Друзья, коллеги, привет! Совместно с экспертами портала Businessmens.ru мы подготовили экспертное исследование рынка франшиз в России за 2024 год. Российский рынок франчайзинга переживает настоящий бум. Спрос на готовые бизнес-модели продолжает расти, несмотря на экономические колебания. Что стало причиной такого ажиотажа? Какие ниши оказались наиболее привлекательными для предпринимателей?Рост и развитие рынка франчайзинга в России2024 год подтвердил: рынок франчайзинга в России растет и развивается. Спрос на франшизы только рос. По предварительным итогам года, рост составляет порядка 43% относительно 2023 года и 132% относительно 2022 года.Если в 2023 году резкий рост спроса на франшизы был вызван тем, что в 2022 году предприниматели откладывали свои планы на потом, то в 2024 году наблюдался устойчивый рост. Это говорит о том, что рынок франчайзинга в России становится все более привлекательным и стабильным.Почти +100% заявок в феврале: распределение спроса по месяцамСпрос на франшизы по месяцам распределился классическим для рынка образом: низкий сезон в мае-июле и высокий сезон осенью. Основной рост пришелся на первые семь месяцев года, а месяцем-лидером стал февраль. Именно в феврале интерес к франшизам вырос на +98,6% относительно февраля 2023 года. Лишь немного отстали январь с +90,6% и март (+78%). В августе и сентябре рост был минимальным: всего +3,4% и +8,8%. Это связано с резкими изменениями курса рубля, который упал ко всем основным валютам. Что негативно сказалось на желании людей открывать бизнес, в том числе по франшизе.70% покупателей берут франшизы до 1 млн рублейЦеновая структура заявок за 2024 год оказалась следующей:71,5% заявок приходят на франшизы стоимостью до 1 млн рублей. Причем 61,3% из этих заинтересованных обращаются за франшизами от 300 тыс. до 1 млн рублей.29,5% заявок относятся к франшизам стоимостью более 1 млн рублей, и этот сегмент постепенно растет. Среди них особенно выделяется категория дороже 6 млн рублей. Доля таких предложений незначительна, однако постепенно повышается. Если в 2022 году она составляла 2,9%, а в 2023 году – 3,5%, то в 2024 году – 3,8%.Москвичи, женщины и зумеры лидируютГеография36,2% заявок поступает из Москвы и Санкт-Петербурга.19,9% из столиц регионов (Казань, Екатеринбург, Новосибирск, Краснодар, Уфа, Красноярск, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону) и из-за рубежа (Алматы и Минска).Гендерная спецификаВ 2024 году женщины стали чаще мужчин покупать франшизы. Женщины составляют 50,5% заявок, что значительно больше, чем в 2023 году, когда мужчин было 53,6%.Возрастная структураНаибольший интерес к франшизам традиционно проявляют предприниматели 22-34 лет (34,7% заявок), за ними следуют 35-44-летние (27,3%), а также молодые предприниматели 18-24 лет (14,6%) и предприниматели от 45 до 55 лет (14,5%).Спрос на франшизы по крупным направлениямСфера услугФраншизы в сфере услуг пользовались спросом на 37,2% чаще, чем в 2023 году.Рост наблюдается в области туризма (+121%), обучения (+59%), финансовых и юридических услуг (+59%).В то же время снизился интерес к франшизам по открытию пунктов выдачи заказов (23,1%), доставке и грузоперевозкам (-21,5%).Топ-10 направлений франшиз в сфере услуг по числу заявок:Обучение и образование +59,8%Отдых и развлечения +52,3%Автоуслуги +30,6%Финансовые услуги +59,3%Туризм +121%Реклама +46,8%Пункты выдачи заказов -23,1%Салоны красоты +19%Медицинский центр +39,7%Доставка и грузоперевозки -21,5%ТорговляСпрос на франшизы торговли вырос на 39%, особенно в сфере интернет-торговли и торговле на маркетплейсах (+124%).Франшизы автотоваров также показывают сильный рост (+189%), в то время как спрос на магазины одежды и гаджетов снизился (-31,3% и -35,3% соответственно).Топ-10 направлений франшиз в сфере торговли по числу заявок:Торговля на маркетплейсах +124,1%Интернет-магазины +41,2%Одежда и белье -35,3%Автотовары +189%Гаджеты -31,3%Продуктовые магазины -0,5%Товары для красоты и здоровья +1,1%Подарки и сувениры +18,4%Детские товары +32%Алкомаркеты -24,3%Общественное питаниеВ области общепита наблюдается общий рост на 44%.Популярны франшизы кальянных (ими стали интересоваться в 4 раза чаще), кондитерских (+137%) и пекарен (+62,4%).В топе по общему количеству заявок остаются проекты формата кофе с собой. За год они пользовались спросом на 60% чаще.Однако пиццерии показали снижение интереса (-16,2%).Другие сферыВнимание привлекли детские франшизы (+50,7%), в частности детское образование (+90%) и торговля детскими игрушками (+38%).Напротив, франшизы производства показали незначительное падение (-5,4%). Эта категория продолжает занимать довольно маленькую долю рынка франчайзинга (порядка 3-4%), а предложение в этом направлении традиционно ограничено.Тренды и антитренды по нишам франшиз в 2024 годуРяд ниш франчайзинга показал себя в 2024 году заметно лучше или заметно хуже по заявкам относительно прошлого года. Поэтому каталог франшиз Businessmens.ru решил выделить 10 трендов и 10 антитрендов года.Тренды 2024Визовые и миграционные центры +240%Автотовары +189%Торговля на маркетплейсах +124,1%Туристические франшизы +121%Детское образование +90%Развитие детей +64,8%Инфузионная терапия +62,6%Пекарни +62,4%Фастфуд и стрифуд +61,7%Ремонт квартир +60,7%Антитренды 2024Магазины обуви -51,8%Одежда и белье -35,3%Гаджеты -31,3%Разливное пиво -28,2%Косметика и парфюмерия -24,4%Алкомаркеты -24,3%Недвижимость -24%ПВ3 -23,1%Доставка и грузоперевозки -21,5%Аптеки -20%Трендовые нишиВ 2024 году предприниматели проявляют повышенный интерес к нескольким направлениям франчайзинга:Сервисы для путешественников. Снятие ковидных ограничений и рост международного туризма значительно увеличили спрос на визовые центры, миграционные услуги и туристические агентства. Заявок на такие франшизы стало практически в 3,5 раза (+240%) больше.Туризм. Постковидное восстановление туристической отрасли привело к росту спроса на туристические франшизы. +121%, включая турагентства, операторов, визовые центры и прочие.Автотовары. Дефицит запчастей, вызванный изменениями на авторынке, стимулировал рост интереса к франшизам автомагазинов и сервисов. В результате в 2024 году почти в 3 раза чаще пользователей интересовали проекты, связанные с торговлей автотоварами (+189%).Торговля на маркетплейсах. Развитие маркетплейсов и рост интернет-продаж сделали привлекательным бизнес на онлайн-площадках. Более чем вдвое (на 124,1%) вырос интерес к категории таких проектов.Образование для детей. Российские родители все больше инвестируют в образование детей, что повышает интерес к франшизам детских образовательных центров. Предпринимателей чаще стали интересовать франшизы детского образования (+90%) и развития (+64,8%).Здоровье и красота (инфузионная терапия). Клиники инфузионной терапии, предлагающие инновационные методы оздоровления и замедления старения, становятся все более популярными. В качестве отдельного формата бизнеса клиники инфузионной терапии появились относительно недавно. Но только за 2024 год спрос на такие франшизы, по данным Бизнесменс.ру, вырос на 62,6% год к году.Общественное питание. Пекарни и фастфуд пользуются стабильным спросом, привлекая предпринимателей и клиентов своей доступностью и широким ассортиментом. На 62,4% бизнесменов захотели открыть пекарню, на 61,7% — точку фастфуда.Услуги для дома. Франшизы ремонта квартир пользуются спросом благодаря низкому порогу входа и стабильному спросу на услуги. Как итог: +60,7% к спросу.Тенденции рынка франчайзинга в 2024-2025 годуРынок франчайзинга постоянно меняется. Давайте рассмотрим главные тренды последних лет:Региональные сетиВсе больше компаний начинают с небольшого бизнеса в своем городе, а затем расширяются на всю страну. Идеальный пример — Додо Пицца.Франшизы по доступной ценеТеперь открыть свой бизнес по франшизе стало еще проще. Многие компании предлагают франшизы с небольшими инвестициями до 5 миллионов рублей.НейросетиИскусственный интеллект помогает компаниям оптимизировать работу, анализировать данные и улучшать обслуживание клиентов. Также это помогает снижать расходы.Цифровизация продажПоявляются новые способы продажи франшиз, например, через специальные онлайн-платформы. Например, весной 2024 года в России заключили первую в евразийском пространстве цифровую сделку по продаже франшизы. Продавцом стала компания ONE PRICE COFFEE, у которой под управлением находятся более 400 кофеен по России и СНГ.Сделка состоялась через платформу Scale IT, которая позволяет цифровизировать создание, покупку и продажи франшизы с помощью блокчейн-технологий. Такая схема упрощает процесс купли-продажи франшизы и может повысить репутацию франчайзинга, сделав рынок более прозрачным.Выход на международный рынокРоссийские компании активно осваивают зарубежные рынки, особенно в странах с благоприятным климатом для бизнеса. По данным исследователей рынка, за последние два года российские бизнесмены открыли 11 тыс. филиалов собственного бизнеса и франшиз в зарубежных странах.В лидерах среди стран находятся Сербия (9 тыс. филиалов), ОАЭ (1,6 тыс) и Армения (800) – эти страны привлекают предпринимателей льготными налогами, большим количеством соотечественников, а также возможностями широкого экспорта и расширения бизнеса. Кроме того, одним из приоритетных государств для российских франчайзеров за счет огромного внутреннего потребления является Китай.Businessmens.ru прогнозирует, что в 2025 году эти тренды сохранятся и усилятся. Ожидается дальнейший рост спроса на франшизы с низким порогом входа, а также увеличение числа франчайзинговых сетей, ориентированных на региональные рынки. Кроме того, все большее значение будет приобретать социальная ответственность бизнеса, что станет одним из ключевых факторов при выборе франшизы для предпринимателей. #франшизы #популярныефраншизы