят каждый второй понедельник. Еще есть ежедневные планерки-стендапы с понедельника по пятницу всегда в одно и то же время по Москве. Именно в эти часы все сотрудники Artu studio присутствуют на созвонах, а дальше каждый индивидуально распоряжается своим временем.
Цена
Фрилансер зарабатывает сам, иногда параллельно с основной работой в офисе. Сделать посадочную страницу за пару вечеров и 10 000 рублей — неплохой бонус к зарплате. Если фриланс — не основной доход исполнителя, то и заморачиваться с оформлением самозанятости и уплатой налогов он не будет.
Фрилансер сам выбирает рабочее место и обеспечивает себе необходимую технику и интернет. И сам устанавливает стоимость своей работы, она почти наверняка будет ниже, чем в случае с обращением в агентство.
В студии над вашим проектом работает не один-два человека, а целая команда. За хорошими компьютерами с платным софтом в удобном офисе. Студия или агентство платит налоги и зарплаты своим работникам, а также зарабатывает на каждом клиенте, учитывая стоимость его привлечения. Выходит, лендинг от агентства в Москве или Петербурге за условные 100 000 рублей — это еще дешево.
Оплата и документы
С фрилансером вы можете заключить договор, но это будет единственный документ, который подтверждает ваше сотрудничество. Оплачивать работу вы будете наличными при встрече или переводом на банковскую карту частного лица. Никаких закрывающих документов, максимум — расписка. Немногие делают ИП, опять же, чтобы не платить налоги.
В агентствах и студиях все официально. Есть юрлицо, вы составляете договор с приложениями, оплачиваете работу по безналу и получаете закрывающие документы. Можно, конечно, и наличными заплатить, если очень хочется.
Ответственность
Пожалуй, единственный пункт, где между работой с фрилансерами и привлечением студии различия минимальны. И в том и в другом случае исполнитель полностью несет ответственность за проделанную работу и проект в целом. В том числе финансово и перед судом.
Только дизайнеры на фрилансе стараются чаще использовать бесплатные шрифты и графику, чтобы уменьшить затраты на выполнение проекта.
Ну и с законодательной базой дела у фрилансеров обстоят не очень, в отличие от агентств. Как правило, в штате последних для решения юридических вопросов есть специально обученный человек. Мы в Artu стараемся просвещать своих клиентов в области права и готовим статьи на тему основных законов для предпринимателей.
Поиск исполнителя
А где вообще искать фрилансеров на свой проект? Есть биржи вроде freelance.ru, но сейчас они уже не особо актуальны. Посетители таких сайтов сильно занижают цены. Как следствие, качество исполнения и общий уровень подрядчиков тоже невысокий.
Если вы намерены искать в интернете, то отправляйтесь на профильные площадки. Допустим, нужен дизайнер — посмотрите несколько портфолио на Behance или Dribble и выберите из понравившихся. Если ищите разработчика или тестировщика, открывайте Хабр Фриланс. Там же можно оставлять задания для специалистов по контенту и маркетингу.
Еще неплохо себя показали тематические Telegram-каналы для фрилансеров, к примеру «Фрилансер: удаленная работа и вакансии». Там можно разместить объявление о поиске исполнителя на проект или для сотрудничества на постоянной основе. Куда писать, чтобы ваше сообщение опубликовали, обычно указано в bio канала.
Ну и, конечно, никто не отменял старый добрый способ поиска по знакомым. Этот вариант работает и с фрилансерами и с агентствами. Пишите посты в Facebook или спрашивайте напрямую у коллег и партнеров, которые недавно зарелизили новый сайт.
Есть рейтинги веб-студий: Tagline и Рейтинг Рунета. Можете изучить топовые студии и агенства в вашем городе. Их также можно просто найти в поиске, прогуляться по нескольким предложенным сайтам, выбрать пару приглянувшихся и оставить заявки. Если опасаетесь кидал и мошенников, поищите соцсети выбранных агентств, посмотрите, как они их ведут. Недобросовестные подрядчики не будут тратить время на генерацию и постинг хорошего контента.
Изучив особенности работы с фриланс-специалистами и студией по основным критериям, вы уже можете определить, что вам подходит больше. Здесь важно объективно оценить и масштабы проекта. С лэндингом вполне справится пара нанятых специалистов на фрилансе. А новое приложение или сервис — гораздо более объемная работа, которая делается не за одну-две итерации. Такой масштаб лучше доверять сформированной и опытной команде, которая собрана в агентстве.
Но какой бы вариант вы ни выбрали, постарайтесь подготовиться к старту нового проекта: поймите, какую проблему вы хотите решить с его помощью. А еще можете почитать наш материал про три главных вопроса перед обращением к подрядчику, чтобы сделать ваше сотрудничество максимально продуктивным.
И если вы присматриваетесь к студии, напишите нам в Artu. Мы обсудим все детали и особенности, составим коммерческое предложение и будем готовить для вас понимание задачи.