{"id":13469,"url":"\/distributions\/13469\/click?bit=1&hash=dcec5b6e3b31a287caee6d7b8c40fce348ae8105cc77ec73f81e9a3fa844790a","title":"\u041a\u043e\u043d\u043a\u0443\u0440\u0441 \u0434\u043b\u044f \u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0447\u0438\u043a\u043e\u0432 \u0442\u043e\u0440\u0433\u043e\u0432\u044b\u0445 \u0440\u043e\u0431\u043e\u0442\u043e\u0432","buttonText":"","imageUuid":"","isPaidAndBannersEnabled":false}
Офлайн
Филипп Дончев

Настольные ролевые игры как самоокупаемое хобби

Мы не становимся взрослыми. Это наши игрушки становятся дороже. И абсолютно нормально заниматься тем, чем нравится, если это не вредит тебе или другим) Этот материал — обзор статуса настольных игр, как способа весело проводить время и даже зарабатывать на этом!

Настольные ролевые игры в 2020-тых

Они существуют. И одна из важнейших причин — свобода действий. Это то, что сложно реализовать в играх на ПК. Да и, говоря субъективно, компьютерные игры больше развиваются в плане графики, имитируя свободу действия тысячами квестов.

Живы ли еще Драконы и Подземелья?

Когда говорим про настольные ролевые игры (НРИ), то Драконы и Подземелья остаются наиболее известной платформой для команды приключенцев. Вселенная, описанная в сотне книг, воспетая в песнях Blind Guardian и воплощенная в десятке компьютерных игр. В чем же её особенности?

  • Проработанная вселенная. Расы, кланы, география, зелья, артефакты, способности героев… Бери и играй.
  • Точная система. К этому мы еще вернемся в недостатках. Но в преимуществах — игроки и мастер точно знают, что произойдет если использовать Артефакт А в Ситуации Б.
  • Наличие атрибутов. Карты, минифигурки, пособия по созданию террейнов, готовые прописанные приключения.

Однако с рынком НРИ произошла любопытная трансформация. Вместо того, чтобы стать широкой нишей, знакомой для всех и каждого, НРИ стали супер-развитыми локальными самородками. Каждый человек, при бюджете в условные 1-100$ и наличием свободного времени по выходным, способен за 2 недели написать модуль приключений и найти игроков. Но одними лишь драконами ограничивается мир приключений?

Какие еще есть векторы для игр?

На вкус и цвет игроков нет. В основе каждой НРИ лежит своя система. Как в каждой компьютерной игре есть свой движок. Только в компьютерных играх считает железо, а в НРИ роль центрального процессора отходит мастеру. Поэтому и игры делятся на следующие типы. Классификация субъективна:

  • Четкие но нудные. Здесь идеальным примером будет Вархаммер. Каждый выстрел измеряется рулеткой, а 70% игрового времени участники проводят расчеты «попал-промазал».
  • Детализированные. Те же Драконы и Подземелья, Pathfinder, Dungeon Crawler.В игре уже существует все, что может существовать. Мастер и игроки должны запомнить, как комбинируются предметы и броски кубиков. То есть, ты: бросаешь кубики, смотришь на модификаторы персонажа, смотришь на модификаторы ситуации, смотришь на модификаторы снаряжения и все это комбинируешь между собой. Сложно…
  • Приключенческие. Воруй, убивай, кради гусей! Правилам и механике здесь отведена вторичная роль. Мастер уверенно ведет игроков дорогой приключений, прикидывает на глазок последствия битв и сражений. Примером могут быть домашние игры, придуманные дома в тетрадке на механике из двух шестигранных кубиков. Или, более великое детище Savage Worlds. По сути — это конструктор для сборки своих миров. Будь-то фантастическое будущее, нуарный детектив или добротное фентези рубилово.

В первом случае, когда правила жесткие, игроки играют с мастером на равных. Они могут поправлять, корректировать и спорить. Во втором случае, львиную долю игровых событий контролирует мастер, но игроки могут находить неточности, корректировать мастера, давать ему указания. Но чем больше свободы в игровом мире, тем весомее роль мастера. Как капитан на корабле, мастер — король, судья и сам Господь Бог.

Частный кейс по организации настольных ролевых игр

Почему решил начать вести игры? Потому, что это офигенно! Единственное требование — искренне любить то, что делаешь. Поэтому за основу игровой вселенной была взята любимая серия книг Ричард Длинные Руки. А игровая механика сперва была самодельной, но потом, по рекомендации хорошего человека, перешел на Savage Worlds.

Сюжет и атрибуты — это не проблема

Создавать и вести настольные игры можно и будучи бедным студентом. Нужен только доступ к принтеру и наличие ноута или блокнота с карандашом. Обычно настольные игры требуют следующего:

  • Сценарий. Его пишет мастер. Сценарий — это не свод жестких правил, а скорее рекомендации для продвижения партии. Ведь игроки любят исследовать открывшийся мир, убивать квестовых персонажей, избегать специально для них подготовленных опасных локаций. Забавно, но игроки чаще вредят своим персонажам больше, чем заготовленные для них монстры и ловушки.
  • Листы персонажей, блокноты, карандаши, дайсы. Дайсы — многогранные кубики. Их можно как покупать, так и скачать с ними бесплатное приложение. Листы персонажей — это перечень способностей, инвентаря, навыков, которыми снаряжен каждый игрок.
  • Карты местности. Спорный вопрос. Играть без карт — охрененно для воображения. Каждый игрок полностью погружается в мир и видит графику покруче, чем выдают топовые видеокарты. Но в боевых сценах очень сложно ориентироваться. Если создавать карты, то есть классный сайт Inkarnate. Но куда проще распечатать лист А3 в крупную клетку, заламинировать и рисовать водяным маркером боевые локации, при необходимости стирая их губкой.

При этом инвентарь для игр вторичен сюжету. Игроки и мастер творят волшебную историю, которая по своей эпичности легко уступает как фильмам, так и играм.

Проблема — собрать людей

Это именно моя головная боль. В игру комфортно вести партию от 3 до 7 игроков. Но, если на первую игру отписались 10 человек, то придет из них, в лучшем случае, трое. Остальных можно подключать в следующих партиях, но это немного фрустрирует участников.

Что делать? Принять это как данность. За многие игры у вас сформируется «костяк» в 2-4 игрока, которые чаще всего будут на играх. К остальным относитесь как к статистам.

А что по деньгам?

Мне интересно заморачиваться над игрой. Когда понял, что сюжет и стиль нравятся игрокам, то начал покупать рулбуки, дайсы, платную подписку для создания карт и печать цветных карт.

Поэтому был введен оргвзнос) Первая игра — бесплатно. Дальнейшие — 1-2$ с человека. Но есть ли развитие для ценообразования? Да, такое предвидится. И здесь мы приходим к одному игровому нюансу — линейность.

Чаще всего начинающие мастера прописывают одну сюжетную линию, по которой игроки идут как по рельсам. Это не сильно интересно, но достаточно для приключения. С каждой новой компанией игроков появляется возможность улучшить сюжетную ветку, добавив в неё ответвления. Что и сказывается на цене игры. Ведь растет кол-во локаций и прописанного материала.

Что делает эта статья на VC? Я ищу обратную связь и рекомендации читателей) Может кто-то знает инструменты для написания сюжетных веток (кроме MIRO), может кто-то сам хочет вести игры, и для таких людей пишу сайт с вариантами выбора сюжетных веток. А может вы просто поставите плюсик, усилив уверенность в том, что эта тема достаточно интересна)

В любом случае, спасибо, что прочитали! Надеюсь, еще увидимся)

0
73 комментария
Написать комментарий...
Даниил Панов

Настолки очень интересное хобби. Вот только монетизация у него, как мне видится, очень слабая. В городе с населением в 700 тысяч я не слышал ни об одном мастере, который смог бы заработать. Взносы за сессии отпугивают и без того малую аудиторию нри, особенно новичков.

Ответить
Развернуть ветку
Филипп Дончев
Автор

Смотря какие взносы, и рассказывается ли, что стоит за ними? Я честно объяснил игрокам, что рулбук стоит 700 грн и печать карт по 15 грн за штуку. Плюс, как третичный фактор, силы на написание сценария))) Поэтому цена адекватна)

Ответить
Развернуть ветку
Dungeon Michael🕸️

Для примера, в Ижевске 600 тысяч. На пикабу у Сундука дракона есть интервью с мастером, который по 30к на играх зарабатывает (и это в свободное от работы время, как хобби, не основной доход).

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Святослав Драгунов

Так, то есть, если мастер царь и б-г, то как быть со справедливыми решениями в этих играх? Фактически, можно превратить игру в ад, ставя игрокам подлянки, а свою самодурость списывая на иллюзорные "правила"

Ответить
Развернуть ветку
Артемий Волопянский

В ролевой игре ведущий не играет против игроков, так как у них нет состояния победы. Его задача — подготовить интересные ситуации для персонажей и создать интересную основу для игры.
Правда некоторые новички с опытом в варгеймы или некооперативные настолки часто с большим трудом отучиваются от попыток «победить» в НРИ.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Эланор Брендибек

Все решает мастерский произвол... и бросок кубика.
Некоторые манчкины, наоборот , создают головную боль для мастера, прокачивая персонажей по доп. правилам либо найдя дырку в оригинальных
*пишу с сессии по d&d 3.5e*

Ответить
Развернуть ветку
15 комментариев
enkryptor

Мастер не играет "против" игроков, поэтому ставить им подлянки не должно быть его целью. Если это не так, значит это плохой мастер. А если мастер плохой, то "несправедливость" его решений будет далеко не единственной проблемой.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
unknown

Везде ищите подвох) настолки не про это, токсичности нет, все сидят за одним столом и это скорее социальное мероприятие, чем игровое.

Ответить
Развернуть ветку
Елизавета Маркус

от такого ведущего бы быстро игроки разбежались, думаю

Ответить
Развернуть ветку
Филипп Дончев
Автор

Если превратить игру в ад, то и черти разбегутся) На сессиях существует правило ,что "последнее слово" остается за мастером. Но договариваться можно всегда

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Романов

Пишите в ведении о чем статья :(

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Беркут

Когда-то натолкнулся на книгу. Читаешь, и в конце каждого события делаешь выбор и переходишь в новый раздел книги. Достаточно интересно, но только на 1 раз. Здесь, как я понял, сюжет более масштабен, верно?

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Potapov

Да, я помню, что впервые познакомился с такими книгами лет тридцать (ой) назад. В купе поезда со мной ехал мальчик, у которого было штуки три в разных сеттингах. Реиграбельность у них, кстати, была неплохая, точно не на один раз.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Артемий Волопянский

Фишка ролевой игры в том, что в ней и игроки выбирают действия из открытого списка (читай — делают, что хотят в рамках логики) и ведущий реагирует на их действия так, как считает нужным. Так что сюжет не столько масштабнее, сколько гибче.
При этом часто подробно прописанного сценария перед игрой может и вовсе не быть. Сейчас ОЧЕНЬ много авторов и ведущих топят за импровизационный подход.

Ответить
Развернуть ветку
Святослав Драгунов

Видимо такие игры вышли из моды, так как вместо одной сюжетной кампании авторы должны были писать n+1

Но если бы вышел масштабный цикл сегодня, то я бы с удовольствием почитал бы

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Костя Лебедев

Прикольно, помню были такие в 90-тые

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Denis Antonov

Да нет, просто у вас другое хобби — вы что-то мастерите и на это тратите всё то время, которое могли бы потратить на интересную игру. Значит играть не так уж хочется, когда захочется — найдёте время :)

Ответить
Развернуть ветку
Alexey

Если ты живёшь ради работы и вспомнить нечего будет, не имея увлечений, никуда не ходив на выходных. Хрен с ним с играми, жить то живёшь или после работы, работаешь?
Такие вопросы я себе задавал. А теперь и после работы прогулка по городу и в выходные сходить, и присматриваю настолочки. В общем, много чего поменял и есть что в конце года рассказать и показать другим.
PS: но если тебя устраивает то, что другие рассказывают о своих впечатлениях и увлечениях, а ты в ответ "да, круто", то это твой выбор. Добра.

Ответить
Развернуть ветку
Dungeon Michael🕸️

Настольная ролевя игра похожа на поход в кино. Только зритель он же и актер, управляющий каждый своим персонажем. Эти ощущения невозможно передать словами, погружение намного глубже, чем в фильме и даже компьютерной игре. Кроме того, сюжет даже самой нелинейной компьютерной игры ограничен заранее. В настольной ролевой игре даже ведущий не знает, как всё закончится и что вообще может произойти, так как сюжет создается совместно во время игры через решения игровых персонажей.

Вы же ходите в кино хоть иногда или смотрите его по телевизору? Значит можно найти время и на одну игру вместо пары фильмов. Выходные никто не отменял ;)

Ответить
Развернуть ветку
Максим Гомбоев

На настольные игры время выделяется из тех же ресурсов откуда люди берут время на качалку, танцы, хобби типа интеллектуальных игры, изучение языков.
Если у вас не получается выделить это время, то скорее всего вы перегружены очень.
Что касается меня, то время выделяю свободно - работаю сам на себя.
Настольные игры сочетаю с изучением английского. Играем на английском в клубе разговорного английского. Удобно.

Ответить
Развернуть ветку
Филипп Дончев
Автор

Скажу как мастер. Каждый будний день получается выделить по 1 часу (дорога до офиса и обратно) на обдумывание сюжетных линеек. И час вечером, чтобы зафиксировать это в Миро) В субботу уже можно выделить 2-3 часа на прорисовку карт) а игрокам достаточно выделить 3-4 часа в неделю-две, чтобы сыграть)))

Ответить
Развернуть ветку
Филипп Дончев
Автор

И, самое главное, не стоит относиться к играм как к играм) Как бы странно это ни звучало) Это скорее способ рассказать совместными силами интересную историю) И погрузиться в невероятную для себя игру. Кто-то готов тратить 500$ на путешествия раз в году. Здесь ты тратишь 2$ и впечатления получаешь не меньшие)))

Ответить
Развернуть ветку
Костя Лебедев

А пробовал проводить онлайн сессии? Это же намного проще, чем оффлайн собирать группу

Ответить
Развернуть ветку
Елизавета Маркус

разница видимо как в вечеринке на дому, и вечеринке по зуму

Ответить
Развернуть ветку
Филипп Дончев
Автор

Да, и еще для онлайн игры нужна спокойная атмосфера дома, а это сложно с ребенком и собакой))) Плюс нет связи с аудиторией) А так, когда рубитесь за столом, ты прям чувствуешь весь жар и эмоции игры))))

Ответить
Развернуть ветку
Артемий Волопянский

У меня совершенно не выходит играть онлайн, даже с горячо любимыми в офлайне ведущими — мгновенно теряется концентрация. А вот водить онлайн пока что нравится.
В общем, это очень неуниверсальный вариант.

Ответить
Развернуть ветку
Святослав Драгунов

Ощущения, наверно, не те

Ответить
Развернуть ветку
Анна Музыка

Побуду душнилой: прежде, чем писать типологию и вводить читателей в заблуждение я бы посоветовала больше ознакомиться с движками НРИ. Назвать ПБТА домашними правилами из тетрадок - следствие явного незнания, да и типов игр гораздо больше, чем скучные и веселые=.=

Ответить
Развернуть ветку
Артемий Волопянский

Если честно, встречал достаточно много людей, водящих домашние авторки на 2d6, преимущественно в среде полигонщиков 90х. Сомневаюсь, что человек именно про ПбтА.

Ответить
Развернуть ветку
Филипп Дончев
Автор

Там скорее речь про трансформацию ПБТА через призму своего ЛоРа, любимых для мастера механик и ходов)

Ответить
Развернуть ветку
Эланор Брендибек

Мне кажется, что оптимальная модель монетизации подобного хобби , если вопрос стоит - организация стримов.
Опыт Critical role и других не даст соврать
https://www.twitchmetrics.net/channels/popularity?game=Dungeons+%26+Dragons

Ответить
Развернуть ветку
Филипп Дончев
Автор

Вполне, если игроки "за" и есть оборудование+локация)

Ответить
Развернуть ветку
Alex Makedon

Друг водит по PBTA, 1000р за сессию с игрока, но это Москва.

Популярность т.н. "сложных" систем, в первую очередь днд, сильно портит путь и игрока, и мастера, увы. Многие так и не начинают полноценно играть за персонажа, а не наобор статов, которые кидают кубики.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Филипп Дончев
Автор

Истинно так! Причем, как показывает практика, если человек втянулся, то он будет отличным игроком!

Ответить
Развернуть ветку
Anatole Nav

Разные линии развития, это проблема не только полевых игр

Ответить
Развернуть ветку
Nathan Zachary

Если не ошибаюсь, то в "теории большого взрыва" они всю дорогу пытаются играть как раз в ДНД.
В Санкт-Петербурге знаю как минимум два места, где народ собирается и рубиться в warhammer. это же тоже настолка. так вот они находят и время и место, и очень азартно это делают!

Ответить
Развернуть ветку
Nathan Zachary

Извините, конечно же "рубиТСя", голосовой ввод подвёл ☺️

Ответить
Развернуть ветку
Филипп Дончев
Автор

Я из Житомра) Здесь с культурой настолок несколько волнообразно)

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Vladimirsky

Что думаете о перспективах скрещивания GPT3 и текстовых квестов?

Ответить
Развернуть ветку
Филипп Дончев
Автор

В перспективе это выглядит охрененно! Но потребует или огромого энтузиазма, или огромных инвестиций, или долгого времени.

Есть похожий проект, который генерирует окружение в игровом мире, но он работает "как сон". То есть, игроки могут как бы двигаться "вперед", но нет возможности вернуться на прошлую локацию в её неизменном виде

Ответить
Развернуть ветку
Ангелина Созонова

Настольные игры это очень здорово и полезно, ведь последнее время все время мы проводим в телефонах.

Ответить
Развернуть ветку
Филипп Дончев
Автор

Настолки не панацея) А в телефонах сидим потому, что нет ничего более интересного. Дайте человеку что-то захватывающее больше, чем телефон, и он умчится в новую стезю)

Ответить
Развернуть ветку
Anatole Nav

Ничего не понимаю в ролевых играх, но уверен, что они должны эволюционировать в онлайн формат. Чего не хватает, чтобы она стала там интересней и как примерить современные технологии? Сложные миры это классно, но мне кажется что и до безобразия простые вещи могут быть интересны, если у пользователя будет возможность придумать и применить ответ, который выходит за рамки изобретённых игрой правил.

Ответить
Развернуть ветку
Филипп Дончев
Автор

Переход в онлайн — это не эволюция, а разделение. В онлайне игроки получают возможности играть как угодно и откуда угодно... Но, теряется атмосфера. Раньше я тоже думал, что это не критично. Но, как оказалось, оффлайн встречи востребованы) Весьма и зело!

Для онлайна на каждое действие игрока нужно придумывать все реальные линии развития последствий)

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Dungeon Michael🕸️

Никакой речи о самоокупаемости быть не может, пока не начал платить налоги, считать бухгалтерию и заниматься прочими радостями предпринимательской деятельности.

Или в Украине можно не платить налоги в каких-то случаях?

Ответить
Развернуть ветку
Филипп Дончев
Автор

1. Я посчитал, сколько потратил на покупку рулбуков, печать карт, печать листов персонажей, покупку платного аккаунта для генерации карт.
2. Рулбуки были куплены за "1000 от президента", которая давалась всем, кто прошел вакцинацию.На все остальное была потрачена сумма N
3. На прошлых выходных провел сессию, и подсчитав оплату увидел, что вышел в плюс, сопоставив затраченные средства.

Силы и время на подготовку партий не считаю за работу, так как получаю от этого удовольствие, сопоставимое с ПК играми. Плюс, ты тратишь средства на печать карт, которые используешь потом с другими группами игроков.

Вопрос про налоги вообще не поднимается, так как оборот небольшой) На уровне MVP)

Ответить
Развернуть ветку
Just Greg

У меня настолки не окупаются, но принтер, ламинатор, резак и интернет привели к сильному снижению цены и повышению временных затрат на подготовку.

Ответить
Развернуть ветку
Филипп Дончев
Автор

В смысле, не окупаются?)

На игру мне нужно 3-6 напечатанных карт, формата А3. 1 карта - 50 центов. Карты используются многоразово, как на новые группы игроков, так и на встречи друзей/знакомых/родственников. А плата, как и говорил, 1-2 доллара с человека.

Вы проводите платные игровые сессии или бесплатные?

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 73 комментария
null