Как изменилась география экспорта российского бизнеса за последние три года: изучаем статистику
Какими бы неэффективными не считали санкции, в последние годы на экспорт России они оказывали весьма заметное воздействие. Если раньше основные торговые партнёры были на Западе, то теперь — на Востоке и Юге. Разбираемся, насколько успешным оказалось это переориентирование, куда теперь поставляют ресурсы крупные корпорации, а какие страны оказались интересны более мелким несырьевым компаниям.
Как происходили изменения
Со странами БРИКС Россия постепенно наращивала товарооборот ещё до 2022 года, особенно касательно Китая — с ним с 2016 по 2022 год товарооборот вырос в 2,2 раза. Ещё в 1,7 раза выросли объемы торговли с Бразилией, в 1,8 раза — с Индией, в 1,6 раз — с ЮАР. Только за 2020-2021 гг., несмотря на пандемию, товарооборот с Китаем вырос на 35%, до $140 млрд.
Направления экспорта были довольно сильно дифференцированы. Только 46% всего экспорта шло в США, Великобританию и ЕС. На Китай приходилось 13,8%, на страны СНГ — 13,1%. В Турцию и Республику Беларусь уже тогда поставлялось больше, чем в Соединенное Королевство, например.
Состав экспорта тоже был достаточно разнообразным. Долгое время предпринимались усилия по уходу от «нефтяной иглы», и доля нефти, минеральных продуктов в составе экспорта постепенно снижалась. Как видно, в 2021 году на неё приходилось менее половины всех поставок.
Посмотрим, как всё менялось в 2022-2024 годах
Как в 2022 году экспортировали товаров на рекордные 590 млрд
Федеральная таможенная служба отчиталась, что в 2022 году экспортные показатели России были рекордными — $591 млрд. Тогда многие важные экспортные товары еще не попали под санкции.
Неподсанкционными товарами у России закупились даже «недружественные» страны — США импортировали никель на $342 млн вместо $160 млн в 2021 году. Для ЕС этот показатель стал €3,2 млрд против €2,1 млрд — тоже существенный рост. Отличилась Европа закупками алюминия — €2,84 млрд вместо €2,25 млрд годом ранее, и меди — €2,79 млрд вместо €2,46 млрд.
В целом ситуация по категориям оказалась следующая:
- Экспорт нефти, нефтепродуктов и топлива вырос на 43%, а по доле в общем составе занял 65%;
- Чёрных металлов продали на 15% меньше, в итоге они заняли лишь 4% от всех поставок;
- Поставки удобрений выросли на 54%, и их доля составила 3,3%;
- Продажи драгоценных камней и жемчуга упали почти в два раза, доля в экспорте составила 3,1%.
Рост поставок также продемонстрировали алюминий (на 7%), медь (на 16,7%), никель (на 190%). Сократились поставки древесины и древесного угля (на 24%). В целом высокая выручка от экспорта была получена за счет высоких цен на нефтепродукты — их доля в экспорте выросла с 44% до 65%. Однако объем ННЭ (непромышленного несырьевого сектора) в 2022 году тоже почти не просел — он в 2022 году составил $190 млрд вместо 195 млрд в 2021.
В покупателях были изменения, но на тот момент не такие значительные. Китай и Турция сильно нарастили свои доли, но нельзя однозначно сказать, что за счет западных стран. Среди последних сильнее всего закупки сократили Нидерланды — ещё в 2021 году они были на втором месте среди партнеров по экспорту с долей почти в 9%.
Как в 2023 году всё пошло не по плану
По данным OEC за 2023 год экспорт России составил $394 млрд — значительно меньше почти $600 млрд 2022 года. Тем не менее Россия заняла по этому показателю 18 место из 226 стран. На душу населения приходилось $2,74 тысячи от экспорта — это уже 85 место из 220. При этом ФТС отчиталась о $425 млрд от экспорта.
Падение показателей связали с проблемами в торговле с Европой — по этому направлению экспорт упал с $265 млрд до $85 млрд — почти на 70%. Экспорт в страны Азии вырос недостаточно — только на 5,6%, и в целом составил $306 млрд. В 2023 году цены на нефть были уже не такие высокие, что дало результат — в тот же Китай её поставили на 24% больше, а оплату получили выше лишь на 3,5%.
В целом за 2020-2023 год самый сильный рост экспорта отметился в Индию (979%), КНР (150%) и Турцию (122%). Но за 2022-2023 год наибольший прирост показал рынок Гонконга — 319%. На втором месте оказалась Индия с 64% и только на третьем — Китай с ростом на 13%.
За 2023 год среди экспортных партнёров $129 млрд пришлось на КНР, $66 млрд — на Индию, $31 млрд на Турцию и $16 млрд на Казахстан. Отметилась также Бразилия с $11 млрд. В итоге доля Азии в общем объеме экспорта выросла до 72%, но за счёт не наращивания поставок туда, а из-за потери покупателей в других странах. На Европу пришлось всего 20%, ещё 8% — совместно на страны Африки, Южной и Северной Америки.
Состав экспортируемых товаров немного изменился — в ТОП-3 вместо угля и золота (помимо нефти) вошли черные металлы и удобрения. При этом наращивание экспорта произошло лишь среди продовольственной и сельскохозяйственной групп — их продажи выросли на 4,3%. В итоге Россия заняла первые в мире места по экспорту пшеницы, изделий из железа и азотных удобрений.
При этом экспорт в ЕС в основном состоял из газа, нефти, других сырьевых товаров, изделий из железа и стали. Среди поставок в Азию же 2-е, 3-е и 4-е места занимали драгоценные металлы и камни, черные металлы и злаки. Во всех направлениях, включая страны Африки и Латинской Америки, более 40% поставок приходилось на минеральное топливо, нефть, нефтепродукты.
В секторе отдельно ННЭ в 2023 году тоже случилась просадка — всего $148,5 млрд против $190 млрд годом ранее. Но из-за падения экспорта в целом доля ННЭ в общем экспорте выросла до 35%. Вот в какие страны поставки выросли сильнее всего:
- Саудовская Аравия — на 87%;
- Египет — на 57%;
- Бразилия — на 37%;
- Турция — на 36%;
- Китай — на 26%.
На почти треть ННЭ — это экспорт металлургической продукции, ещё примерно по одной пятой приходится на продукцию из сферы машиностроения и агропромышленного комплекса.
2024 год — выбор всё меньше
По оценкам Центрального банка, общий экспорт России в 2024 году составит $417 млрд. В первом квартале продолжала сокращаться торговля с Европой — на 44%. Экспорт в Азию рос, но снова несоразмерно — на 11%. На третьем месте в структуре поставок оказались страны Африки.
К 2024 году нельзя сказать, что смена географии оказалась для экспортеров и страны в целом хорошим решением. Да, новые рынки открыли спрос на ряд новых экспортных продуктов, но в целом Россия теперь предлагает меньшее более ограниченному круг партнёров.
- В 2021 году на топливно-сырьевые товары приходилось 54,5% всей экспортной корзины. В 2024 году на них приходится более 60%;
- В 2021 году на тройку основных партнёров приходилось 28,6% экспорта, а теперь — почти 50%;
- Экспорт высокотехнологичной продукции упал на почти 50%;
- Стремительно снизился экспорт ИТ-решений — на 19% в 2022 году и на 44-47% в 2023 году.
Теперь Россия поставляет более простые товары — в основном ресурсы, иногда с первичной и вторичной обработкой. Раньше другие направления хотя бы развивались, но теперь их доля всё меньше. Из сегмента ННЭ (несырьевой энергетический экспорт) основные позиции составляют:
- фармацевтическая продукция;
- готовые продукты питания;
- электроника;
- химические вещества;
- бытовая химия.
Также хорошо держится АПК (агропромышленный комплекс)
Тем не менее, сектор экспорта ННЭ в 2024 году судя по всему может начать восстанавливаться. За 7 месяцев он составил почти $90 млрд — это на 5% выше показателя за тот же срок 2023 года. По поставкам продуктов питания Россия стала одним из основных экспортеров в мире.
Самые крупные доли в ННЭ — злаки, черные металлы, удобрения, оборудование и механические устройства и растительные масла. При этом более 88% всего экспорта несырьевых товаров осуществляют малые и средние предприятия — их более 18 тысяч.
Итоги
В целом в период с 2021 по 2024 год доли «дружественных» стран в экспорте выросла до 85%, а весь товарооборот с дружественными странами сравнялся с товарооборотом со всем миром 2020 года. На страны Запада теперь приходится только 15% экспорта. Это в основном топливо и другое сырье. Россия сейчас входит в ТОП-5 поставщиков Бразилии, на шестом месте среди поставщиков КНР.
С начала 2022 по начало 2024 года россиянами было открыто более 11 тысяч иностранных филиалов. Из них девять тысяч было открыто в Сербии — открывали детские сады, интернет-магазины, компании по недвижимости и коворкинги, а также консалтинговые агентства. Еще 1600 филиалов открыли в ОАЭ и 800 филиалов — в Армении. Ещё около 450 филиалов открыли в Кыргызстане — во многом для упрощения логистики.
Если вы хотите стать правообладателем собственного бренда – подайте заявку на регистрацию через нашу онлайн-систему.