Интервью с основателем стартапа Verisium о NFC, IoT и технологиях в одежде

AXON пообщался с Вадимом Костомаровым — основателем стартапа Verisium, интегригрующего айти в одежду. О том, есть ли место технологиям в одежде и как бороться с контрафактом.

Привет! Расскажи немного о себе, команде и об идее IoT-платформы?

Привет! Меня зовут Вадим, я основатель стартапа Verisium. Я запустил этот проект вместе с моим другом и однокурсником Эльдаром. Мы вместе учились в Высшей Школе Экономики на бизнес-информатике. Потом мы пошли работать, он — в IT-сфере, я — в экономике.

Спустя пару лет после выпуска из универа я позвонил поздравить его с днем рождения, и он попросил помочь сделать пару слайдов для одного проекта. Я согласился. А оказалось, надо сделать целый бизнес-план для проекта и защитить его перед инвестиционным комитетом «Лаборатории Касперского».

Лого стартапа Verisium
Лого стартапа Verisium

На подготовку нашего решения ушло около 6 месяцев. Мы это делали больше по фану из интереса и ради опыта.

Совершенно неожиданно для нас, в нас поверили и приняли решение инвестировать в проект. До сих пор помню свои ощущения — мы вышли с Эльдаром из их офиса, а в голове большой вопрос — и что теперь с этим всем делать?

Спустя два года мы сделали облачное решение, которое гарантирует оригинальность товаров и помогает брендам становиться ближе к своим клиентам. Например, за счёт интеграции программы лояльности.

Наша миссия — позволить брендам по-новому взаимодействовать со своей аудиторией, сочетая силу инноваций и технологий.

С чем связано название компании?

При выборе названия мы фокусировались только на идее защиты от контрафакта. Поэтому хотелось, чтобы название ассоциировалось с доверием. Мы выбрали латинское слово «Verum», которое переводится как доверие. Подобрали к нему окончание, чтобы не пересекаться с уже зарегистрированными названиями проектов.

Как пришла идея разработки именно такой IoT-платформы: интеграции айти в одежду? Чем вы вдохновлялись?

Идея проекта зародилась у Эльдара. Когда-то давно он заказал в интернете пару UGG из Великобритании, но при получении товара он подумал, что это фейк. Единственным способом проверить оригинальность был QR-код. Но для подделки QR-кода достаточно просто сделать фотографию или скан и напечатать его заново. Согласись, не слишком надежно.

Тогда и родилась идея использовать чипы, чтобы надежней защитить товары от подделок.

Так UGG оказались фейком или нет?

Мы так и не узнали. Отправлять обратно в Англию было лень, и они остались у нас :D

Нам очень понравилась тема с анти-контрафактной системой. Насколько это дороже Certilogo? В чём плюс именно чипа, а не QR-кода?

Сравнивать нас с Certilogo по цене — это то же самое, что сравнивать велосипед и мотоцикл. Это два разных подхода, которые нужны для решения разных задач. Certilogo внедряют для того, чтобы слегка уменьшить масштаб контрафакта, потому что они не могут защитить свои коды от подделки.

Нашу же систему покупают тогда, когда хотят защитить 100% своих пользователей от покупки подделок. Разумеется, это стоит дороже. Хотя бы потому, что кроме более сложной программы, бренду нужно заплатить за сам чип. И далеко не всем брендам это нужно.

QR-код ничем не защищен от копирования. Можно заблокировать код, по которому идет аномально много сканов, но это реактивный тип защиты. Например, в какой-то момент механизм защиты Certilogo заключался в блокировки любого кода после 5 сканов подряд.

Около двух лет назад до вашего появления на рынке, EMC DPO от Emercoin уже заявляли, что защитят от подделок, но проект так и не выстрелил. В чем секрет вашего успешного существования?

Кроме Emercoin существует еще как минимум два десятка блокчейн-стартапов, которые заявляли, что решат проблему контрафакта. Пока никто из них не стрельнул на рынке фэшна, включая нас.

Наше успешное существование возможно благодаря двум вещам. Во-первых, мы делаем ставку не только на фэшн. Это очень консервативная и довольно монополизированная индустрия, где сложно продвигать инновационные решения.

Во-вторых, мы перестали делать ставку на решение для защиты от контрафакта.

Такой подход уже дал плоды?

Результатом смены стратегии стал наш успешный проект с американской компанией 3М, о котором даже писало Microsoft. Мы помогли департаменту автохимических продуктов увеличить количество участников их программы лояльности в 3 раза. Сейчас мы готовим запуск проекта на Европу.

Конечно, химические продукты — это не так секси, как фэшн. Но когда стоит вопрос выживания бизнеса, «красивость» индустрии отходит на второй план.

Какие блокчейн-проекты можешь выделить, которые также работают с интеграцией в оффлайн-товары?

Ведущую позицию в этой области занимает китайский гигант VeChain. Они делают больше упор на автоматизацию цепочек поставок. Также можно выделить компанию Evrythng — они не так давно запустили проект с Everledger.

Довольно прочные позиции держит стартап Chronicled — они работают на рынке автоматизации цепочек поставок в фарма-индустрии.

Если подделают ваш чип, сделают точную копию сайта-производителя и зашьют в этот чип — что произойдёт?

Наверное, ничего, потому что на чипах у нас нет ссылки на сайт производителя :)

При сканировании наших чипов проверка делается мобильным приложением Verisium или мобильным приложением бренда. Чтобы успешно пройти проверку, злоумышленник должен подделать уникальный ID чипа и взломать счетчик количества считываний. На сегодняшний день это невозможно.

Если представить, что у него это получилось, то придется создать фейковое приложение Verisium и пройти модерацию в App Store — а это не произойдет, так как у нас защищен товарный знак.

Хаха, видимо я неправильно понял процесс. Круто, что Verisium — это гарантия.

Да! хотя у такого подхода есть очевидный недостаток — 100% гарантии обходится в разы дороже, чем 95%.

Вы заявляете о возможности делиться медиаконтентом через взаимодействие чипа и приложения на телефоне. Как это происходит и в чем польза этой функции?

Польза в том, что зачастую бренд не знает, кто его клиенты и не имеет с ними канала связи.

Рынок фэшна сейчас очень сильно контролируют реселлеры и онлайн-маркетплейсы типа Amazon, Farfetch и Asos.

Мы же даем возможность бренду напрямую общаться со своим клиентом, вне зависимости, где он купил товар. Через нас можно давать ему эксклюзивный контент, приглашения на закрытые мероприятия и дополнительные сервисы.

Давай представим, что AXON выпускает суперклассные штаны. Как мы можем давать покупателю штанов контент? Опишешь процесс?

После покупки есть возможность подтвердить владение товаром. Для этого покупателю нужно просканировать чип в двух разных локациях.

Допустим, AXON хочет собрать закрытую тусовку, посвященную новому дропу. Чтобы отправить приглашение только своим клиентам, команда заходит в админ-панель Verisium, фильтрует аудиторию и отправляет приглашение, которое придет на телефон всем, кто подтвердил владение какими-то товарами.

Иллюстрация с сайта Verisium Verisium
Иллюстрация с сайта Verisium Verisium

Вы взаимодействовали с CLOUDBURST и CODE RED. Ребята на постоянной основе применяют вашу платформу?

Cloudburst продолжает нас использовать. CODE RED решили, что для них эта технология слишком продвинутая — с проблемой контрафакта они еще не столкнулись, а программу лояльности запускать не видят смысла. В их случае использование оказалось просто нерентабельно.

На какие страны ориентирован продукт? Какие ещё бренды хотите привлечь к сотрудничеству? Acronym?

Мы в первую очередь смотрим на европейский и американский рынок, поскольку большая часть крупных брендов родом оттуда. Идеальным нашим клиентом был бы Gucci. Они создают классное комьюнити вокруг себя, и кроме базовой защиты от фейков, мы можем помочь с построением экосистемы вокруг их бренда.

Acronym было бы круто! Мы даже встречались с Эрролсоном Хью (прим. основатель Acronym). Он подарил мне, Эльдару и нашему CTO Дмитрию по куртке. Встреча произвела на нас большое впечатление.

Это полная противоположность Fast Fashion! Например, та версия модели штанов, которую сейчас можно купить в их магазине, уже двадцатая. Он постоянно что-то дорабатывает в своих продуктах.

Ого, встреча с Эрролсоном — круто! А насчёт штанов — мы делали об этом мем: очень часто меняется цвет, пришивается карман и вау — новая версия.

Мем <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fvk.com%2F%40axon_community&postId=197169" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">AXON </a>
Мем AXON 

Я думаю, Эрролсон оценил бы мем, если бы мог читать на русском :)

Как сам относишься к Techwear? Есть ли за ним будущее?

Techwear — это очень интересная эстетика и много классных решений в плане функциональности С точки зрения бизнеса — это крохотный рынок, который держится на небольшой группе энтузиастов.

Лично я люблю теквир и у меня есть несколько вещей от Acronym, Cloudburst и Riot Division в гардеробе, которые я с удовольствием ношу. Тем более, что в некоторых из них есть наши чипы :)

С какими трудностями сталкивались в работе?

Самое сложное оказалось понять, что не надо доверять собственным идеям, а вместо этого слушать то, что говорят клиенты. Для этого надо уметь признавать, что твои представления о том, что нужно, а что нет, могут быть полной фигней. Это очень важное умение, о которое разбивается, как мне кажется, большинство стартапов.

Считаешь ли ты свой продукт законченным? Какие планы по развитию?

Разумеется, нет. Это бесконечный процесс. Из ближайших планов это добавить более гибкий аналитический движок и работать над модулем ИИ, чтобы улучшить качество рекомендаций, которые бренды делают своим клиентам через нашу платформу.

Вадим, большое спасибо за интервью. Желаем успехов вашему стартапу. Уверены, что на рынке фэшна стрельнёт именно ваша система!

Спасибо большое за приглашение и пожелание! Взаимно приятно было пообщаться! Желаю вашему коммьюнити успешно развиваться и помогать расти российскому и не только теквиру!

Поговорили с Verisium и отредактировали — AXON: сообщество о теквире и технологиях.

11
Начать дискуссию