{"id":14273,"url":"\/distributions\/14273\/click?bit=1&hash=820b8263d671ab6655e501acd951cbc8b9f5e0cc8bbf6a21ebfe51432dc9b2de","title":"\u0416\u0438\u0437\u043d\u044c \u043f\u043e \u043f\u043e\u0434\u043f\u0438\u0441\u043a\u0435 \u2014 \u043e\u0441\u043d\u043e\u0432\u043d\u044b\u0435 \u0442\u0440\u0435\u043d\u0434\u044b \u0440\u044b\u043d\u043a\u0430 \u043d\u0435\u0434\u0432\u0438\u0436\u0438\u043c\u043e\u0441\u0442\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Что выбрать: работать со студией или с фрилансерами?

Что лучше: привлечь агентство/ студию или работать с фрилансерами? Универсального ответа на этот вопрос нет. Каждый собственник бизнеса выбирает для себя комфортный вариант, а иногда чередует их с разными проектами. Рассмотрим сотрудничество со студией и с фрилансерами по основным показателям, чтобы помочь вам определиться с подрядчиком.

Запуск аутсорсингового проекта начинается с формирования команды. И если у вас просто не хватает рабочих рук, чтобы сверстать новый сайт по готовому макету, вы находите специалиста на фрилансе. А как быть, когда этот новый сайт еще только в планах, и его нужно сначала спроектировать и нарисовать? Можете собрать команду фрилансеров: дизайнера, копирайтера, разработчика и технического специалиста на поддержку. Или можете прийти с задачей в агентство, где уже есть все эти сотрудники. Будем разбираться, сколько это стоит, как строится и оплачивается работа в обоих случаях.

Брифинг

После знакомства фрилансер запрашивает у вас ТЗ. Это, как правило, список вопросов. Получив ответы, специалист начинает работать над проектом. В процессе или промежуточном итоге вы получаете первую версию. Дальше идут неизбежные правки, потому что вы точно представляли себе не совсем то же, что и нанятый дизайнер, копирайтер или разработчик. Может быть и так, что ваши ожидания совсем не совпали с увиденным. Здесь важно помнить, что фрилансеры делают ровно то, что запрошено. Не будет слишком подробного и глубокого погружения в детали, это для них не выгодно финансово, да и времени столько нет, есть другие проекты. От сложной задачи проще отказаться, чем потратить ресурсы на ее выполнение.

У меня есть стандартный список вопросов, ответы на которые позволяют получить первое представление о бизнесе и задаче. Я подстраиваю его под каждый проект. Потом встречаемся и довыясняем оставшиеся моменты. И в целом неважно, где. В скайпе — норм. В баре за пивом — отлично. А «офис заказчика»… Вряд ли я лучше погружусь в проект, если увижу, за какими столами сидят его сотрудники. Главное — вопросы правильно задавать.

Дима, UX-дизайнер

Если проект запущен, и там черт ногу сломит, то я с вероятностью 80% откажусь. Но материальная составляющая может стать неплохим подспорьем, надо смотреть по ситуации. Если проект нормальный, то выслушаю, что от меня хотят, донесу свою позицию по каким-то моментам, возможны сложности, о которых я могу предупредить заранее. Если проект новый, то для меня лучше обсудить сразу все возможные варианты и выбрать лучший из них, который устроит все стороны. Где встречаться — без разницы. Но если можно без лишних телодвижений, то предпочту созвон.

Никита, Frontend-разработчик

Агентство или студия, получив ваш запрос, тоже отправляют вам список вопросов. После этого вас ждет очная встреча или видеоконференция с участием большинства представителей команды, которая будет работать над проектом. Ребята могут попросить вас показать свой бизнес: провести экскурсию на производстве, презентовать всю продуктовую линейку, познакомить с сотрудниками.

Обычно, мы изучаем бриф и информацию от клиента, приводим информацию к брифу по внутренней форме агентства. Затем собираемся с командой, обсуждаем, какой информации нам еще не хватает. После этого проводим встречу или конфколл с клиентом и погружаемся в проект еще более подробно. Часто одной встречи не хватает, но дальнейшая коммуникация идет через менеджера, тут все обсуждается в почте, месенджерах или на созвонах.

Даша, специалист по работе с клиентами в Traffic Isobar

Брифинг с клиентом происходит лично: мы слушаем и обсуждаем с заказчиком цели и задачи, которые перед нами стоят. Всегда просим предоставить исследования, бренд-гайды, бренд-буки и другие материалы. После этого собираемся на внутренней встрече и формируем команду под проект. В зависимости от того, предстоит работа с текущим клиентом или новым, координирует процессы директор по работе с клиентами, менеджер проекта или директор по развитию. Дальше мы изучаем бриф, клиента и сферу в целом. По возможности стараемся взаимодействовать с продуктом лично, иногда клиент приглашает нас к себе, чтобы мы могли посмотреть, как строится работа внутри компании. Если у клиента нет своей формы брифа и обозначены только цели, мы помогаем забрифоваться по нашим готовым формам в зависимости от задачи.

Кирилл, директор по работе с клиентами и старший стратег в Deasign

Все задачи и их решения будут согласованы с вами. У нас в Artu studio есть официальный документ «Понимание задачи». Там детально и понятным языком прописано все, что от нас хочет получить клиент, и что мы будем делать для этого. Документ подписываем вместе с договором. От ТЗ в классическом понимании мы отказались, оно не помогает ни нам, ни заказчику.

Рабочий процесс

Если фрилансеры не работают командой, их действия не согласованы между собой. При этом фриланс-специалисты не против того, чтобы общаться и взаимодействовать с вашей командой или даже между собой. Просто у них нет налаженного постоянного процесса обмена. Это влечет за собой риски: дизайнер может нарисовать то, что не сможет сделать разработчик, могут и сроки сдвинуться. Допустим, сайт нужно запустить за месяц, а на разработку точно по макету потребуется два. В таком случае разработчик будет сам себе упрощать работу и делать по своему усмотрению, чтобы уложиться в дедлайны. Тут и качество проекта, скорее всего, будет проигрывать.

Где-то я выдумывал сам «дизайн» на ходу, где-то обсуждали варианты, т. к. делать какие-то вещи откровенный бред. Но предпочту отдать коммуникацию с дизайнером и командой менеджеру или еще кому, главное чтобы сам менеджер понимал, что надо делать. С командой я готов взаимодействовать, почему нет? Но лучше все через менеджера, опять же.

Никита, Frontend-разработчик

Мы все в одной лодке, поэтому сроки исполнения согласовываются с командой всегда. Иногда ты не можешь запилить какую-то фичу, которую должен, например, потому что не сделан бэкенд. Удаленная команда, которая работает не фултайм — это очень сложно. У кого-то может не быть времени тебе ответить по важному вопросу. У вас могут не совпадать режимы: ты работаешь днем, а кто-то ночью. Это немного бесит, но потом привыкаешь. Главное помнить, что это не твоя основная работа и не требовать слишком многого, но элементарная дисциплина должна быть.

Сергей, Frontend-разработчик

В студии сформирована своя команда, и налажены процессы между всеми исполнителями. Дизайнер спроектирует то, что разработчик в состоянии запрограммировать, а если возникнут сложности, ребята найдут решение сообща. Работа с контентом тоже ведется на другом уровне: его внимательно изучают, обрабатывают или перерабатывают при необходимости и наличии бюджета, стараются учитывать контекст и особенности отрасли.

Мы активно взаимодействуем с клиентом и его командой, прислушиваемся к ним, но мы часто выступаем с позиции экспертов. И, если мы видим, что решение клиента не будет эффективным, то стараемся его переубедить. Конечная цель и клиента и наша — это эффективная рекламная кампания, мы все хотим достичь результата и поэтому прислушиваемся к мнению друг друга. Агентство не так сильно знает продукт и ЦА, как знает клиент, а клиент может не учитывать какие-то тренды digital.

Даша, специалист по работе с клиентами в Traffic Isobar

Всегда стараемся взаимодействовать с командой Заказчика, собираем ожидания ото всех. Если видим, что есть необходимость что-то поменять для улучшения результата — делаем это.

Мария, продюсер образовательных программ в Ikra

Мы любим плотно взаимодействовать с заказчиком, потому что больше воспринимаем их как партнеров. Такой подход предполагает большое количество контактов: мы созваниваемся, устраиваем конференции, готовы к личным встречам. Как правило, у заказчика есть одно или несколько ответственных лиц, которые транслируют общие комментарии от компании. Также мы приветствуем, когда раз в какой-то период есть онлайн или офлайн встречи, где подводим промежуточный итог проделанной работы и сверяем будущие задачи.

Кирилл, директор по работе с клиентами и старший стратег в Deasig

Коммуникация

Фрилансеры могут быть доступны для общения буквально 24/7. Каждый сам выбирает свое комфортное рабочее время: ночью или днем, в будни или выходные. При этом фриланс-специалисты отдают себе отчет в том, что их график не совпадает с офисным. Поэтому они готовы к тому, что вы не ответите сразу на сообщение в пять утра. Но сами спокойно напишут, если вы зададите вопрос после 19:00.

Вообще, если человек адекватный, а с другими я особо не работал, то взаимодействие складывается само собой. А сообщения хороши тем, что на них можно отвечать тогда, когда удобно. Так что, если мне пишут что-то полезное, то мне неважно, во сколько отправлено сообщение, хоть в 4 утра.

Дима, UX-дизайнер

Договариваемся о встречах заранее или неожиданно, если всем время позволяет. В месенджерах общаемся кому когда удобно, в любое время суток: в выходные, праздники, отпуск. Меня лично ничуть не напрягает такое, в отличие от фултайм-работы — там я стараюсь жить по принципу «вышел из офиса и отключил все рабочие чаты».

Сергей, Frontend-разработчик

Агентства и студии работают скорее в классическом офисном графике. Как правило, вы заранее договариваетесь о том, в какие часы обе стороны будут доступны для общения. А дальше каждый отдельно взятый сотрудник относится к звонкам и письмам в нерабочее время по-разному.

Обычно все заказчики на связи примерно в то же время, в которое мы — это где-то с 10 до 19. Есть клиенты из других городов, с другими часовыми поясами, с ними общаемся в то время, когда рабочий график совпадает. В сообщениях в нерабочее время ничего страшного не вижу. Если там что-то горящее и срочное, отлично узнать это и сразу же исправить/ взять в работу. Если это рядовой вопрос, то его можно отложить до рабочего времени, просто, по какой-то причине, удобно было сказать об этом именно сейчас. Я и сама иногда работаю в нерабочее время и также отношусь к своим исходящим сообщениям. Если все горит, то нужна срочная реакция, а если не горит, значит, я захотела поработать сейчас и никаких ответов не жду.

Даша, специалист по работе с клиентами в Traffic Isobar

Заранее обсуждаем время общения и канал взаимодействия. К ночным сообщениям и сообщениям в выходные отношусь крайне негативно, если заранее обсудили, что все обсуждения в рабочее время. А рабочее время — это будние дни с 10 до 19. Если на берегу договорились о переписке в выходные — это ок

Мария, продюсер образовательных программ в Ikra

Команда нашей студии сейчас полностью перешла на удаленную работу и перестала арендовать офис. Наши ребята работают в разных городах и разных часовых поясах, поэтому у нас нет строго оговоренного рабочего времени. Мы придерживаемся принципов аджайла и всю работу планируем и делаем командой итеративно, а во время итераций соблюдаем ритуалы, которые поддерживают команду в тонусе. Процессы закрытия спринта и планирования следующего проходят каждый второй понедельник. Еще есть ежедневные планерки-стендапы с понедельника по пятницу всегда в одно и то же время по Москве. Именно в эти часы все сотрудники Artu studio присутствуют на созвонах, а дальше каждый индивидуально распоряжается своим временем.

Цена

Фрилансер зарабатывает сам, иногда параллельно с основной работой в офисе. Сделать посадочную страницу за пару вечеров и 10 000 рублей — неплохой бонус к зарплате. Если фриланс — не основной доход исполнителя, то и заморачиваться с оформлением самозанятости и уплатой налогов он не будет.

Фрилансер сам выбирает рабочее место и обеспечивает себе необходимую технику и интернет. И сам устанавливает стоимость своей работы, она почти наверняка будет ниже, чем в случае с обращением в агентство.

Все в человеко-часах. В зависимости от того, на сколько себя оцениваешь, имеет вес опыт, сколько вообще работаешь и т.п. К примеру: мы с товарищем работали над заказом одним, я тогда не очень хорошо разбирался во всем, и мой час стоил 400 р. Т.е. я в Google doc вносил, сколько я часов проработал, и это число умножалось на 400. 2 часа * 400 = 800 получу. Второй пример: работал над проектом, делал сайтец для магазина, без особой логики внутри, просто какая-та внешка. Потратил дня 3-4, работал по часов 5 в день, но мы договорились изначально на 10 000. Первый пример лучше, он прозрачнее, и могут возникнуть нюансы, на которые уходит много времени, хотя задача изначально могла быть простая.

Никита, Frontend-разработчик

Я оцениваю проект исходя из количества времени, которое я на него потрачу. Плохо запоминаю цифры, но недавно был небольшой сайт, на котором я заработал порядка 100–150 тысяч.

Дима, UX-дизайнер

В студии над вашим проектом работает не один-два человека, а целая команда. За хорошими компьютерами с платным софтом в удобном офисе. Студия или агентство платит налоги и зарплаты своим работникам, а также зарабатывает на каждом клиенте, учитывая стоимость его привлечения. Выходит, лендинг от агентства в Москве или Петербурге за условные 100 000 рублей — это еще дешево.

Стоимость зависит от продолжительности воркшопа, количества преподавателей и их ставки часа, а также от сложности задачи, т. е. сколько времени занимает подготовка и разработка учебной программы. Также сюда входят все сопутствующие расходы: дорога преподавателей, проживание, аренда, закупка необходимых материалов и прочее. В среднем, получается, проект будет стоить от 300 000 руб.

Мария, продюсер образовательных программ в Ikra

Поскольку у нас крупное агентство, в основном, бюджеты или определяет заказчик — ставит верхнюю границу, под которую мы считаем медиаплан —, или мы считаем максимально эффективный план, который потом обосновываем заказчику.

Даша, специалист по работе с клиентами в Traffic Isobar

Стоимость проекта всегда разная и зависит от того, насколько он масштабен. Бывают дорогие многосоставные проекты, где осмечивается каждая отдельная позиция. Например, проект, включающий охватную рекламную кампанию: производство видео, продвижение, подключение блогеров и создание какого-то спецпроекта. В таком случае мы готовим общую смету, чтобы клиент понимал итог за все активности в рамках рекламной кампании, а потом отдельно расписываем позиции: что включает в себя стоимость продакшена, указываем гонорары режиссера, блогеров, сколько мы возьмем за креативный надзор и прочее. SMM-проекты, как правило, стоят дешевле, но сейчас есть тенденция к более сложной подготовке контента: фото- или видеопродакшн и другие дополнительные инструменты повышают общую стоимость.

Кирилл, директор по работе с клиентами и старший стратег в Deasign

Оплата и документы

С фрилансером вы можете заключить договор, но это будет единственный документ, который подтверждает ваше сотрудничество. Оплачивать работу вы будете наличными при встрече или переводом на банковскую карту частного лица. Никаких закрывающих документов, максимум — расписка. Немногие делают ИП, опять же, чтобы не платить налоги.

Мне обычно платят на карту, но если человек из СПб, я готов встретиться и получить наликом, не принципиально. Один раз мне перекидывали через VK pay. ИП у меня нет, сложностей не бывало, может, везло просто. Тут все индивидуально, какой попадется человек

Никита, Frontend-разработчик

В агентствах и студиях все официально. Есть юрлицо, вы составляете договор с приложениями, оплачиваете работу по безналу и получаете закрывающие документы. Можно, конечно, и наличными заплатить, если очень хочется.

Опять же, т. к. агентство крупное, все сделки проходят официально: оплата по счету на реквизиты организации, после предоставление отчетов и закрывающих документов.

Даша, специалист по работе с клиентами в Traffic Isobar

Ответственность

Пожалуй, единственный пункт, где между работой с фрилансерами и привлечением студии различия минимальны. И в том и в другом случае исполнитель полностью несет ответственность за проделанную работу и проект в целом. В том числе финансово и перед судом.

Только дизайнеры на фрилансе стараются чаще использовать бесплатные шрифты и графику, чтобы уменьшить затраты на выполнение проекта.

В некоторых проектах весь контент уже есть. Бывает, что хватает бесплатных шрифтов и картинок с открытой лицензией, как на unsplash. А если нужно что-то докупить, это тоже не сложно сделать. В бюджет это не входит.

Дима, UX-дизайнер

Ну и с законодательной базой дела у фрилансеров обстоят не очень, в отличие от агентств. Как правило, в штате последних для решения юридических вопросов есть специально обученный человек. Мы в Artu стараемся просвещать своих клиентов в области права и готовим статьи на тему основных законов для предпринимателей.

Поиск исполнителя

А где вообще искать фрилансеров на свой проект? Есть биржи вроде freelance.ru, но сейчас они уже не особо актуальны. Посетители таких сайтов сильно занижают цены. Как следствие, качество исполнения и общий уровень подрядчиков тоже невысокий.

Если вы намерены искать в интернете, то отправляйтесь на профильные площадки. Допустим, нужен дизайнер — посмотрите несколько портфолио на Behance или Dribble и выберите из понравившихся. Если ищите разработчика или тестировщика, открывайте Хабр Фриланс. Там же можно оставлять задания для специалистов по контенту и маркетингу.

Еще неплохо себя показали тематические Telegram-каналы для фрилансеров, к примеру «Фрилансер: удаленная работа и вакансии». Там можно разместить объявление о поиске исполнителя на проект или для сотрудничества на постоянной основе. Куда писать, чтобы ваше сообщение опубликовали, обычно указано в bio канала.

Ну и, конечно, никто не отменял старый добрый способ поиска по знакомым. Этот вариант работает и с фрилансерами и с агентствами. Пишите посты в Facebook или спрашивайте напрямую у коллег и партнеров, которые недавно зарелизили новый сайт.

Есть рейтинги веб-студий: Tagline и Рейтинг Рунета. Можете изучить топовые студии и агенства в вашем городе. Их также можно просто найти в поиске, прогуляться по нескольким предложенным сайтам, выбрать пару приглянувшихся и оставить заявки. Если опасаетесь кидал и мошенников, поищите соцсети выбранных агентств, посмотрите, как они их ведут. Недобросовестные подрядчики не будут тратить время на генерацию и постинг хорошего контента.

Изучив особенности работы с фриланс-специалистами и студией по основным критериям, вы уже можете определить, что вам подходит больше. Здесь важно объективно оценить и масштабы проекта. С лэндингом вполне справится пара нанятых специалистов на фрилансе. А новое приложение или сервис — гораздо более объемная работа, которая делается не за одну-две итерации. Такой масштаб лучше доверять сформированной и опытной команде, которая собрана в агентстве.

Но какой бы вариант вы ни выбрали, постарайтесь подготовиться к старту нового проекта: поймите, какую проблему вы хотите решить с его помощью. А еще можете почитать наш материал про три главных вопроса перед обращением к подрядчику, чтобы сделать ваше сотрудничество максимально продуктивным.

И если вы присматриваетесь к студии, напишите нам в Artu. Мы обсудим все детали и особенности, составим коммерческое предложение и будем готовить для вас понимание задачи.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда