Кто ушел, а кто пришел: как изменился ландшафт зарубежных игроков на российском рынке

Кто ушел, а кто пришел: как изменился ландшафт зарубежных игроков на российском рынке

Число компаний с иностранным участием сокращалось еще до 2022 года — в 2018-2021 с 47 до 28 тысяч, то есть на 40%. Во многом это было связано с де-оффшоризацией, но и с оттоком иностранного капитала из страны в целом тоже. За последние же три года количество компаний с иностранным участием сократилось еще на треть.

Это изменило ситуацию на рынке в целом и ландшафт иностранных предприятий в России в частности. Разбираем, как обстоят дела по статистическим данным, расходятся ли они с практикой, и в какие ниши могут начать возвращаться иностранные компании в этом году.

Как менялся состав крупнейших иностранных игроков

Ежегодно Forbes публикует свой рейтинг из 50 крупнейших иностранных компаний в России. В него попадают организации с долей иностранного участия более 50%, которые ранжированы по объемам выручки, полученной от основных российских подразделений. И этот рейтинг довольно неплохо отразил, как сместились приоритеты и участники после 2022 года.

Из каких стран теперь больше всего компаний

Изменение состава топ-50 иностранных компаний с 2018 по 2023 год.
Изменение состава топ-50 иностранных компаний с 2018 по 2023 год.

По составу стран происхождения зарубежных корпораций в 2022 году произошел существенный сдвиг, но в целом формально изменения не такие существенные. Наибольшее сокращение произошло со стороны не Европы или США, а Японии и Южной Кореи — четыре компании в 2022 году и две в 2023 против девяти в 2020-2021 годах.

От США в рейтинг попало всего на две компании меньше (8 вместо 10), та же ситуация с Германией и Францией в совокупности, как и со странами Евросоюза в целом. Однако такими незначительными изменения кажутся из-за особенностей составления рейтинга.

Расхождение теории и практики. В рейтинг даже за 2023 год попали многие компании, которые по факту сильно изменились или в итоге продали свои иностранные активы в России. Их оригинальную продукцию либо относительно сложно найти на полках или ассортимент услуг сильно сокращен — например, Pepsi, Coca-Cola, Юникредит банк и ОТП банк. Так что, пусть многие бренды продолжили получать прибыль от своих подразделений (во многом за счет продажи активов) и их можно найти в ТОП-50, по факту их можно назвать ушедшими с активного рынка.

Зато новые компании из Китая, Турции, Беларуси и даже Таиланда по-настоящему завоевали место на рынке и даже заняли те области, где раньше иностранные корпорации не имели такого влияния. Компании из новых стран по итогам 2023 года составляли 20 из 50 участников рейтинга. До 2022 года единственным представителем Китая в рейтинге был Huawei, зато по итогам 2023 года 11 компаний из ТОП-50 — китайские, причём из разных сфер.

В каких сферах теперь в основном работают зарубежные компании

Изменение сфер деятельности топ-50 иностранных компаний с 2018 по 2023 год.
Изменение сфер деятельности топ-50 иностранных компаний с 2018 по 2023 год.

По сферам, в которых представлены крупнейшие иностранные компании, изменения на 2022 год заметны сильнее. По большей части из-за того, что новые компании из незападных стран стали представителями новых сфер для рейтинга. Появилось несколько строительных фирм из Турции, белорусские сельскохозяйственные компании и даже птицефабрика из Таиланда.

Заметны и перемены в представителях автопрома. После 2022 года из старых компаний рейтинга остались в основном корейские и японские марки, которые со временем стали дополняться китайскими компаниями. Китайский автопроизводитель Chery впервые попал в рейтинг за 2022 год — и сразу на 10 место, а по итогам 2023 года оказался лидером топа с рекордной для этого места выручкой в 590 млрд рублей.

Слева — лидеры по выручке за 2021 год, а справа — за 2023. 
Слева — лидеры по выручке за 2021 год, а справа — за 2023. 

Хронология событий

2021 год. В то время смены направлений никто серьезно не ожидал, и не сказать, что при этом был застой. В Москве планировали открыть 30 новых ТЦ, что было бы рекордом за всё время. McDonald’s собирался инвестировать в рестораны Татарстана 1,2 млрд рублей и открыть еще 60 точек в одной только Московской области. Рынок восстанавливался после пандемии, в том числе росли иностранные компании.

2022 год. Сильно пострадали многие сегменты, среди самых многочисленных потерь по сферам:

  • фэшн-ритейл — Uniqlo, Hugo Boss, Crocs, Victoria’s Secret, Adidas, Levi Strauss & Co, Puma, H&M, Zara, Bershka, Mango, Pull & Bear, Oysho, Moody’s, Reserved и Cropp, люксовые бренды Louis Vuitton, Hermes и Chanel. Decathlon, Mothercare;
  • электроника — Apple, Panasonic, AMD, Intel, LG Electronics;
  • продукты и товары — PepsiCo и Coca-Cola, Unilever, Johnson&Johnson, Herbalife Nutrition, Carlsberg, Heineken, Prisma.

Позже будет заметно, что именно эти ниши станут занимать новые зарубежные бренды.

Йельский университет сообщил о том, что из России из-за санкций ушло 1000 иностранных компаний. Из них

  • 32% ушедших — американские;
  • почти 11% из Великобритании;
  • 8% из Германии;
  • 5% из Финляндии;
  • 5% из Японии.

То есть более обширная статистика сильнее отражает уход предприятий, чем рейтинг ТОП-50, который за 2022 год тоже покинуло 22 зарубежные корпорации именно из-за закрытия бизнеса или продажи активов внутри России. У больших компаний больше сложностей с выводом активов, и это искажает статистику.

Если вы хотите стать правообладателем собственного бренда – подайте заявку на регистрацию через нашу онлайн-систему.

10
Начать дискуссию